Библиотерапия для пожилых людей (терапия чтением) – суть данного метода

Библиотерапия для пожилых людей (терапия чтением) - суть данного метода

Она использует отношение человека к содержанию книги.

Библиотерапия часто сочетается с письменным лечением (скриботерапия), доказана эффективность при лечении депрессии.

Библиотерапия, как метод психологической коррекции

Библиотерапия – это метод психотерапии, который использует лечебный и поддерживающий эффекты чтения. Он также служит развитию человеческой личности. Терапевтический метод часто путают с обычным чтением, развивающим информационную грамотность, а не обеспечивающим исцеление.

Цель терапии с помощью прочтения книги отразить стрессовую ситуацию, с которой сталкивается человек. Чтение может помочь снять накопившееся напряжение. Библиотерапия способна привести к восстановлению удовольствия от жизни, повышению личной удовлетворенности.

Процесс ориентирован, прежде всего, на эмоциональное восприятие выбранного произведения. Важна также рациональная составляющая.

Направление метода – оказание положительного влияния на психосоматическое состояние человека, укрепление психической устойчивости, равновесия.

Чтение само по себе также помогает развить фантазию, креативность, критическое мышление, навыки общения, создавая новый эндоцепт в мозгу человека.

Библиотерапия для пожилых людей (терапия чтением) - суть данного метода

Методология, авторы, история развития в цифрах

Свои корни библиотерапия берет в древнем Египте и Греции. Уже в эти времена люди верили в целительную силу написанного текста.

Например, Сократ утверждал, что терапия словом возвращает душевную гармонию.

Аристотель обнаружил, что рифмованная речь способна благотворно влиять на психическое состояние человека (он считается основоположником поэтической терапии). Его преемником был Фридрих Ницше.

Другие известные имена, связанные с развитием библиотерапии: Герхард Данцер, Носсрат Пезешкиан, Бенджамин Раш, Джон Минсон Галт и др.

Хронология развития библиотерапии в Росии:

  • 1836 г – чтение, как один из методов психотерапии, упомянуто в издании «Общая терапия» (И. Е. Дьяковский).
  • 1916 г – основание кафедры библиопсихологии в педагогическом институте Женевы (Н. А. Рубакин).
  • 1927 г – введение термина «библиотерапия» в широкую общественность (М. П. Кутанин), применение этого метода в терапевтических целях (И.З. Вельвовский).
  • 1967 г – открытие 1-го кабинета библиотерапии (И.З. Вельвовский), методика стает самостоятельной дисциплиной.

Библиотерапия для пожилых людей (терапия чтением) - суть данного метода

Как и с кем это работает

Библиотерапевтический процесс ориентирован на рациональное и эмоциональное восприятие произведения.

Практическое значение библиопсихологии – управление стрессом, облегчение психического напряжения, катарсис, понимание ситуации, примирение с ней. Первично оказывается влияние на психосоматическое состояние человека, усиливается психологическое сопротивление. Вторично чтение помогает развить коммуникативные навыки, что положительно влияет на развитие личности как таковой.

Эффект библиотерапии подпадает под категорию экспрессивной терапии, к которой относится также арт-терапия (лечение изобразительным искусством), драматерапия (лечение театром) и т.д. Для усиления эффекта, поддержки творческого потенциала, самосознания эти терапевтические подходы могут быть объединены.

Библиотерапия используется для лечения различных зависимостей, травм, психических заболеваний, эмоциональной лабильности. Рекомендуется для людей, покинувших свое естественное окружение и вынужденных приспосабливаться к измененным условиям жизни (санатории, тюрьмы), тяжелобольных, инвалидов и т. д.

Ситуации, в которых помогает лечение книжным словом:

  • сложные ситуации, у детей это, например, переезд, новая школа, новые одноклассники, у взрослых – семейные проблемы;
  • кризисные периоды — развод, смерть в семье, тяжелая болезнь;
  • психические проблемы — беспокойство, депрессия, зависимость, расстройства настроения;
  • в профилактических целях библиотерапия проводится в детских домах, домах престарелых, группах поддержки и т.д;
  • физические дефекты у пациента.

Предполагаемые результаты

Важный показатель оценки эффективности библиотерапии – интерес пациента к чтению. В случае его снижения можно судить об ухудшении состояния здоровья.

Существуют разные типологии эффектов и функций терапевтического метода:

  1. Информационные функции. Чтение дает информацию, повышает уровень знаний при одновременном снижении страха перед неизвестным. Эта функция присуща научной литературе.
  2. Образовательная функция. Чтение приносит взгляды и мнения, повышающие образование.
  3. «Зеркальная» функция. Читатель сравнивает взгляды автора со своими взглядами, на основании этого сравнения изменяя свое собственное мнение.
  4. Идентификационные функции. Читатель находит пример или идентифицирует себя с персонажем.
  5. Очищающая функция. При чтении книги может произойти психологическое очищение (катарсис). Для достижения этого эффекта необходимо, чтобы произведение могло выполнять такое очищение, а читатель был готов испытать катарсис во время чтения.
  6. Эстетическая функция. Книга действует на читателя эстетически.
  7. Релаксационная функция. Обеспечение расслабления, релаксации.

Как выбрать книгу

Инструмент библиотерапии – книга, но не каждая. Речь идет не о чтении случайной книги, необходимо учитывать уникальность каждого читателя (пол, возраст, образование, жизненный опыт…), его нынешнюю ситуацию.

Перед применением библиотерапии необходимо установить цели, на которые она будет направлена. Плохой выбор книги может оказать негативное влияние. Лечение должно помочь человеку адекватно справиться с трудной жизненной ситуацией, компенсировать негативные изменения в психике, преодолеть кризис, следовательно, достичь полной реабилитации.

Список книг для детей дошкольного возраста

Библиотерапевтическая литература для читателей-детей:

  1. «Дети из Бюллербю» (А. Лингрен). У Бритты и Анны нет ни собаки, ни кроликов, ни каких-либо другихБиблиотерапия для пожилых людей (терапия чтением) - суть данного метода животных. Но у них есть дедушка. Это лучший дедушка в мире. Он живет в Норргордене, у него есть своя комната на 1 этаже. Это такая хорошая комната и такой хороший дедушка, что дети из Бюллербю всегда идут туда в свободное время.
  2. «Я умею прыгать через лужи» (А. Маршалл). Эта книга представляет собой автобиографическую историю из детства автора. В ней описывается, как Алан перенес полиомиелит, обездвиживший ему обе ноги. Но это не остановило его на пути к своим целям. Герой не сдавался, он не принимал свой гандикап, старался делать все, что делали его сверстники.
  3. «Мы дети из станции Зоо» (Кристиан Ф.). Это автобиографическое произведение вселяет надежду, что из безнадежной ситуации всегда есть выход.

Примеры книг для подростков

Библиотерапевтическая литература для читателей-подростков:

  • «Мне было 12 лет…» (Натали Швайгеффер). Реальная история о девушке, подвергшейся сексуальному насилию. С 12 лет ее собственный отец издевался над ней, запугивал ее. Целых 5 лет Натали переживала ад, прежде чем набраться смелости и сбежать с остальными членами семьи. Тема: сексуальное насилие над детьми.
  • «Исповедь модели» (Мартина Копрживова). Открытое признание молодой успешной женщины-модели, описывающей свой карьерный путь от почти детства, через сложный пубертатный период до наших дней. Тема: зависимость, расстройства пищевого поведения, психосоматические проблемы.
  • «Дневник классного аутсайдера или Как я победил издевательства» (Эрик Кан Гейл). Эрик был нормальным мальчиком до 6-го класса, но по какой-то необъяснимой причине группа одноклассников сделала его аутсайдером. Даже его лучший друг выступил против него. Тема: издевательства, дружба, школа.

Библиотерапия для пожилых людей (терапия чтением) - суть данного метода

Примеры книг для взрослых

Библиотерапевтическая литература для взрослых и пожилых читателей:

  • «Человек, который сажал деревья» (Жан Жионо). История рассказана с точки зрения молодого человека, отправившегося в путешествие по пустынным французским альпийским уголкам. Тема: внутренняя решимость, смысл жизни, ясное, непоколебимое счастье.
  • «365 коротких историй для души» (Бруно Ферреро). Ряд добрых историй популярного автора Бруно Ферреро. Тема: отношения, дружба, жертва ради других.
  • «Танцую так быстро, как могу» (Барбара Гордон). Автобиографическое признание успешной эмансипированной женщины, сценариста и режиссера нью-йоркского телевидения, которая мобилизовала все силы своей личности, чтобы жить без наркомании. Тема: психическое расстройство, тревога, депрессия, злоупотребление успокоительными препаратами, отношения.

Подводя итоги

Библиотерапия – это поддерживающий психотерапевтический метод, в ходе которого применяются лечебные эффекты от чтения. Цель состоит в определении внутренней проблемы человека.

Механизм библиотерапии – использование соответствующих произведений, упрощающих рассмотрение ситуации пациента с разных сторон, для оказания помощи в нахождении правильного решения, пути. Произведение должно соответствовать жизненной ситуации человека, персонаж в рассказе должен решать те же проблемы, что и он.

Особенно детям важно, чтобы герой книги соответствовал им по возрасту. Само собой разумеется, что истории должны заканчиваться позитивно, давать пациенту надежду, шанс, мотивацию.

Посредством текста пациент должен обрести самопонимание, осознать, что он не одинок, что та же участь постигла многих других. Например, подходят автобиографические истории, авторы которых сами перенесли опасное для жизни испытание, снова вернувшись к жизни. Правильно подобранный текст может повысить уверенность пациента в себе, повлиять на эмоциональное состояние, развить личность.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/terapiya/recommend/biblioterapiya.html

Библиотерапия для пожилых людей

Сотрудники пансионата «Наш Дом» уделяют психотерапевтическим методикам самое пристальное внимание. Библиотерапия принадлежит к числу универсальных, проверенных временем методик, способствующих продлению активного периода жизни.

В основе лечения чтением лежит базовый принцип психологического воздействия на человеческое сознание, а именно – воздействие словом.

Специально подобранная литература, а также чтение вслух нормализует состояние пациента, благотворно влияет на когнитивные процессы, предотвращает деструктивные изменения в головном мозгу.

Как чтение влияет на пожилых людей

Чтение – не просто способ организации досуга, это занятие, которое продлевает жизнь. Библиотерапия под руководством квалифицированного специалиста:

  • стимулирует мыслительные процессы;
  • развивает фантазию, воображение, внимание и другие когнитивные функции;
  • способствует ясности ума;
  • отвлекает от проблем;
  • стимулирует творческие способности;
  • помогает бороться с депрессивными состояниями, стрессами, тревогой;
  • используется как полноценный лечебный приём в комплексной терапии неврозов и некоторых соматических заболеваний.

Книги – эффективная профилактика деменции, болезни Альцгеймера и других возрастных патологий. По данным научного исследования, которое продолжалось более 12 лет, любители чтения в среднем живут дольше на 2 года.

Читайте также:  Психология людей пожилого возраста - основные проблемы, особености

Библиотерапия для пожилых людей (терапия чтением) - суть данного метода

Сколько времени в день стоит уделять чтению в пожилом возрасте? Врачи считают, что не менее 3,5 часов в неделю. Особенно полезно, когда прочитанные книги обсуждаются в кругу других постояльцев. Когда пациенты делятся друг другом впечатлением от прочитанного, попутно развиваются социальные связи, налаживаются новые отношения.

Как выбирать книги

Далеко не всякая литература будет полезна в пожилом возрасте. Идеальный вариант, когда выбором книг занимается профессиональный психолог. Список литературы имеет индивидуальный и рекомендательный характер, но универсальный критерий отбора – высокое художественное качество книг.

Бульварное чтиво, низкосортные развлекательные романы не подходят для терапевтических целей. Пожилым людям полезно читать жизнеутверждающие, наполненные смыслом, заставляющие задуматься произведения. Такое чтение укрепляет желание жить, формирует позитивное отношение к окружающему миру, повышает самооценку.

Библиотерапия для пожилых людей (терапия чтением) - суть данного метода

Не менее полезны книги по психологии, управлении собой, саморазвитию. Подобная литература стимулирует интеллектуальную деятельность, благоприятно действует на психоэмоциональный настрой.

В случае, если у пациента трудности со зрением или есть другие проблемы, мешающие чтению, сотрудники пансионата «Наш Дом» всегда почитают вслух, а также поучаствуют в обсуждении прочитанного.

Чтение наполнит жизнь приятными впечатлениями, поддержит организм в физическом и эмоциональном тонусе. Хорошая книга без всяких лекарств придаст бодрости, оптимизма и жизненных сил.

Источник: https://pancion-nashdom.ru/biblioterapiya-dlya-pozhilyx-lyudej/

Лекарство для души: осваиваем библиотерапию

«Удивительная методика излечивает даже самые сложные недуги, не имеет противопоказаний, подходит всем. При этом «лекарства» обойдутся вам почти бесплатно!» — жаль, что приемы библиотерапии не рекламируют по телевизору и в интернете: такая бы реклама точно подействовала, а Минздраву не пришлось ни о чем предупреждать!

… Как вы думаете, над входом куда у фараона Рамзеса II висела табличка «Лекарство для души»? Представляете, в библиотеку! Говорят, и Пифагор, который занимался не только математикой, но и целительством, помимо трав и музыки успешно применял стихи для лечения болезней. В средневековой Европе считалось, что все исцелит духовная литература. В эпоху Возрождения английский лекарь Сагэйдем «прописывал» пациентам «Дона Кихота». В СССР использование библиотерапии в психологии исследовалось с 1920-х годов в домах отдыха и санаториях.

Библиотерапия для пожилых людей (терапия чтением) - суть данного метода

Почему полезны эти техники

Специалисты считают, что главные бонусы, которые дает этот метод и чтение вообще, таковы:

  • Стимуляция мыслительных процессов
  • Развитие воображения, внимания, памяти
  • Отвлечение от проблем, чувство уверенности в себе
  • Средство от подавленного состояния и стрессов
  • Стимуляция творческих способностей.

Технология «библиотерапия для пожилых людей» — это не только инструмент психологической коррекции, но и профилактика возрастных патологий (деменции, болезни Альцгеймера и др.). По данным исследований, активно читающие люди живут в среднем дольше на два года!

Исследователи трудятся не покладая рук — в частности, составляют полезные подборки книг, излечивающих от того или иного. Например, «Король Лир» Шекспира или «Темные аллеи» Бунина нормализуют работу участка головного мозга, ответственного за виды эмоций, и активизируют самоконтроль, а произведения Гоголя и Чехова дарят вкус к жизни.

То, что доктор прописал

  • Вот более подробные «рецепты»:
  • Проблема: угнетенное настроение, неврозы.
  • Принимать: классическую литературу — дарит ощущение устойчивости, умение видеть цель, учит анализировать чужие ошибки и не допускать своих.

Назначения: Пушкин, Лермонтов, Бунин, Куприн, Тургенев, Чехов, Гончаров. Толстой, Гоголь, Шолохов, Булгаков; Маркес, Моэм, Цвейг, Саган, Мопассан, Флобер, Теккерей, Диккенс, Бальзак.

  1. Проблема: навязчивые состояния, психозы.
  2. Принимать: детективы и приключения — они развивают логику, наблюдательность, уводят от грустных мыслей.
  3. Назначения: Сименон, Кристи, Дойль, Праттер, Чейни, Чейз, Корецкий; Купер, Дюма, Рид, Верн, Твен, Пикуль и др.
  4. Проблема: фобии, интровертность.
  5. Принимать: фантастику — дает возможность принять свои мысли без страха.
  6. Назначения: Желязны, Уэллс, Хайнлайн, Азимов, Лем, Булычев, Кинг, Беляев, Толкиен и др.
  7. Проблема: депрессии, реабилитация после инсульта (читать вслух).
  8. Принимать: поэзию — настраивает на позитив, возвращает силы.
  9. Назначения: любая поэтическая классика.

Отдельно стоит сказать про библиотерапию для дошкольников и детей младшего школьного возраста. С ними отлично работают сказки — особенно при гиперактивности и непослушании! Групповая и индивидуальная сказкотерапия социализирует, учит наблюдательности, развивает формы эмоционального интеллекта.

Учтите, что малыши обожают истории о животных, пятилетки — сюжеты, где звери взаимодействуют с людьми (например, «Винни-Пух»), а дошколята и ученики младшей школы — книги с человеческими персонажами, принцессами и рыцарями. Перро и Андерсен в помощь! Словом, лечащее произведение можно подобрать себе и самостоятельно.

Главное — чтобы чтение не просто приносило радость, но и заставляло думать. Курсы Викиум оптимизируют это умение — например, «Скорочтение».

За 21 урок интересные упражнения научат вас усваивать информацию в 3-4 раза быстрее — это поможет оперативнее готовиться к экзаменам, переговорам, отчетам, а также качественно повысить свой общий читательский уровень.

Источник: https://blog.wikium.ru/lekarstvo-dlya-dushi-osvaivaem-biblioterapiyu.html

Восстановительная терапия: мероприятия для пожилых

1. Терапия изобразительным искусством.

Доказано, что живопись, графика и вообще художественное творчество производят определенный терапевтический эффект.

У пожилых людей он проявляется в том, что формируются комплексные способности к восстановительной деятельности. Человек легче приобщается к какой-либо новой практической активности.

Арт-терапия является реабилитационной технологией. Ее применяют соответствующие специалисты при работе с людьми, имеющими ограниченные возможности. Суть метода заключается в том, чтобы через рисунки выражать состояние своей души, показывать окружающему миру свои переживания и восприятие.

2. Терапия с помощью глины.

При работе с пластичными материалами и создании из них различных вещей органы чувств человека доносят в мозг особого рода тактильные сигналы. Здесь удается не только реализовать лечебные свойства глины, но и помочь людям развивать мелкую моторику рук, повышать сосредоточенность и образное мышление.

Активное периодическое проведение таких занятий помогает в лечении болезней суставов, так как пальцы постоянно находятся в работе. В глине проявляются адсорбирующие и антисептические свойства. В итоге у пациента развивается интеллект, повышаются навыки мастерства.

3. Терапия при помощи музыки.

Музыка, как известно, оказывает очень сильное влияние на эмоции человека. Она способна вызвать в нем самые разные чувства: от бурной радости до смертной тоски. Поэтому в музыкальной терапии важен подбор композиций. Можно успокоить человека, снять напряжение, негативные эмоции и избыток чувств. При выборе композиций для терапии следует ориентироваться на такие факторы, как:

  • средний темп;
  • отсутствие напряжения;
  • четкая мелодичность;
  • отсутствие диссонанса;
  • соблюдение гармонии;
  • отсутствие кульминации.

Эта методика использует различные музыкальные средства, которые помогают оздоровительной коррекции человека. Кроме того, такие занятия способствуют развитию творческих возможностей индивида.

При длительной реабилитации применяется музыка различных направлений. Хороший результат дает совмещение прослушивания с другими действиями, такими как рисование, лепка и т. п.

Зачастую подбирается музыка позитивного звучания, чтобы поднимать настроение окружающим. В ряде случаев занятия переходят в танцы.

Еще одним направлением музыкотерапии является пение, что помогает развить ритмику, органы дыхания и прочие полезные качества.

4. Терапия при помощи растениеводства.

Работа с землей и живыми организмами хорошо влияет на эмоциональный фон человека. Пациенты, выращивая растения, ухаживают за ними и совершают прочие полезные операции. Стабилизация эмоционального состояния вызывает психологическое спокойствие, дает дополнительный стимул к труду, повышает чувство ответственности.

Все это хорошо помогает при коррекции различных расстройств и нестабильном поведении. Эта технология отлично применяется совместно с другими видами терапии.

5. Терапия при помощи игр.

Это хорошо зарекомендовавшее себя средство комплексной психологической реабилитации. В него входит целый набор различных восстановительных методик, основанных на играх. Восстановлению подлежат следующие факторы:

  • адаптация;
  • релаксация;
  • воспитание;
  • развитие;
  • отдых.

Как правило, в играх затрагиваются определенные травмирующие жизненные обстоятельства, но все это проходит в очень ослабленном виде. Такие методы терапии разрабатываются индивидуально. Поведение в них хорошо отображает то, как человек ведет себя в реальной жизни.

Основными видами игр являются развивающие и познавательные. Это могут быть компьютерные или настольные варианты. В любом случае все подстраивается под возможности пожилого человека, чтобы ему было комфортно.

Адаптивная функция выполняется путем коррекции того или иного элемента в игре, благодаря чему у индивида происходит формирование установки на рациональное взаимодействие с окружающим миром.

6. Терапия при помощи книг.

Библиотерапия является в настоящее время достаточно распространенным методом реабилитации. Она состоит в изучении художественной литературы с последующим обсуждением прочитанного.

Для этого проводятся специальные литературные вечера. Во время таких мероприятий иногда параллельно устраивают конкурсы на скорость чтения. Возможно проведение и других состязаний. Главное – наличие в них творческой основы.

Данный вид реабилитации помогает формировать самосознание человека и расширять кругозор, стимулируя мозговую деятельность. Также удовлетворяется потребность в общении на общие темы.

Пожилые люди продолжают совершенствовать либо поддерживать в приличном состоянии свои речевые навыки, могут приобщаться к культурам других стран. На лиц с ограничениями библиотерапия производит специальное корректирующее воздействие, особенно если литература подбирается индивидуально под определенную группу пациентов.

Во время чтения у людей возникают образы, которые напоминают о тех или иных чувствах, связанных с ними. Приятные воспоминания и ассоциации часто помогают восстановить равновесие и создать душевную гармонию. В практическом плане у пациентов наблюдаются улучшение самочувствия и общего состояния, избавление от стрессов и других негативных психологических факторов.

  • Полезные материалы про медицину здесь!
Читайте также:  Рейтинг лучших многоразовых простыней для лежачих больных: abena, setex и aura

Источник: https://zen.yandex.com/media/dom_prestarelyh/vosstanovitelnaia-terapiia-meropriiatiia-dlia-pojilyh-5e1b2d95e6cb9b00ad1e7089?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=3661842251.427.1585727152093.75362&integration=publishers_platform_yandex&secdata=CPby2NH5LSABMAJQDw%3D%3D

Библиотерапия – Ивановский специальный дом-интерна

    По средам и пятницам проводятся обзоры периодических изданий для пенсионеров и инвалидов: «Моя семья», «Жизнь», «100 ответов юриста», «АИФ», «Здоровье», «Психология зрелости и старости», «Пенсионерская правда», «Народный доктор», «ЗОЖ», «Юрист- пенсионер», «Честь отечества», «Криминал», «Мир новостей», «Московский комсомолец», «Мценский край», «Орловский меридиан», «Орловская правда», «Приусадебное хозяйство» и др. Эти издания всегда востребованы у наших проживающих и они с интересом просматривают каждый новый номер. Также в нашей библиотеки проводятся все занятия кружков, лекции, праздничные мероприятия, просмотр фильмов, турниры по игре в шашки, бильярд, беседы на разные темы, чаепитие.

    Мы считаем важным организовать работу так, чтобы не только обогатить жизнь проживающих разнообразным чтением, но и вызвать у них интерес и желание творчески реализовать себя, раскрыть свои способности.

 Библиотерапия для пожилых людей в нашем интернате.

  • Библиотерапия (терапия чтением) – это один из методов лечения, использующийся в психотерапии, в основе которого, лежит воздействие словом, специально выбранной для этого литературы, с целью нормализации психоэмоционального состояния человека.
  • Влияние книги на человека
  • Главные критерии библиотерапии:
  • библиоведческая (фактор, который отвлекает больного от проблем, связанных с болезнью);
  • психотерапевтическая (библиотерапия, как составляющая часть лечения в психотерапии, больных психическими расстройствами и неврозами);
  • вспомогательная (часть лечения, при неврозах и соматических заболеваниях).

Какие книги можно выбирать для библиотерапии

Выбор книги – задача очень ответственная, несущая в себе индивидуальный подход. Книга должна быть качественной, и соответствовать всем необходимым требованиям. Серый, слабый роман или примитивное стихотворение – может вызвать отвращение читателя к данному виду терапии.

 

  1. Проживающий Бабенков Игорь Петрович выбирает книгу.
  2. Поэтому, произведение должно полностью удовлетворять потребность пациента в нем, а также выполнять все функции и задачи, поставленные библиотерапевтом.
  3. В принципе, это может быть любая литература, любого автора и любого жанра, написанная в разный период времени.
  4. Жанры литературы и их польза для пациентов

Существуют специальные книги, которые дают читателю необходимые ему знания, стимулирующие процессы самоконтроля и спокойствия. Медицинская и педагогическая литература, чаще всего, стоит во главе других жанров. Желательно, чтобы такие произведения были доступны в большом количестве.

  • Главная цель данной литературы – дать полные знания, меняющие неправильное о себе мнение
  • Также, успешно применяются книги по философии, духовная, биографическая, классическая, юмористическая, драматургическая и приключенческая литература.
  • Специальная медицинская литература
  • Специальная медицинская литература — это одна из разновидностей научных произведений, занимающая одно из главных мест в библиотерапии, главной задачей которой является правильное оценивание заболевания, стимулирование психотерапевтических процессов, а также активности больного.
  • Философская литература

Философская литература помогает разносторонне оценить себя и других, принять мир вокруг, таким, какой он есть, понять разницу между прошлым, настоящим и будущим. Такое субъективное понимание, помогло многим людям, обрести успокоение и удовлетворенность.

Духовная литература

Содержащая не малый жизненный опыт и огромное количество информации, духовная литература очень ценна для верующих в Бога людей.

Занятие чтением. Проживающий Деев А.С.

Такая литература, опирается на любовь, и оказывает доброе влияние на человека, открывает его истинное предназначение на этой земле, помогает проявить жизнелюбие и добро. Имея существенное воздействие на душевное состояние и подсознание, данные книги, подводят читателя к переоценке смысла бытия.

  1. Биографическая и автобиографическая литература
  2. Биографическая и автобиографическая литература, которая описывает героев истории, их успехи, победы и поражения в жизни, помогает пожилым людям всецело понять не только себя, но и личные проблемы и переживания.
  3. Биографии знаменитых личностей, являются неким примером победы над физическими немощами и познания самого себя.

Такие произведения, которые дают оптимистическое настроение, нужно обязательно иметь в библиотечном багаже. Доказано, больше всего, имеют определенное действие, небольшие, красочные биографии.

Классическая русская литература

Классическая русская литература имеет большое преимущество своим, разносторонним влиянием. Чаще всего можно ограничиться маленькими, не очень популярными произведениями, с учетом того, что раньше их читали, и изучали в учебных заведениях.

Классическая литература. Шиховцов А.П.любит классику.

С этими книгами, человека связывают некоторые переживания, которые необходимо преодолеть.

Юмористическая и сатирическая литература

Юмористическая и сатирическая литература, дает возможность более раскрепощено проявить себя в жизненных, сложных ситуациях. Обучает полноценному общению, учит в шутливом тоне вести разговор, тем самым укрепляя уверенность других людей в своих силах.

Детектив, приключенческая литература

Важное место в библиотерапии занял детектив и приключенческая литература. Эти произведения особенны, благодаря своей доступности и известности. В таком жанре, часто заметны обычные, повседневные дела, которые, порой, не сразу видно.

Благоприятными, для лечения словом, являются такие особенности как: повышенное внимание к отрицательным чувствам, таинственность, понимание жизни, порядочности и морали.

Здесь наглядно показывается, что часто за красивой внешностью, скрываются корыстолюбие и нечистота. У читателя, появляется желание также проявить смелость, сообразительность и риск. Конечно же, это касается только хорошо написанных произведений.

Драматургия

Довольно большое влияние на людей, имеет и драматургия, где в полной мере присутствует наглядность.

Во время чтения драматической пьесы, человеку нередко хочется быть похожим на действующий персонаж. Часто пьеса преподает жизненно-важные уроки, уча диалогу и правильному общению.

Как происходит совместный процесс разбора содержания книги

Совместный разбор книги, помогает читающему найти то, что он искал, а также получить ответы на свои вопросы. Библиотекарь должен быть заранее осведомлен и подготовлен к такой беседе, хорошо знаком с той книгой, которая будет разбираться.

Разбор содержания книги. Плешкова Л.

  • В ходе разбора, читателя необходимо направить в правильное русло, совместно провести эмоциональную и интеллектуальную работу, которая приведет к решению проблем и перестановке ценностей.
  • Польза библиотерапии.
  • Преимущества терапии чтением:
  1. доступно в разное время;
  2. ничего не нужно, кроме заинтересовавшей книги;
  3. возможность индивидуального чтения;
  4. в хорошо написанных и качественных строках, нет какого – либо элемента искусственности или показного характера;
  5. сами книги имеют справедливое и ненавязчивое действие;
  6. в любое время, к чтению литературы легко вернуться.

Одним из библиотерапевтических приемов, является перечитывание понравившейся книги. Во время чтения такого произведения, читатель получает некую удовлетворенность от полноты авторского воображения, и с радостью вспоминает собственные переживания.

Проживающая Козлова Е.В.  любит читать журналы.

  1. Заключение
  2. Для людей пожилого возраста, было бы очень хорошо, если б к ним попала хорошая и интересная книга, которая поможет найти выход в трудных, житейских ситуациях.
  3. А правдивая, жизненная и душевная литература – сможет проявить такие значимые качества, как самоуважение и желание бороться с возрастными недугами.

Источник: http://ivint.ru/deyatelnost/biblioterapiya/

Библиотерапия

Мы часто слышим выражение «слово лечит». В психотерапии существует метод лечения, который называется библиотерапия. В его основе лежит воздействие словом на психоэмоциональное состояние человека.

Чтение продлевает жизнь

Ученые доказали, что любители чтения продлевают себе жизнь. Чтение — это очень полезное занятие для пожилых людей. Приведем несколько фактов о пользе чтения:

  • Стимулирует творческое мышление и развивает фантазию.
  • Помогает сохранять ясность ума в пожилом возрасте.
  • Помогает противостоять стрессовым ситуациям.
  • Отвлекает от забот и тягостных мыслей.
  • Повышает грамотность речи,  культуру общения и тренирует память, т.к. прочитав книгу, хочется поделиться впечатлениями и обсудить прочитанное в кругу знакомых и друзей.
  • Помогает предотвратить развитие старческого слабоумия.
  • Помогает бороться с болезнью Альцгеймера, т.к. чтение стимулирует мозговую деятельность и повышает количество нервных связей в мозге.
  • Помогает справиться с депрессией и другими психическими расстройствами.

Книги для пожилых людей

Что почитать в той или иной ситуации, может посоветовать психотерапевт, который порекомендовал заниматься библиотерапией. Но выбор, что читать, каждый человек может сделать самостоятельно.

Главное, чтобы литература была качественной, не нужно читать бульварную желтую прессу, низкосортные детективные и женские романы. Они не принесут никакой пользы. Лучше выбирать познавательную и поучительную литературу.

Например, такие жанры:
Духовная и философская литература – стимулирует работу интеллекта, заставляет задуматься и поразмышлять на темы смысла бытия, поиска истинных ценностей в жизни, понять процессы, происходящие в душе и мыслях человека.

Научно-медицинская литература – помогает правильно донести информацию о возможных болезнях, способах профилактики и лечения, а также стимулируют к здоровому образу жизни и заботе о своем здоровье.

Читайте также:  Вторая пенсия военным пенсионерам после 60 лет: необходимые документы и сроки для оформления

Классическая литература
Пожилой возраст – лучшее время для прочтения русской классической литературы. Можно сравнить свой накопленный жизненный опыт с героями произведений и заново пережить эмоции и прочувствовать переживания, которые были когда-то уже пережиты, при прочтении этих же произведений в детстве.

Биография и автобиография – помогает наиболее тесно соприкоснуться с чужой жизнью. Это могут быть исторические личности, знаменитости, которые тяжелым трудом смогли достичь чего-то выдающегося и одержать победу над тяжелой судьбой и самим собой. Их жизненные примеры вдохновляют читателей, дарят оптимизм и помогают взглянуть на себя по-другому.

Приключенческие детективы, сатирическая литература – помогает получить положительные эмоции, отвлечь от грустных мыслей и улучшить настроение, отправиться с героями на смелые подвиги, с интересом наблюдать за их поведением и решительностью действий.

В нашем пансионате, чтение книг является любимым занятием многих пожилых людей. Тем, кто уже в силу возраста не может читать самостоятельно, мы проводим групповые сеансы библиотерапии, собираемся в тихом кругу и читаем вслух, а потом все вместе обсуждаем сюжет и делимся впечатлениями.

Бибилиотерапия для пожилых людей действительно полезный метод и широко используется в нашей практике. В пансионате для пожилых людей «Домашний уют» есть свой красивый уютный сад, где наши постояльцы и гости могут расслабиться и отдохнуть с любимой книгой.

Чтение на природе под тихий шелест листвы и пение птиц – самое лучшее средство от всех нервных расстройств.

  •    
  •    
  •    

Источник: https://pansionatspb.ru/article/biblioterapiya/

Библиотерапия – история возникновения, создание индивидуальной системы чтения, роль в безмедикаментозной коррекции учебно-воспитательного процесса

  • УДК 87.01
  • Библиотерапия – история возникновения, создание индивидуальной системы чтения, роль в безмедикаментозной коррекции
  • учебно-воспитательного процесса

Аннотация.

В статье анализируется библиотерапия как метод психофизиологической коррекции личности. Исследуется его возникновение, а также перспективы использования в безмедикаментозной коррекции учебно-воспитательного процесса.

  1. Ключевые слова: библиотерапия, учебно-воспитательный процесс, безмедикаментозная психофизиологическая коррекция личности.
  2. Три великие силы содержатся в книге –
  3. знание, понимание и настроение…
  4. Н. Рубакин «Среди книг»

Библиотерапия (от греч. biblion – книга и therapeia – лечение) – метод психофизиологической коррекции, известный еще со времен древнего Египта. В дальнейшем данный метод активно использовался Пифагором в Греции.

А в Европе роль библиотерапевтическим эффектом обладали церковные библиотеки, где хранились собрания книг церковного содержания, оказывающие на верующих укрепляющий позитивный терапевтический эффект.

Лишь эпоха Возрождения привнесла в круг используемой литературы определенное разнообразие.

Однако, научное обоснование метод библиотерапии получил лишь в начале ХХ века. Впервые в научной литературе данный термин упоминается в 1916 году. В этот период появляются публикации практического и теоретического характера, проводятся конференции и симпозиумы по библиотерапии, создаются ассоциации библиотерапевтов.

В России родоначальником данного метода по праву считается Н. Рубакин. В работе «Среди книг» он выдвинул разработанную им библиопсихологическую теорию, базирующуюся на чтении специально подобранной литературы в случаях необходимой коррекции ПФС личности. В практическом плане использования данного метода первые шаги были сделаны И.З.

Вельвовским, работавшим в психоневрологическом институте г. Харькова. Он опирался на труды выдающихся ученых прошлого, в частности психотерапевта (начало XIX века) В.Я. Мудрого.

Главным аспектом которых является обеспечение психологического внутреннего комфорта личности: «Главнейшее же… состоит в удалении больного от забот домашних и печалей житейских, кои сами по себе – суть болезни» [1].

Лечение на базе библиотерапии в России проводилось в домах отдыха и санаториях. В журнале «Курортное дело» (1928 г.) публиковались статьи, в которых отмечалось особенно положительное мемуарной литературы, юмористических книг на отдыхающих. Перед врачами, занимающимися методом «лечения книгой», стояли следующие задачи:

– сформировать список литературы в соответствии с диагнозом больного в каждом конкретном случае;

– при этом лечебный эффект базируется на «узнавании» пациентом «своей проблемы», которая описывается в художественном произведении. Таким образом, для разрешения конфликта человеку необходимо следовать описанному в книге примеру. При этом чем больше ситуация или характер больного имеют схожих черт с описываемыми в книге, тем больше терапевтический эффект от «лечения книгой».

Во время Великой Отечественной войны литература патриотического содержания обладала наибольшим терапевтическим эффектом для реабилитации тяжелораненых солдат и пострадавшего мирного населения.

Из вышесказанного следует, что наибольшей популярностью и распространением обладает клиническая библиотерапия.

Вопросами библиотерапии, различными методами и приемами исследований в библиотерапии, предметом исследования занимались ученые: Ю.Н. Дрешер, О.Л. Кабачек, И.Н. Казаринова, Б.С. Крейденко, Б.А. Симонов, Р. Скаллер и др.

Единого подхода к исследованию и определению библиотерапии на данный момент не существует. Ученые рассматривают данный метод как:

– один из разделов библиотековедения (Б.А. Симонов);

– в качестве комплексной научной дисциплины, обладающей собственными методами исследования (Б.С. Крейденко);

– одно из практических направлений педагогики чтения, вне зависимости от возраста (Ю.Н. Дрешер).

Наиболее приемлемым и оптимальным является определение библиотерапии, данное Ю.Н. Дрешер: «Библиотерапия – это наука, нацеленная на формирование у человека навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям (болезням, стрессам, депрессиям и т.п.), укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровень» [2].

  • Цели библиотерапии:
  • – дать читателю/пациенту информацию о проблеме;
  • – помочь проникнуть в их суть и установить причину их возникновения. Чтобы предупредить возникновение подобной ситуации в будущем;
  • – обосновать новые цели и отношения;

– наглядно показать, что другие люди сталкивались с этими проблемами. У всех проблем существуют пути решения.

Принята условная классификация библиотерапии на два раздела:

  1. Целенаправленная – т.е. способствующая воспитанию силы воли, оптимизма – позитивного восприятия действительности, веры в себя.

  2. Нецеленаправленная – служит для переформатирования личности, перенаправления энергии и внимания человека от навязчивых мыслей о проблеме – создание позитивного настроения.

Бибилиотерапия – не только одно из центральных звеньев психотерапии, но и база читательского (духовного, интеллектуального и эмоционального) развития личности. Искусство и литература оказывают огромную роль на здоровье человека. Подтверждение этого факта находим в работах В.Е. Рожнова, И.3. Вельвовского, 3. Фрейда, В. М. Бехтерева, И. Платонова.

В этом плане наиболее актуальное определение методики библиотерапии дал В.Н. Мясищев: «Методика библиотерапии представляет собой сложное сочетание книговедения, психологии и психотерапии» [3]. За рубежом библиотерапия уже давно представляет собой органичную часть лечебного процесса.

Данная методика представляет собой практическое применение чтения для решения широкого спектра терапевтических, а не только психиатрических задач.

Причем применение библиотерапии актуально и в пеницитарных учреждениях. Ведь процесс чтения способен формировать и корректировать личность человека вне зависимости от пола и возраста. Таким образом библиотерпия становится лечебно-педагогическим процессом. При этом необходимо учитывать тот момент, коррекционное чтение обладает рядом отличий от просто чтения:

  1. – восполняет недостаток собственных чувств, образов, ощущений пациента;
  2. – заменяет негативные и тревожные мысли на спокойные, нормальные и позитивного направления.
  3. Методика библиотерапии состоит из нескольких этапов:

1. Самоподготовка. Заключается в следующем: список коррекционной литературы составляется человеком самостоятельно. Изначально берется несколько жанров художественной литературы – не более 2-3-х названий. Со временем список будет расширяться. Пациенту необходимо даже делать пометки на полях книги для облегчения постановки диагноза.

2. Ориентировка о возможностях библиотерапии и ее жанрах. Осуществляется при помощи наводящих коррекционных вопросов: какие книги оказали наибольшее влияние? Произвели наибольшее впечатление? Почему? Какие персонажи книг имеют с тестируемым/пациентом наибольшее сходство? И т.п.

3. Составление списка литературы.

4. Выработка индивидуальной системы чтения. При этом А.М. Миллер настаивает на соблюдении нескольких принципиальных рекомендаций:

– степень доступности изложения (и в стилистическом, и в лексическом плане);

– персонажи (особенно главный герой) книги должны быть доступны и понятны пациенту;

– обязательно максимальное сходство ситуации, описываемой в книге, с проблемой, возникшей в жизни пациента и требующей решения.

Необходимым компонентом, усиливающим действие терапевтического эффекта бибилиотерапии, является ведение читательского дневника. Анализ дневниковых записей – вот ключ к личностной интерпретации пациентом прочитанного произведения.

Благодаря чему становится возможной объективная оценка терапевтического эффекта библиотерапии.

Таким образом, библиотерапия играет огромную роль в коррекции учебно-воспитательного процесса на разных стадиях возрастного и социального развития: начиная от учеников начальной школы по студентов, аспирантов вузов включительно.

Однако, единой методики библиотерапии на данный момент не существует.

Существующие требуют коррекции и доработки в каждом конкретном случае использования и представляют собой актуальный предмет для исследований будущих поколений ученых.

Список использованной литературы:

  1. Рубакин Н. Среди книг [Текст] / Н. Рубакин. – 2007 г., М. – 245 с.

  2. Дрешер Ю.Н. Библиотерапия : [учебное пособие] (полный курс). – М. : «ФАИР», 2007 г. – 560 с.

  3. Мясищев В. Н. Библиотерапия как средство регуляции [Текст] / В.Н. Мясищев. – М., 1995 г. – 329 с.

Источник: https://infourok.ru/biblioterapiya-istoriya-vozniknoveniya-sozdanie-individualnoj-sistemy-chteniya-rol-v-bezmedikamentoznoj-korrekcii-uchebno-vospit-4082537.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector