Иногда у клиницистов возникает вопрос: “Зачем тратить и без того ограниченные ресурсы здравоохранения на умирающих больных (бесперспективных в плане медицинской помощи)?” Однако существует и другое мнение: паллиативная медицина весьма актуальна, поскольку общество не будет здоровым ни морально, ни физически, если не станет заботиться о неизлечимо больных и если вдруг экономические проблемы станут приоритетными по отношению к жизни тяжелобольных. Паллиативная медицина имеет реальную возможность продемонстрировать эффективность мер по
повышению качества жизни больного и его родственников, по контролю патологических симптомов, в т.ч. болевого синдрома, а не просто удовлетворенность пациентов; доказать эффективность проводимых затрат, сравнимых с альтернативными формами медико-социальной помощи.
Каждый медицинский работник в своей деятельности призван руководствоваться этическими принципами, которые составляют не юридические, а моральные основы медицинской практики.
“Этика” (лат., греч.) – “благо”, “долг”: учение о морали, ее сущности, значении для человека и общественной истории; система норм нравственного поведения человека.
“Деонтология” – учение о должном (И. Бентам, начало XIX в.).
“Биоэтика” – исследование этических проблем в здравоохранении и биологии.
Существуют четыре основных принципа медицинской этики: “делай благо”, “не навреди”, “уважай автономию”, “будь справедлив”.
Они применимы к любой сфере медицинской деятельности, но особенно важны в паллиативной медицине.
- – уважайте жизнь;
- – допускайте неизбежность смерти;
- – рационально используйте возможные ресурсы;
- – делайте добро;
- – сводите к минимуму вред.
Восприятие болезни с прогнозируемым тяжелым течением и летальным исходом безусловно чрезвычайно проблемно и по-своему уникально для каждой личности.
Тем не менее, есть и некоторые сходства, которые, в основном, являются общими для многих пациентов. Так, в начале болезни обычно имеет место возрастающий страх. Пациент сталкивается с наиболее тяжелыми душевными проблемами.
В это время он испытывает неуверенность в себе, его чувства колеблются между надеждой и отчаянием.
Ощущение разрушения своего внутреннего мира, которое испытывает больной и которое часто не осознается многими близкими и друзьями, добавляет чувство изоляции ко многим другим их проблемам.
Единственное, что остается делать в этой ситуации, – это жить с человеком общей жизнью, поддерживать его своим пониманием и принятием его чувств, укрепляя в нем те надежды, которые реалистичны.
Пациент должен чувствовать, что для него делается все возможное, чтобы облегчить его проблемы, в т.ч. и душевные. Если же у пациента сложилось впечатление, что это не так, то все усилия медицинского персонала и родственников добиться эмоционального контакта с ним будут бесполезны.
Выбор лечения. Лечение – процесс сложный, начинающийся от полного излечения, с одной стороны, и заканчивающийся контролем симптомов, с другой стороны.
При выборе подходящего лечения нужно иметь в виду следующее:
- – возможности организма пациента;
- – терапевтические цели и пользу от каждого вида лечения;
- – побочные эффекты;
- – желания пациента.
Следует помнить, что врач – не технарь, а медицина – это не просто “пилюля на каждую болезнь”. Существует несколько общих возможных направлений, которые может порекомендовать врач, оказывающий паллиативную помощь.
При этом абсолютно объективных критериев, позволяющих прекратить специальное лечение, почти не существует – каждого конкретного больного следует рассматривать как уникальный случай.
Тем не менее, при оказании помощи пациенту в терминальной стадии заболевания главным бывает вовремя перейти от специального лечения к активной паллиативной помощи.
Общение с неизлечимым больным. “Правда – одно из наиболее сильных терапевтических средств, доступных нам, но нам по-прежнему надо знать точный смысл ее клинической фармакологии и выяснить оптимальное время и дозировку к ее употреблению. Похоже, нам необходимо вникнуть в близкую связь между надеждой и отрицанием ее” (М. Симпсон, 2001).
Ф. Бэкону принадлежат слова: “Знание – сила”. Знание врачом вопросов, касающихся здоровья пациента, кроме способности оказать помощь людям в бедственном положении дает ему одновременно власть над ними.
Отказ раскрыть пациентам важную информацию об их здоровье может повлиять на способность пациентов принимать важные решения.
Если “знание – сила”, то пребывание в неведении означает пребывание в состоянии беспомощности и зависимости от врача.
Однако скоропалительное сообщение окончательного, фатального диагноза может быть не просто безответственным, но и представлять существенное злоупотребление профессиональной властью, или – в лучшем случае – быть неуместным выражением профессионализма.
Дилеммы раскрытия истинной информации и конфиденциальности возникают из существующего конфликта между правами пациента и обязанностями лечащего его врача.
Осознание пациентом неблагоприятного прогноза болезни (особенно при онкологической патологии) приводит, как правило, к длительной и тяжелой депрессии. В связи с этим в отечественной медицине существовала деонтологическая тактика не сообщать пациенту о возможном смертельном исходе.
Однако, как правило, инкурабельные больные получают травмирующую их информацию по другим каналам. При этом неполная вербальная информация в сочетании с трагической невербальной экспрессией близких и избегающим поведением медперсонала оказывает весьма негативное влияние на больного, поэтому необходимо ориентироваться на каждого больного в каждой конкретной ситуации.
Говорить с человеком о его диагнозе нужно, если это будет способствовать более эффективному лечению. Ведь эффективность лечения зависит не только от того, как пациента будут лечить, но и от того, как он будет лечиться. Говорить с пациентом о сложности и проблемах заболевания нужно откровенно, если он настойчиво задает вопросы, оставаясь недовольным щадящими ответами.
Иначе возникает недоверие врачу и медицине в целом, что не будет способствовать эффективному лечению.
Как сообщать плохие новости. “Надежда – это ожидание чуть большего, чем ничего, в достижении цели”.
Плохие новости решительно и отрицательно меняют взгляд пациента на собственное будущее. При этом, рассказывая пациенту и его семье обо всем, вы избегаете сложностей и недоверия.
Необходимо придерживаться двух параллельных принципов: никогда не обманывать пациента и избегать неконтролируемой откровенности.
Следует помнить, что в любых и особенно в тяжелых случаях доверительные отношения между пациентом и врачом основаны на искренности, доброжелательности и правде.
Правда имеет широкий спектр: от мягкости, с одной стороны, и при необходимости до жесткости – с другой. Пациенты всегда предпочитают мягкую правду. Насколько это возможно, рекомендуется сглаживать (смягчать) первоначальное восприятие негативных слов.
Например, лучше сказать: “Анализы показывают, что это разновидность злокачественной опухоли” вместо: “У вас рак”; “Время, возможно, ограничено” вместо “Вам осталось жить 3 месяца”.
Целесообразно использовать слова с положительными, а не отрицательными оттенками, например: “Энергию в настоящий момент следует поберечь” вместо “Вы слабеете”.
Забота о родственниках. Забота о родственниках является неотъемлемой частью заботы об умирающем человеке. Удовлетворенная семья повышает вероятность удовлетворения пациента. Неизлечимая болезнь, поддающаяся контролю, снимает мрачное состояние с семьи, понесшей утрату.
Очень легко забыть про родственников, т. к. они не хотят беспокоить доктора, поскольку он “очень занят”. Инициатива к общению на уровне “родственник – врач” должна исходить со стороны врача и поддерживаться им.
При этом не стоит забывать, что семья не может запретить врачу обсуждать диагноз и прогноз с пациентом.
Ятрогения – нарушения психогенного характера в состоянии здоровья пациента, возникающие как следствие (или неправильное толкование) слов, поведения и действий медицинского работника. При ятрогении возможно как появление чисто невротических реакций с новыми для данного больного симптомами, так и усугубление ощущений, связанных с имеющейся болезнью.
Еще за 2 тыс. лет до нашей эры говорили, что “врач лечит словом, растением и ножом”. Слово стояло на первом месте. Примечательно, что слово “врач”, известное в русском языке уже с XI в.
(как считают филологи), происходит от слова “врать”, которое в старину означало не “лгать”, а просто “говорить”, т.е. врач считался человеком, умеющим заговаривать, влиять на больного силою слова.
Слово врача может способствовать выздоровлению, но оно же может и усугубить или вызвать болезнь. Важно подчеркнуть, что внушать себе можно не только то, что хочешь, но и чего боишься.
Например, пациент, страдающий канцерофобией, с одной стороны, трактует неосторожные высказывания врача в пользу своих подозрений, а с другой – может действительно начать ощущать признаки опухоли, о которых слышал или читал, и предъявлять соответствующие жалобы.
Очевидно, определенному периоду времени присущи свои, чаще встречающиеся ятрогенные заболевания, что зависит от распространенности и эффективности лечения тех или иных болезней.
Так, судя по литературе, в XIX и начале XX вв.
среди подверженных ятрогений чаще встречались больные, предполагающие у себя туберкулез и сифилис, а в настоящее время более распространена боязнь рака, болезней сердца, СПИДа.
В последние годы за рубежом и в России все чаще в печати инициируется дискуссия о проблемах эвтаназии. Слово “эвтаназия” произошло от двух греческих слов: ей – хорошо и thanatos – смерть. Термин “эвтаназия” предполагает осознанное, мотивированное, намеренное и достаточно быстрое прекращение жизни кого-либо, в т. ч. пораженного неизлечимой болезнью.
Паллиативный уход отстаивает право пациента на “хорошую смерть”, а различия между пассивной и активной эвтаназией и естественной смертью могут быть весьма размытыми в условиях паллиативного ухода.
И все-таки философия паллиативной медицины состоит в том, что намеренное прекращение жизни пациента никогда не является необходимым, если симптомы пациента контролируются. Хоспис и паллиативная помощь – альтернативы эвтаназии.
Врачи и медсестры должны понимать, что их долг – поддерживать жизнь, а не поощрять идеи пациентов убивать себя или ускорять наступление смерти.
Ни закон, ни общественная мораль не согласны с тем, что каждый имеет право требовать, чтобы другое лицо было ассистентом при завершении его жизни.
Однако на практике некоторые врачи и медсестры могут почувствовать себя вынужденными прекратить лечение или поддержание жизни или же активно вмешаться для прекращения жизни невыносимо страдающего пациента, используя наркотические препараты или иные средства.
Ведь паллиативная помощь не всегда может облегчить все страдания. Но такие действия при любых обстоятельствах будут считаться незаконными и в большинстве случаев порицаемы общественной моралью.
Легализация эвтаназии в Голландии и некоторых других странах формально выводит из криминальной сферы акты эвтаназии при определенных, очень строгих и в правовом плане легитимных обстоятельствах. Но легализация эвтаназии не разрешает моральной дилеммы для врачей и медсестер, т. к. никакой закон не вынудит их применить эвтаназию против их воли или совести и не отменит долг оказывать медико-социальную и психологическую помощь страдающему (умирающему) пациенту, уважая его человеческое достоинство.
К тому же легализация эвтаназии не может адекватно предотвратить злоупотребления ею недобросовестными лицами, которые могут извлечь выгоду из смерти другого.
Наиболее исчерпывающее изучение эвтаназии было предпринято в начале 90-х годов в Голландии. Ориентировочно самыми существенными причинами прошения больными эвтаназии определены:
- – невыносимая ситуация (70%);
- – страх перед будущими страданиями (50%);
- – потеря достоинства (57%);
- – зависимость от других (33%);
- – усталость от жизни (33%).
Боль как причину прошения эвтаназии назвали 46% пациентов, но как единственную причину – только 3%. Невозможно вывести определенное заключение о причинах прошения эвтаназии, кроме того что в их корне лежат не только физические страдания, но и психологическое состояние больного, которое может изменяться в зависимости от ситуации в ту или другую сторону.
Есть много причин прошения эвтаназии. Для врача в клинической практике один из наиболее важных вопросов – как отвечать пациенту, просящему об эвтаназии. Недостаточно лишь понимать проблему, не зная, как нужно говорить или что делать в ответ на просьбу пациента помочь ему умереть.
Рассмотрим некоторые возможные способы ответа на прошение эвтаназии:
- – спросить пациента о причинах появившейся просьбы;
- – исследовать эти причины;
- – скорректировать то, что представляется возможным осуществить;
- – вернуть пациенту контроль своего решения;
- – подумать вместе с родственниками о духовных проблемах;
- – признать свою беспомощность, но убедить просящего об имеющихся (пусть слабых) возможностях ее коррективов и т.д.
Некоторые причины прошения эвтаназии могут быть поправимы, поэтому необходимо спрашивать пациентов о причинах их просьбы. Только после того как были выяснены все проблемы пациента, ему следует дать совет или по возможности убедить его отказаться от этой мысли.
В таких ситуациях нередко для пациентов невозможно что-то улучшить. Пациенты предпочли бы, чтобы мы признавали их боль и обреченное состояние. Иногда медицинскому персоналу необходимо уметь разделять беспомощность пациентов откровенным признанием своей беспомощности.
Пока не существует идеального правового разрешения проблемы эвтаназии. В некоторых случаях не существует ее идеального этического разрешения.
Принимая во внимание, что настойчивое и оправданное прошение эвтаназии, как правило, редкость, каждый случай требует отдельного обсуждения и никогда не будет легким.
Этично, разумно и активно общаясь с пациентами, можно разрешить некоторые непримиримые дилеммы и помочь пациентам, как и самим врачам, принимать решения.
Ясно, что гораздо больше пациентов, которые, как предполагается, нуждаются в эвтаназии, в действительности нуждаются в понимании, разъяснениях, насколько это возможно, – необходимости оказания им адекватных диагнозу физической, духовной и психологической поддержки, качественной паллиативной помощи, что и является объективной альтернативой эвтаназии.
Важной этической проблемой является также вопрос равноправия и распределения ресурсов. Равноправие означает равную доступность ресурсов системы здравоохранения (в т.ч. хосписной помощи) для всех граждан в соответствии с их нуждами, независимо от финансового положения, классовой, религиозной или расовой принадлежности.
Все пациенты в терминальных стадиях активного, прогрессирующего заболевания, для которых основной целью лечения является облегчение или предотвращение страданий и поддержание качества жизни, должны иметь доступ к паллиативной медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях.
Как в России, так и за рубежом существует позиция, что необходимо при лечении больных с прогрессирующими формами хронических заболеваний отдавать приоритет клиническим дисциплинам, поскольку их цель – продление жизни пациентов, что является экономически и социально более полезным и продуктивным.
В клинической практике, особенно в паллиативной медицине, вполне реален конфликт различных этических принципов. При оценке их относительной важности необходимо отдавать предпочтение тому, что идет на благо конкретному больному, и соотносить между собой потенциальное благо и вред от каждого вмешательства для него.
Хосписы, онкоцентры, онкодиспансеры, онкологические отделения и отделения паллиативной помощи многопрофильных больниц позволяют на практике реабилитировать этическую ценность древней медицинской заповеди: salus aegroti suprema lex – “Благо больного превыше всего”.
Источник: https://d.120-bal.ru/doc/46187/index.html?page=8
Паллиативная помощь. Современное представление
Развитие нового в медицине направления – паллиативной помощи, начинается в 1970-х годах в США, Канаде, Европе.
Толчком к развитию современной паллиативной помощи как части системы здравоохранения, является коренное изменение отношения к боли, которую специалисты рассматривают как важнейшую комплексную проблему терминальных пациентов.
Первой, всерьез, на это обращает внимание Сессилия Сондерс, которая обращает внимание общества, насколько важно профилактировать боль и подходить к решению этой проблемы индивидуально [20].
Кроме того, именно Сессилия Сондерс обращает внимание на особую философию оказания паллиативной помощи и работы хосписов. Позже о проблемах отношения к смерти в обществе, о морально-этических противоречиях и закономерностях, с которыми сталкиваются специалисты, пациенты и их родственники в современной медицинской практике рассказывает Элизабет-Кюблер Росс [8].
В 1982 году ВОЗ объявляет о необходимости создания нового направления здравоохранения и предлагает определение паллиативной помощи.
В соответствии с этим определением, паллиативной называется «активная всесторонняя помощь пациентам, чьи болезни больше не поддаются лечению, первостепенной задачей которой является купирование боли и других патологических симптомов и решение социальных, психологических и духовных проблем больных.
Целью паллиативной помощи является достижение наилучшего качества жизни больных и их семей». Данное определение дает представление об основных направлениях паллиативной помощи и ее сущности, но не акцентирует внимание на многих важных ее составляющих, например, таких как, оказание помощи родственникам пациента.
В России одним из ключевых специалистов паллиативной помощи является А.В. Гнездилов, врач-психотерапевт – один из основателей первого хосписа в РФ в г. Санкт-Петербург. А.В.
Гнездилов большое внимание обращает на «букет» психотравмирующих факторов, — медицинских, социальных, психологических, которые обрушиваются на наших больных один за другим подобно камнепаду. Естественно, что за ними следуют те или иные реакции личности на ситуацию».
Следовательно, при оказании паллиативной помощи необходимо решать возникающие проблемы, учитывая «психогенные или ситуативные реакции» пациента. [5]
Современная паллиативная помощь включает в себя следующие аспекты:
- Профилактика боли.
- Контроль над симптомами.
- Общий уход за пациентами.
- Обучение и реабилитация.
- Психотерапевтическая помощь.
- Поддержка семьи во время болезни близкого человека и после его смерти.
Научные исследования в области паллиативной медицины. [10,15,20]
Цель паллиативного лечения – помочь больным максимально сохранить и поддержать свой физический, эмоциональный, духовный, профессиональный и социальный потенциал независимо от ограничений, обусловленных прогрессированием болезни, т.е. достижение возможно наилучшего качества жизни пациента (ВОЗ).
Традиционная концепция оказания паллиативной помощи представлена следующим образом (рисунок 1.1), т.е. паллиативная помощь оказывается пациентам только после того, как использовались все средства, имеющиеся в распоряжении радикальной медицины, и уже не остается шансов на выздоровление.
На современном этапе многие специалисты пришли к выводу, что такой подход к паллиативной медицине не перспективен и снижает возможную эффективность данного вида помощи. Многие компоненты, входящие в структуру паллиативной медицины, должны присутствовать в плане оказания медицинской помощи человеку еще на этапе проведения радикального лечения.
Новая концепция паллиативной помощи предусматривает сочетание радикального лечения и паллиативной помощи.
Приближаясь к финальному году, их процентное соотношение меняется, но эти виды помощи не взаимоисключаемы, если способы оказания помощи адекватны и достаточны, (рисунок 1.2.). [16, 18].
Кроме этого, не следует забывать об этапе поддержки родственников пациента во время его болезни и после утраты.
Современная паллиативная медицина – это составляющая часть системы здравоохранения и неотъемлемый элемент права гражданина на охрану здоровья.
Определение паллиативной помощи, данное ВОЗ в 2002 году, наиболее полно отражает сущность и функции данного вида помощи в структуре здравоохранения, а также распространяет понятие на пациентов с любыми инкурабельными хроническими заболеваниями в терминальной стадии.
Паллиативная помощь – (от лат.Pallium – маска, плащ), подход (направление медико-социальной деятельности), позволяющий улучшить качество жизни пациентов и членов их семей, столкнувшихся с проблемой смертельного заболевания, путем предотвращения и облегчения страданий благодаря раннему выявлению и точной оценке возникающих проблем и проведению адекватных лечебных вмешательств (при болевом синдроме и других расстройствах жизнедеятельности), а также оказанию психосоциальной и моральной поддержки.
Обычно авторы выделяют три основные группы больных, требующих специализированной паллиативной помощи [10,12,20]:
- больные злокачественными новообразованиями 4 стадии;
- больные СПИДом в терминальной стадии;
- больные неонкологическими хроническими прогрессирующими заболеваниями в терминальной стадии развития (стадия декомпенсации сердечной, легочной, печеночной и почечной недостаточности, рассеянный склероз, тяжелые последствия нарушений мозгового кровообращения и др.).
Таким образом, в связи с увеличением числа пациентов старше 65 лет и имеющих данные патологии, число людей, нуждающихся в паллиативной помощи, постоянно растет.
Существует многообразие форм оказания паллиативной помощи пациентам. В соответствии с рекомендациями ВОЗ, все многочисленные формы можно разделить на две основные группы – это помощь на дому и в стационаре.
Стационарными учреждениями паллиативной помощи являются хосписы, отделения (палаты) паллиативной помощи, расположенные на базе больниц общего профиля, онкологических диспансеров, а также стационарных учреждений социальной защиты.
Помощь на дому осуществляется участковой медицинской сестрой или врачом, специалистами выездной службы, организованной как самостоятельная структура или являющейся структурным подразделением стационарного учреждения (например, выездная служба хосписа). В связи с этим большинство специалистов в области паллиативной медицины считают необходимым ввести образовательные программы по паллиативной медицине и помощи на базовом уровне как высшего, так и среднего медицинского образования [9,23].
Хоспис – это медицинское (медико-социальное) учреждение/отделение, где команда профессионалов оказывает комплексную помощь больному, который нуждается в облегчении страдания – физического, психосоциального и духовного, связанного с заболеванием, излечить которое невозможно, и оно неминуемо должно привести к смерти в обозримом будущем (3-6 мес.).
Хосписная служба – это вид паллиативной помощи больным в терминальной стадии любого хронического заболевания (рак, СПИД, рассеянный склероз, хронические неспецифические заболевания бронхолегочной и сердечно-сосудистой системы и др.), когда лечение уже не дает результатов, прогноз неблагоприятный в отношении выздоровления и жизни.
В частности, А.В. Гнездилов, обращает внимание на то, что хоспис – это не только учреждение, – это философия, в основе которой лежит отношение к больному как к личности до самой последней минуты его жизни и желание облегчить его страдания, учитывая его потребности и предпочтения.
Основные положения концепции хосписов
Хоспис оказывает помощь преимущественно онкологическим больным с выраженным болевым синдромом в терминальной стадии заболевания, подтвержденного медицинскими документами.
Первичным объектом медико-социальной и психологической помощи в хосписе являются больной и его семья. Уход за больными осуществляет специально подготовленный медицинский и обслуживающий персонал, а также родственники больных и добровольные помощники, прошедшие предварительное обучение в хосписе.
Хоспис обеспечивает амбулаторную и стационарную помощь больным. Амбулаторная помощь оказывается на дому бригадами выездной службы хосписа (“хоспис на дому”). Стационарная помощь в зависимости от нужд больного и его семьи оказывается в условиях круглосуточного, дневного или ночного пребывания больных в стационаре.
В хосписе может быть реализован принцип “открытости диагноза”. Вопрос о сообщении больным их диагноза решается индивидуально и только в случаях, когда на этом настаивает больной.
Вся совокупность медико-социальной и психологической помощи больному должна быть направлена на ликвидацию или уменьшение болевого синдрома и страха смерти при максимально возможном сохранении его сознания и интеллектуальных способностей.
Каждому больному в хосписе должен быть обеспечен физический и психологический комфорт. Физический комфорт достигается созданием в стационаре условий, максимально приближенных к домашним. Обеспечение психологического комфорта осуществляется на основе принципа индивидуального подхода к каждому больному с учетом его состояния, духовных, религиозных и социальных нужд.
Источниками финансирования хосписов являются бюджетные средства, средства благотворительных обществ и добровольные пожертвования граждан и организаций.
Больной направляется в хоспис не умирать, а для проведения мероприятий, направленных на купирование боли, уменьшение одышки или других симптомов, с которыми он и его лечащий врач не могут справиться в домашних условиях. Кроме того, больным и их родственникам в хосписе предоставляется психологическая, социальная и духовная поддержка.
Так, основными показаниями для госпитализации в хоспис (медицинское стационарное учреждение) являются:
- · необходимость подбора и проведения адекватного лечения боли и других тяжелых симптомов при отсутствии эффекта от проводимой терапии на дому;
- · проведение манипуляций, которые не могут быть выполнены в домашних условиях;
- · отсутствие условий для оказания паллиативной помощи на дому (одинокие пациенты, сложная психологическая ситуация в семье);
- · предоставление кратковременного отдыха родственникам, ухаживающим за тяжелобольным пациентом.
Хосписная помощь – помощь комплексная, медико-социальная. Это помощь медицинская, психологическая, социальная и духовная. Но главным компонентом все же является квалифицированная помощь врача и медицинской сестры, имеющих специальную подготовку и особые человеческие качества.
Каждому человеку, как правило, уютнее и удобнее у себя дома. А.К. Хетагурова ссылается в своих работах на исследование проведенное в Италии [20], при опросе пациентов более 64% респондентов ответили, что предпочли бы умереть дома, а не в больнице, аналогичные ответы были получены и при опросах российских пациентов [6].
Таким образом, основой эффективной работы хосписа считается добросовестная работа выездной службы, помогающей больному и его семье на дому, в том числе при условии эффективного обезболивания.
Источник: https://med.bobrodobro.ru/25999
Паллиативная помощь
Современные процессы глобализации и информатизации, научно-технический прогресс, изменения в социально-экономической, политической и духовной жизни современного общества оказывают серьёзное влияние на возрастающее значения сферы услуг и роль знания и информации (возникновение общества знаний или информационного общества), обновляется система социальных и моральных ценностей, растёт степень гуманизма, расширяются права индивида.
Характерным социальным учреждением современного общества являются хосписы и другие социально-направленные учреждения, оказывающие услуги паллиативной медицины, в деятельности которых реализуется новый концепт «права человека на достойную смерть».
Более того, реализация в хосписах права человека на «смерть с достоинством» по своему социокультурному значению уже выходит за рамки медицинской реальности. Впервые идея “права человека на достойную смерть” в качестве наброска возникла в философской концепции Локка более 300 лет назад.
Но только в последней трети ХХ века возникли хосписы современного типа. Лях К.Ф. отвечает на вопрос, почему только по происшествию такого количества времени возникли столь важные для общества учреждения, используя широко известную мысль Маркса: “Человечество всегда ставит перед собой такие цели, которых может достичь” [1, с. 562].
Идея права индивида на достойную смерть все больше входит в культуру современной цивилизации.
Реализация же этого права до сих пор остаётся предметом серьёзных поисков и одной из самых сложных проблем современного человековедения и не может, а тем более не должна сводиться исключительно к проблеме эвтаназии. Важной заслугой этих поисков, в рамках т.н. хосписной философии, заключается в преодолении отрицания и игнорирования смерти и процессов ей предшествующих, а также в формировании у общества нового восприятия смерти как естественной и достойной стадии жизни [2].
Научными предпосылками для формирования хосписа современного типа стали достижения в области эффективного лечения хронической боли (опыт «клинической боли», который возник в конце 1940-х гг.), создание эффективных психотропных средств (начало 1950-х гг.), противораковой радиотерапии и химиотерапии, а также открытия в области медицинской психологии [2, с. 574].
Паллиативная помощь – это особая деятельность по поддержанию клиентов с длительно текущим заболеванием, не поддающимся лечению, а лечение симптоматики является важнейшей социальной, психологической и духовной проблемой. Человечество столкнулось с новым объектом объективной реальности: впервые предметом изучения медицины стало не только протекание болезни, но и процесс умирания пациента [3, с.94].
Кроме всего прочего оказание паллиативной помощи становится достойной и законной альтернативой эвтаназии, сторонников достаточно много, что, например, было выявлено в ходе анкетного опроса в рамках социологического исследования среди жителей города Нижний Новгород [4] или полустандартизированное интервью среди представителей разных профессиональных групп в городе Волгоград [5].
Проблема злокачественного новообразования является общемировой, и ежегодно в мире диагностируется более 10 млн. случаев злокачественных опухолей и это число неуклонно и со страшной скоростью растёт, что актуализирует вопрос о совершенствовании и модернизации социально-медицинской помощи.
Актуальность развития социально-медицинской работы с онкобольными во многом обусловлено необходимостью расширения мер социальной защиты и медицинского обслуживания населения. Оказание подобной помощи основывается на междисциплинарном подходе, который способствует улучшению качества жизни и повышение эффективности терапии.
В России на сегодняшний день действует более 70 хосписов. Зарубежный опыт показывает, что один хоспис должен обслуживать территорию с населением 300-400 тысяч человек.
Таким образом, в России сейчас не хватает свыше 500 хосписов (без учета географических особенностей регионов и плотности населения в некоторых из них).
Хотя паллиативная помощь также оказывается в более чем 60 кабинетах противоболевой терапии и в специальных отделениях паллиативной помощи в многопрофильных больницах.
По мнению К.Ф. Ляха, хоспис обеспечивает необходимую медицинскую помощь терминальному больному, работает не только с физическими страданиями пациента, но и помогает решить его психологические и духовные проблемы, а также реализует психологическую помощь близким пациента во время его болезни и в период переживания тяжелой утраты [1]. Типичные структура и функции хосписа заключаются:
- в помощи умирающим пациентам на дому;
- в стационарной помощи тем пациентам, у которых не удается поставить под контроль симптомы, связанные с умиранием;
- в дневном стационаре, в котором пациенты хосписа не просто находятся в течение дня, пока их родные на работе, но жизнь пациентов здесь наполнена общением, какими-то посильными, интересными для них занятиями;
- а также некоторые хосписы проводят научную, учебно-методическую и практически-педагогическую деятельность в области паллиативной медицины [1, с. 563].
Для эффективной работы хосписа требуется соответствующий персонал. В перечень работников хосписа входят главный врач, его заместители, врач-эпидемолог, врач-онколог, врач-терапевт, провизор, медицинские сестры, санитары, социальный работник, работники организационно-методического отдела, медицинский психолог [6].
В данной работе ставится задача определения роли психолога в хосписе и описание основных задач психологического сопровождения умирающих в учреждениях подобного типа.
Согласно положению о медицинском психологе хосписа, в обязанности психолога входит [6, с. 418-421]:
а) проведение работы с больными стационара и их родственниками, направленную на “восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности больных, уделяя особое внимание больным, имеющим факторы риска психических расстройств; психологическую помощь в решении личностных, профессиональных и бытовых проблем больных и членов их семей; оценку эффективности проводимых психологических мероприятий и при необходимости разработку эффективных методов психологического воздействия на больного и членов его семьи” [6, с. 419]; принимать вероисповедание больных, не навязывая своих взглядов в вопросах религии, а также организовывать и приглашать по просьбе больных священнослужителей разных конфессий;
б) проведение работы “с персоналом хосписа, направленную на психологическую помощь персоналу в решении профессиональных, личностных и бытовых проблем; учет влияния психологических, ситуационных и организационных факторов на персонал хосписа в целях создания благоприятных условий работы” [6, с. 420];
в) привлечение волонтеров помощников в хоспис, осуществление их отбора и обучение вопросам и техниками медицинской психологии и деонтологии.
Психолог играет важную роль в рамках хосписного ухода за умирающим. Согласно Ф. де Грааф, в практике психологического сопровождения больных хосписа встречаются разные психологические феномены [6, с. 34-39].
- “Феномен потери личности и контроля”. Пациент может считать себя “никем” т.к. присутствует дезориентация личности, а также потеря контроля над ситуацией и собой. Психолог в данном случае показывает пациенту его уникальность, подчеркивает ценность его, как человека.
- “Феномен бессрочного ожидания”. Пациент испытывает тяжелые переживания в ситуации неизлечимой болезни по причине того, что неизвестен исход болезни и срок. Психолог помогает создать у пациента ощущение полноты бытия, наполнить его жизнь в последние дни.
- “Феномен потери смысла”. Данный феномен проявляется и у пациента, и у его родственников. Работая с пациентом, психолог помогает ему увидеть смыслы в прошлой жизни, что иногда обесценивается больным. Потеря смысла у родственников может достигать пиковых состояний, и задача психолога здесь заключается в переживании горя, принятии смерти больного, а также создание установки на продолжение жизни и поиск смысла дальнейшей жизни, после смерти больного.
- “Феномен конфликта и борьбы с судьбой”. Пациенту необходима помощь в проживании борьбы, так называемое “пребывание вместе”. Больному необходимо найти себя в конце своей жизни, быть собой, и психолог создает условия для аутентичного проявления пациента.
- “Феномен непримирения со смертью”. Психолог работает над этим, чтобы больной смог принять факт смерти, значения смерти в жизни человека, и в жизни конкретного пациента.
Гнездилов А.Е. отмечает еще один феномен: человек, попадая в больницу, лишается дома, лишается обычной жизни, своих близких, которых может видеть теперь только в определенные часы, лишен и привычно окружающих его предметов. В больнице происходит депривация дома. Психолог ставит своей задачей создание домашней обстановки и атмосферы в хосписе, где больной чувствовал бы себя в безопасности [7].
Помимо этого, важным аспектом взаимодействия психолога с больным является определение и оценка, по выражению А.Е. Гнездилова, “психического статуса” больного. Здесь психолог работает с проблемой боли у пациента, тревогами, страхами и прочими состояниями, т.к. у умирающего данные психические явления имеют специфику и к ним необходимо проявить особенное внимание.
Далее Гнездилов А.Е. перечисляет следующие психологические технологии работы с пациентами хосписа [7]: психотерапия средой, психотерапия присутствием, арт-терапия, звукотерапия, а также куклотерапия и сказкотерапия.
По его мнению, от психолога требуются следующие профессиональные навыки: терапия присутствием, умение слушать больного, уважение к независимости и признание свободы индивида думать так, как ему хочется, и о том, что для него существенно, утверждение ценности жизни больного, обращение к специальным потребностям больного, оценка сил и возможностей пациента, использование резервов больного и поддержка реальной надежды.
Для эффективной деятельности психолога необходимо владеть не только техниками. Т.к. психолог в рамках хосписа работает с пациентами в форме консультации, то уместно говорить о формировании определенных качеств личности психолога-консультанта, обеспечивающие успешное психолого-консультативное взаимодействие. Так, А.А. Костригин указывает 6 характеристик личности консультанта, общих для разных школ психологического консультирования и психотерапии:
- аутентичность, конгруэнтность;
- глубокий интерес к человеку, безусловное позитивное отношение к нему;
- эмпатия, чувствительность к внутреннему миру другого;
- зрелость;
- самопознание;
- проницательность, интуиция [8, с. 145-146].
Эти характеристики универсальны для всех психотерапевтических направлений, поэтому, овладев этими качествами, психолог-консультант будет способен овладеть и различными психотерапевтическими подходами.
Рассмотрев деятельность психолога в хосписе, можно заключить, что он играет не меньшую роль, чем медицинские и социальные работники. В таких учреждениях, как хоспис, психологические аспекты умирающего человека приобретают, возможно, даже большую значимость, чем его болезненные симптомы.
Увидев и рассмотрев специфику психологического сопровождения неизлечимо больного, встаёт вопрос о необходимости специальной подготовки специалистов для этой должности.
Сфера паллиативной помощи неизлечимо больных, как для психолога, так и для других специалистов является очень специфичной, поэтому психологу-консультанту необходима особая профессиональная подготовка, резко отличающаяся от других направлений психологической работы, как, например, онлайн-консультирование [9].
Ссылки на источники
- Лях К.Ф. Хоспис: социальный институт постиндустриального общества // Вестник МГТУ. 2006. Т. 9. №. 4. С. 562-568.
- Мезавцова, Т.В. Хоспис как ценность и медико-психологический институт современной культуры // Актуальные вопросы современной медицины и фармации. Материалы 64-й итоговой научно-практической конференции студентов и молодых ученых. Витебск: ВГМУ, 2012.С. 573-574.
- Мишаткина, Т.В. Три круга этики / Т.В. Мишаткина // Человек. 2006. № 5. С. 89-98.
- Балабанов С.С., Толокнова Г., Хусяинов Т. Эвтаназия: за и против // VIII научно-практическая конференция «Пушковские чтения» и Симпозиум «Полиморбидность в гериатрической практике: пожилой пациент в общеврачебной практике», сборник работ / Под редакцией Е.Г. Зоткина. СПб., 2012. С. 8-9.
- Яцышева Т.Л. Медико-социальные и социально-правовые аспекты эвтаназии в условиях современного общества / Т.Л. Яцешева, О.В. Салогубова // Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. Социология и социальные технологии. 2007. Вып. 6. С. 149 – 152.
- Хосписы. Сборник материалов: литературный обзор, рекомендательные и справочные материалы // Отв. ред. В.В. Миллионщикова, С.А. Полишкис, Е. Кадетова. М., 2011. 528 с.
- Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. Пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой. СПб., 2002. 162 с.
Источник: https://son-net.info/palliativnaya-pomoshh/
Особенности оказания паллиативной помощи больным в Москве
При лечении и уходе за больными с тяжелыми заболеваниями, им требуется паллиативная помощь, включающая в себя обезболивание, а также мероприятия, повышающие качество жизни человека.
Особую роль она играет при борьбе с онкологией, поскольку в основе лечебных методик лежат системы уничтожения больных клеток и сохранения здоровых.
Ремиссия на прямую зависит от того, насколько успешно организм будет распознавать и уничтожать больные клетки, в чем ему и требуется помощь.
Особенности оказания паллиативной помощи
Человек, страдающей раком IV стадии, требует комплексной помощи с медицинской, психологической и социальной составляющей.
Этот комплекс оправдывается себя при длительном лечении, во время которого пациент может отчаяться.
При этом у родственников, как правило, нет нужного объема знаний для того, чтобы повысить качество жизни больного, и только паллиативная помощь, оказываемая профессионалами, окажет позитивное влияние не его жизнь.
Согласно терминологии, утвержденной ВОЗ, под паллиативной помощью понимают повышение качества жизни пациента и окружающих его людей при лечении заболевания, несущего угрозу жизни. Она включает два основных компонента – сопровождение радикального лечения мероприятиями по облегчению его страданий и оказание помощи в последний период его жизни.
Основная задача паллиативной помощи – обеспечение максимально комфортной жизни больного. При этом она не может приблизить или отсрочить наступление смерти, которая рассматривается как естественный процесс.
Эта помощь должна оказываться всем пациентам с неблагоприятным течением заболевания. В Европе от онкологии ежегодно умирает около 1,6 млн. человек. В России от этих заболеваний каждый год умирает до 295 тыс. человек.
В нашей стране паллиативная помощь оказывается в специализированных медицинских учреждениях при помощи внебюджетных и волонтерских организаций.
Стандартизация паллиативной помощи
Основной нормативной базой для оказания паллиативной помощи, в которой описываются ее стандарты и принципами является Белая книга, созданная в Европейской ассоциации паллиативной помощи. Среди основных принципов выделяют:
Соблюдение достоинства пациента. Каждый человек может самостоятельно выбирать какую и где помощь получать. При оказании помощи должны учитываться личные и религиозные ценности больного. Она оказывается только с согласия больного или его близких, если он не способен сам принимать решение.
Помощь должна оказываться непрерывно. Она включает в себя постоянный мониторинг состояния больного, постоянного назначения медикаментов и применение оптимальных методик ухода за больным.
Источник: https://megamedportal.ru/articles/osobennosti-okazaniya-palliativnoj-pomoshhi-bolnym-v-moskve.html
Виды паллиативной медицинской помощи
Это медицинские мероприятия, ориентированные на облегчение состояний пациентов с неизлечимыми болезнями, сопровождающимися сильной болью.
Оглавление:
Подход позволяет повысить качество жизни пациентов.
Паллиативная помощь незаменима как для людей с психическими, так и недугами относительно органов и систем.
Такой подход имеет несколько особенностей:
- Рассматривает смерть, как обычный процесс, но создает условия для борьбы за жизнь.
- Не направлен на продление или сокращение срока жизнедеятельности организма.
- Направлен на облегчение боли и возможность вести активный образ жизни.
- Заключается в оказании поддержки семье пациента.
Цели и задачи
Одной из главных целей является оказание помощи тяжелобольным людям в домашних условиях и поддержание стремления к жизни.
- Обезболивание и купирование болезненных ощущений.
- Психологическая поддержка больного и близких.
- Выработка здорового отношения к смерти.
- Удовлетворение духовных потребностей.
- Решение задач медицинской биоэтики.
История развития в России
Само слово «паллиативная» образовано от латинского «паллиум». В переводе обозначает покрывало, плащ.
В широком смысле характеризуется защитой от неблагоприятных воздействий и обеспечение комфорта. В узком смысле ориентирована на создание соответствующих условий для людей, которым, по медицинским прогнозам , осталось жить недолго.
Истоки паллиативной помощи уходят в дома сестринского ухода, хосписы, богадельнях, домах приюта. Они возникали еще во времена Средневековья при костелах и монастырях. На плечи специальных людей ложился уход за неизлечимыми больными. Только в 1843 года было произведено разделение таких заведений в зависимости от целей.
В России первые упоминания относятся в 1682 году. Тогда царь Федор Алексеевич приказал создать шпитальник, специальные дома-больницы для бедных и тяжелых больных.
Современная паллиативная медицинская складывалась на протяжении второй половины 20 века. Сначала про нее говорили только по отношению к онкологическим больным.
В 1987 году на базе МНИОИ им. П. А. Герцена создан один из первых кабинетов для оказания помощи больным с сильными болями. В 1994 году в московской городской больнице №11 открыто отделение паллиативной помощи. Сегодня есть 130 структурных подразделений в различных регионах. Еще 58 находятся в стадии формирования.
Понятия и принципы оказания паллиатива взрослому населению и детям
Паллиативная помощь оказывается амбулаторно, в режиме круглосуточного или дневного стационара.
Ответственность за ее своевременное оказание находится на государстве, органах здравоохранения, общественных институтах.
Кабинеты, направленные на оказание помощи пациентам с неизлечимыми диагнозами, создаются при многих хосписах и больницах.
- производят наблюдение за общим здоровьем пациента,
- выписывают лекарства,
- выдают направления в стационарные медицинские учреждения,
- направляют пациентов на консультацию к врачам,
- консультируют,
- проводят меры, направленные на улучшение эмоционального состояния пациента.
При работе с детьми во внимание принимается и состояние родителей. Главной задачей выступает предоставление возможностей для полноценного общения, обеспечения малышу хорошего настроения.
Поскольку малыши чувствуют боль в несколько раз острее, чем взрослые, главным принципом является использование любых законных методов, направленных на облегчение общего состояния пациента.
Паллиатив для взрослых и детей оказывается на основе принципов соблюдений моральных и этических норм, уважительного и гуманного отношения к больному и его родственникам.
Организация
Такие услуги представляют государственные, муниципальные и частные системы здравоохранения. Информация до пациента доводится лечащими врачами и с использованием любых других источников.
Взаимодействие кабинетов паллиативной помощи происходит с различными благотворительными, добровольческими и религиозными организациями.
В таком кабинете работает врач, прошедший специальные курсы повышения квалификации, медицинская сестра. По новым правилам дневной стационар не предусматривает оказания паллиатива. Большинство пациентов ее получают дома или в стенах больниц.
Пациенты
Выделяется три группы больных, кому паллиативная помощь оказывается в полном объеме. Больные:
- онкологией 4 стадии,
- СПИД в терминальной стадии,
- прогрессирующими заболеваниями в терминальной стадии развития.
Часто клиентами становятся пациенты с заболеваниями в стадии декомпенсации и с невозможностью достичь ремиссии, пациенты с последствиями нарушения мозгового кровообращения, с необратимыми травмами, дегенеративными заболеваниями нервной системы.
Паллиативная помощь онкологическим больным
Поддержание приемлемого уровня качества жизни – важнейшая задача в онкологии. Создаются адекватные условия существования.
В условиях стационара пациентам, которым нельзя полностью излечить недуг, проводятся манипуляции, призванные облегчить тяжелые симптомы.
Например, если лучевая терапия избавляет от выраженной боли, то паллиативная химиотерапия направлена на уменьшение опухолевой ткани. Она позволяет снизить интоксикацию продуктами обмена опухоли.
Главными принципами работы с онкологическими больными является:
- психологическая поддержка,
- рациональное питание,
- коррекция нарушений со стороны органов пищеварения,
- борьба с болью.
Паллиатив на дому
Когда лечение пройдено, но болезнь прогрессирует, оптимальным решением становится получение помощи дома. Специалисты из службы приезжают по графику или по вызову родственников, самого пациента.
При необходимости в процессе могут быть использованы сильнодействующие обезболивающие средства.
Патронажная медицинская сестра может самостоятельно посещать ребенка или делать это совместно с врачом. При работе учитывается психическое и физическое состояние пациента. Активные лечебные мероприятия проводятся только в том случае, если пациент это захочет.
Хоспис
В условиях хосписа паллиативную работу проводит не только медицинский персонал, но и волонтёры. Больной отправляется в учреждение для проведения мероприятий, направленных купирование боли и уменьшении одышки.
Основными показаниями для получения помощи являются:
- Необходимость поиска методов и проведения адекватного лечения.
- Проведение действий, которые не могут быть осуществлены в домашних условиях.
- Отсутствие родственников, которые могли бы оказывать помощь в домашних условиях.
Центр в Москве
Центр организован на основании Приказа ДЗМ Москвы № 106 в 2015 году. Задача – оказание паллиативной помощи пациентам дома, в больнице. Проводится внедрение в практику современных методов улучшения качества жизни больных.
Центр состоит из стационара, рассчитанного на 200 человек, отделения выездной патронажной службы. Главным направлением работы является оказание помощи неизлечимым больным с прогрессирующими заболеваниями и обеспечение преемственности в работе учреждений, которые оказывают такую помощь.
Видео про виды оказания паллиативной помощи инкурабельным больным:
Источник: https://gidmed.com/onkologiya/lechenie-onk/palliativnaya-pomoshh.html
Паллиативная медицинская помощь. Порядок оказания паллиативной медицинской помощи
Несколько непривычное слово «паллиативная» образовано от латинского «паллиум», то есть «покрывало», «плащ». Философски это понятие подразумевает защиту от неблагоприятных воздействий и обеспечение комфорта.
В реалии паллиативная помощь направлена на создание таких условий для тяжелобольных людей, при которых они легче переносят свое положение. Паллиативная медицинская помощь — это система мероприятий, направленных на улучшение качества жизни пациентов с неизлечимыми, тяжело протекающими, угрожающими жизни заболеваниями.
Она заключается в применении лекарств и методик, снимающих болевые синдромы либо максимально уменьшающих степень их проявления.
Суть паллиативной помощи
Все мы знаем, что когда-нибудь умрем, но реально осознавать неизбежность смерти начинаем только на ее пороге, например, когда уже нет надежды на излечение от тяжелого недуга. Для многих ощущение приближающейся кончины не менее ужасно, чем физические страдания.
Почти всегда вместе с умирающим невыносимые душевные муки терпят их близкие.
Паллиативная помощь как раз и направлена на облегчение участи пациента и поддержку его родственников путем применения самых разных методов воздействия: лекарств, моральной поддержки, бесед, организации поднимающих жизненный тонус мероприятий, решения социальных вопросов и др.
Паллиативная медицинская помощь хотя сосредоточена на использовании медпрепаратов, облегчающих страдания, не может быть полностью обособленной.
Врачи, медсестры, сиделки, работающие с неизлечимо больными, должны уметь не только проводить процедуры, купирующие боль, но и оказывать на больного благоприятное воздействие своим человеческим отношением, обращением, правильно подобранными словами. То есть умирающий человек не должен чувствовать себя обузой, лишним, уже не нужным. До самого конца он должен ощущать ценность себя как личности и иметь возможность самореализации в той степени, в какой у него получается.
Источник: https://diodica.ru/vidy-palliativnoj-medicinskoj-pomoshhi/