Шкала функциональной независимости фим: пример теста

Шкала функциональной независимости ФИМ: пример теста

Счастливая старость – это не только и не столько теплый, уютный дом и десятки обожающих бабушку или дедушку внуков и правнуков. Это – личная физическая и интеллектуальная сохранность, способность самостоятельно двигаться, есть, ухаживать за собой, не прибегая к посторонней помощи. Пожилые люди из-за болезней частично или полностью утрачивают необходимые навыки. Определить, как далеко все зашло, врачам помогает специальный тест, в основе которого лежит шкала FIM – опросник из 18 позиций, характеризующих степень функциональной зависимости человека.

Описание и назначение теста

Опросник состоит из нескольких блоков, где размещены вопросы, характеризующие двигательную (пункты 1-13) и интеллектуальную (пункты 14-18) активность. Заполняется он медицинским персоналом больницы или дома престарелых в соответствии с данными ежедневных наблюдений за пациентом.

Тестирование пожилых людей по шкале оценки функциональной независимости проводят, когда необходимо установить:

  • Насколько человеку вообще нужна посторонняя помощь – например, при оформлении его в дом престарелых или частный гериатрический центр, чтобы определиться с условиями содержания и правильно рассчитать их стоимость, если услуги платные
  • Уровень утраты физической и интеллектуальной независимости после перенесенного инсульта или при диагностике ряда психических заболеваний – болезней Паркинсона, Альцгеймера, сосудистой деменции – для подготовки индивидуальной реабилитационной программы после завершенного цикла медикаментозного лечения
  • Оптимальные нагрузки и наиболее эффективные физиотерапевтические курсы при составлении индивидуальных реабилитационных программ
  • Насколько успешным был курс реабилитации после перенесенных неврологических заболеваний – степень стабилизации, улучшения или ухудшения физического состояния и интеллекта пациента

Что означают цифры в опроснике?

Шкала функциональной независимости ФИМ: пример теста

Оценка функциональной независимости проводится выставлением 1-7 баллов за каждый пункт опросника: чем лучше сохранены те или иные навыки, тем выше балл за каждый вид деятельности.

Если тот или иной вид деятельности по разным причинам оценить трудно (невозможно), за него выставляется один балл. Ни один из пунктов опроса не может быть пропущен – тогда тестирование не может считаться объективным.

Затем данные складываются и оценивается полученный результат. Минимум, который можно набрать за тест, — 18 баллов, максимум – 126.

Вот по каким критериям начисляются баллы:

  • 1 балл – абсолютная утрата двигательного навыка или вида интеллектуальной деятельности или менее 25 процентов сохранности – зависимость от посторонней помощи полная
  • 2 балла – способность самостоятельно выполнить от четверти до половины всех необходимых действий, зависимость выраженная
  • 3 балла – человек сам выполняет от половины до 75 процентов действий – умеренная зависимость
  • 4 балла – посторонняя помощь нужна, но лишь в ограниченном количестве задач, поскольку пожилой человек самостоятельно выполняет более трех четвертей различных действий. Это – частичная зависимость
  • 5 баллов – требуется помощь только при надевании протеза, со всем остальным пациент справляется сам. Это – минимальная зависимость
  • 6 баллов – все навыки и умения сохранены, но действия выполняются медленнее, иногда требуется совет или подсказка: зависимость ограниченная
  • 7 баллов – человек вообще не нуждается в помощи персонала или опекуна, все навыки и умения сохранены в полном объеме. Это – полная независимость

Какие виды деятельности оцениваются?

Опросником по шкале FIM оценивается двигательная и интеллектуальная активность пожилого человека. Под двигательной активностью понимается не только умение самостоятельно передвигаться естественным образом или с помощью стула, инвалидной коляски.

Сюда также входят:

  • Оценка дальности передвижения – она составляет не менее 50 метров на 7 баллов. В 1 балл оценивается передвижение до 17 метров
  • Подъем по лестнице (на 7 баллов — не менее 12-15 ступенек). Если обследуемый может преодолеть до четырех ступенек, ставится 1 балл
  • Навыки самообслуживания и гигиены
  • Способность самостоятельно пользоваться туалетом, ванной или душевой кабиной
  • Самостоятельное или с посторонней помощью сидение, вставание, способность ложиться и вставать с кровати
  • Степень сохранности контроля физиологических потребностей – мочеиспускания и дефекации
  • Умение пользоваться катетером, калоприемником, клизмой

Интеллектуальная деятельность оценивается с точки зрения сохранности:

  • Памяти
  • Интереса к общению, способности адекватно себя вести в диалоге
  • Взаимодействия с родственниками, опекуном (сиделкой), медицинскими работниками
  • Понимания обращенных к пожилому человеку высказываний, устных инструкций
  • Способности понимать и запоминать прочитанное
  • Связной устной и письменной речи
  • Счета
  • Принятия самостоятельных решений в быту, социальной жизни

Тест очень популярен благодаря своей функциональности, простоте и быстроте применения: на его выполнение обычно уходит не больше 15 минут, а картина зависимости или независимости пожилого человека от посторонней помощи получается объективная и полная.

Примерная таблица шкалы FIM

Виды деятельности Баллы
1 2 3 4 5 6 7
Самообслуживание
Прием пищи – пользование ложкой, вилкой, жевание, глотание
Гигиенические навыки – умывание, чистка зубов, пользование расческой, бритье
Ванна (душ) – мытье и вытирание тела
Одевание верхней части тела (включая протезы)
Одевание ниже пояса (включая протезы)
Использование после туалета бумаги и гигиенических пакетов
Контроль физиологических потребностей
Мочеиспускание (при необходимости с использованием катетера)
Дефекация (при необходимости – с применением клизмы, калоприемника)
Передвижение
Вставание с кровати, стула, инвалидной коляски; способность прилечь, присесть
Способность сесть на унитаз и встать с него
Пользование ванной и душем
Двигательная активность
Нормальная ходьба или передвижение на коляске
Подъем по ступенькам
Интеллект
Понимание обращенной речи, написанного
Связное, последовательное устное и письменное изложение мыслей
Степень социализации – взаимодействия с окружающими людьми
Счет, принятие решений
Память

Источник: https://ElderCare.ru/shkala-fim-kogda-postoronnyaya-pomoshh-stariku-stanovitsya-neobxodimostyu/

Способность к самообслуживанию

Шкала функциональной независимости ФИМ: пример теста

В повседневной жизни часто возникает необходимость определить способность больного человека обслуживать себя самостоятельно. Пожилые люди, инвалиды, больные в остром периоде заболевания и хронические больные нуждаются в посторонней помощи в той мере, в какой они потеряли способность самостоятельно себя обслуживать, т.е. свою независимость.

Для определения потребности пациента в уходе и для наблюдения за изменением его способности к самообслуживанию можно воспользоваться “Градацией нуждаемости в уходе”.

Градация нуждаемости в уходе

Принято выделять 3 степени:

  • 1 степень (потребность значительна) – необходимы гигиенический уход, помощь при приеме пищи или передвижении. Пациенты нуждаются как минимум в двух услугах однократно в течение дня и неоднократно в течение недели – в помощи по хозяйству. Время, затрачиваемое на такую помощь, как минимум – 90 мин в день;
  • 2 степень (потребность весьма значительна) – необходимы гигиенический уход, помощь при приеме пищи или передвижении. Пациенты нуждаются как минимум в помощи трижды в день в разное время дня и дополнительно неоднократно в течение недели – в помощи по хозяйству. Время, затрачиваемое на такую помощь, как минимум – 3 часа в день;
  • 3 степень (уход крайне необходим) – пациентам постоянно необходима помощь при гигиенических процедурах, приеме пищи, передвижении, а также неоднократная в течение недели помощь по хозяйству. Время, затрачиваемое на такую помощь, как минимум – 5 часов в день.

Для определения уровня бытовой активности удобно использовать стандартные опросники. Таких опросников создано несколько сот.

Одним из наиболее широко используемых опросников является шкала повседневной жизнедеятельности Бартела для определения активности в повседневной жизни.

Максимальная сумма баллов, соответствующая полной независимости в повседневной жизни, равна 100. Шкалой удобно пользоваться как для определения изначального уровня активности пациента, так и для проведения мониторинга с целью определения эффективности ухода.

Шкала Бартела

Прием пищи:

  • 10 – не нуждаюсь в помощи, способен самостоятельно пользоваться всеми необходимыми столовыми приборами;
  • 5 – частично нуждаюсь в помощи, например, при разрезании пищи;
  • 0 – полностью зависим от окружающих (необходимо кормление с посторонней помощью).

Персональный туалет (умывание лица, причесывание, чистка зубов, бритье):

  • 5 – не нуждаюсь в помощи;
  • 0 – нуждаюсь в помощи.

Одевание:

  • 10 – не нуждаюсь в посторонней помощи;
  • 5 – частично нуждаюсь в помощи, например, при одевании обуви, застегивании пуговиц и т.д.;
  • 0 – полностью нуждаюсь в посторонней помощи.

Прием ванны:

  • 5 – принимаю ванну без посторонней помощи;
  • 0 – нуждаюсь в посторонней помощи.

Контроль тазовых функций (мочеиспускание, дефекация):

  • 20 – не нуждаюсь в помощи;
  • 10 – частично нуждаюсь в помощи (при использовании клизмы, свечей, катетера);
  • 0 – постоянно нуждаюсь в помощи в связи с грубым нарушением тазовых функций.

Посещение туалета:

  • 10 – не нуждаюсь в помощи;
  • 5 – частично нуждаюсь в помощи (удержание равновесия, использование туалетной бумаги, снятие и одевание брюк и т.д.);
  • 0 – нуждаюсь в использовании судна, утки.

Вставание с постели:

  • 15 – не нуждаюсь в помощи;
  • 10 – нуждаюсь в наблюдении или минимальной поддержке;
  • 5 – могу сесть в постели, но для того, чтобы встать, нужна существенная поддержка;
  • 0 – не способен встать с постели даже с посторонней помощью.

Передвижение:

  • 15 – могу без посторонней помощи передвигаться на расстояния до 500 м;
  • 10 – могу передвигаться с посторонней помощью в пределах 500 м;
  • 5 – могу передвигаться с помощью инвалидной коляски;
  • 0 – не способен к передвижению.

Подъем по лестнице:

  • 10 – не нуждаюсь в помощи;
  • 5 – нуждаюсь в наблюдении или поддержке;
  • 0 – не способен подниматься по лестнице даже с поддержкой.

Другим способом оценить самостоятельность больного можно, используя 7-ми бальную шкалу независимости, предложенную ниже.

Шкала функциональной независимости FIM

Шкала функциональной независимости FIM состоит из 18 пунктов, отражающих состояние двигательных (пункты 1 – 13) и интеллектуальных (пункты 14 – 18) функций.

Каждая из ниже приведенных двигательных и интеллектуальных функций оценивается наблюдателем в баллах – от одного до семи. Суммарная оценка может составлять от 18 до 126 баллов; чем выше суммарная оценка, тем полнее независимость больного в повседневной жизни.

  • 7 баллов – полная независимость в выполнении соответствующей функции (все действия выполняются самостоятельно, в общепринятой манере и с разумными затратами времени);
  • 6 баллов – ограниченная независимость (больной выполняет все действия самостоятельно, но медленнее, чем обычно, либо нуждается в постороннем совете);
  • 5 баллов – минимальная зависимость (при выполнении действий требуется наблюдение персонала либо помощь при надевании протеза или ортеза);
  • 4 балла – незначительная зависимость (при выполнении действий нуждается в посторонней помощи, однако более 75% задания выполняет самостоятельно);
  • 3 балла – умеренная зависимость (самостоятельно выполняет 50 -75 % необходимых для исполнения задания действий);
  • 2 балла – значительная зависимость (самостоятельно выполняет 25 – 50 % действий);
  • 1 балл – полная зависимость от окружающих (самостоятельно может выполнить менее 25 % необходимых действий).

Двигательные функции

  • Самообслуживание;
  • Прием пищи (пользование столовыми приборами, поднесение пищи ко рту, жевание, глотание);
  • Личная гигиена (чистка зубов, причесывание, умывание лица и рук, бритье либо макияж);
  • Принятие ванны или душа (мытье и вытирание тела, за исключением области спины);
  • Одевание (включая надевание протезов или ортезов), верхняя часть тела (выше пояса);
  • Одевание (включая надевание протезов или ортезов), нижняя часть туловища (ниже пояса);
  • Туалет (использование туалетной бумаги после посещения туалета, гигиенических пакетов);
  • Контроль тазовых функций;
  • Мочевой пузырь (контроль мочеиспускания и, при необходимости, использование приспособлений для мочеиспускания – катетера, и т.д.);
  • Прямая кишка (контроль акта дефекации и, при необходимости, использование специальных приспособлений – клизмы, калоприемника и т.д.);
  • Перемещение;
  • Кровать, стул, инвалидное кресло (способность вставать с кровати и ложиться на кровать, садиться на стул или инвалидное кресло и вставать с них);
  • Туалет (способность пользоваться унитазом – садиться, вставать);
  • Ванна, душ (способность пользоваться кабиной для душа или ванной);
  • Подвижность;
  • Ходьба или передвижение с помощью инвалидного кресла (баллу “7” соответствует возможность ходьбы без посторонней помощи на расстояние не менее 50 метров, баллу “1” – невозможность преодолеть расстояние более 17 метров);
  • Подъем по лестнице (баллу “7” соответствует возможность подъема без посторонней помощи на 12-14 ступеней, баллу “1” – невозможность преодолеть высоту более 4 ступеней).
Читайте также:  Восходящий душ: показания и противопоказания

Интеллект: максимальный суммарный балл

  • Общение;
  • Восприятие внешней информации (понимание речи и/или письма);
  • Изложение собственных желаний и мыслей (устным или письменным способом);
  • Социальная активность;
  • Социальная интеграция (взаимодействие с членами семьи, медперсоналом и прочими окружающими);
  • Принятие решений (умение решать проблемы, связанные с финансами, социальными и личными потребностями);
  • Память (способность к запоминанию и воспроизведению полученной зрительной и слуховой информации, обучению, узнаванию окружающих).

В зависимости от величины суммарного балла у конкретного пациента и количества баллов, набранных по каждой отдельной функции, определяется объем мероприятий, необходимых для полноценного ухода за данным больным.

Источник: www.meduhod.ru

Источник: https://www.dobrota.ru/posts/sposobnost-k-samoobsluzivaniu-skala-bartela-test/

Оценка Глобальных Моторных Функций (GMFM-66) у детей со спастическими формами ДЦП. Использование в иппотерапии

Оценка Глобальных Моторных Функций (GMFM-66) у детей со спастическими формами ДЦП. Использование в иппотерапии.

 Председатель гильдии иппотерапевтов Новосибирской области, Врач нейроортопед Евменов Д.А

Разработчик программного обеспечения Денисенко А.

В практике работы с детьми ДЦП возникает потребность давать объективную оценку функциональным возможностям, создавать прогностическое событие. На основании этого мы можем выстраивать стратегию и тактику ведения пациента. Рассчитывать его реабилитационный потенциал. Определять экономическую составляющую реабилитации.

  • Для объективной оценки различные научные медицинские организации  разрабатывают шкалы с высокой достоверностью.
  •  В настоящее время в реабилитации  применяются несколько десятков шкал.
  • Напимер:

 Модифицированная шкала Рэнкин Оценка качества жизни:  Оценка качества жизни (EQ-5D)  Психологические шкалы:  Монреальская шкала оценки когнитивных функций (МоСА).   Госпитальная шкала тревоги и депрессии  Оценка активности и участия: Мера функциональной независимости (FIM)  Шкала активностей повседневной жизни Ривермид.

Оценочные шкалы в нейрореабилитации (для больных с ОНМК).  Шкала тяжести инсульта Национального института здоровья США (NIHSS) . Шкала Комитета медицинских исследований . Шкала Комы Глазго . Индекс мобильности Ривермид . Индекс Хаузера . Шкала баланса Берга . Модифицированная шкала Ашфорта . Тест Френчай.

Визуально-аналоговая шкала (ВАШ) боли

Логопед : Шкала оценки дизартрии . Шкала Вассерман Л.И. для оценки степени выраженности речевых нарушений у больных с локальными поражениями мозга.Шкала оценки глотания (МАSА)  И прочие.

  1. В настоящее время ведущими тестами при работе с ДЦП являются.
  2. Шкала GMFCS.
  3. Шкала спастичности  Ашфорта.
  4. Шкалы GMFM -88, 66
  5. Модифицированная шкала Ашфорт
  6. Используется для оценки мышечного сопротивления при совершении пассивных движений в одном суставе Исходное положение пациента: лежа на спине, пациент полностью расслаблен Можно измерить флексию и экстензию локтевого и коленного сустава  Совершите пассивное движение в локтевом или коленном суставе 5 раз подряд со скоростью – 1969 (тысяча девятьсот шестьдесят девять – необходимо полностью проговаривать год) Оценивается средний показатель изменений тонуса из 5 раз Движение совершается в пределах движения/боли
  7.  ОЦЕНКА 0 = Нет повышения мышечного тонуса 1 = Легкое повышение мышечного тонуса, минимальное напряжение в конце амплитуды движения при сгибании или разгибании пораженной конечности 2 = Легкое повышение мышечного тонуса, которое проявляется минимальным сопротивлением (напряжением) мышцы, менее чем в половине всего объема движения
  8. 3 = Умеренное повышение мышечного тонуса в течение всего движения, но пассивные движения не затруднены 4 = Значительное повышение мышечного тонуса, пассивные движения затруднены 5 = Ригидное сгибательное или разгибательное положение конечности (сгибательная или разгибательная контрактура)

 Большего единогласия удалось достичь с введением функциональной классификации ДЦП – GMFCS (Gross Motor Function Classification System – Система классификации больших моторных функций), предложенной R.Palisano с соавт.

(1997г.).

Это описательная система, учитывающая степень развития моторики и ограничения движений в повседневной жизни для 5 возрастных групп пациентов с ДЦП: до 2 лет, от 2 до 4 лет, от 4 до 6 лет, от 6 до 12 лет, от 12 до 18 лет.

  •  Согласно GMFCS, выделяют 5 уровней развития больших моторных функций:  Уровень I – ходьба без ограничений;
  •  Уровень II – ходьба с ограничениями;
  • Уровень III – ходьба с использованием ручных приспособлений для передвижения;
  • Уровень IV – самостоятельное передвижение ограничено, могут использоваться моторизированные средства передвижения.
  • Уровень V – полная зависимость ребёнка от окружающих – перевозка в коляске/инвалидном кресле.
  • Различия между уровнями 1 и 2 – по сравнению с детьми и подростками 1 уровня дети и подростки 2 уровня имеют ограничения в ходьбе на длинные дистанции и в балансировке или им может понадобиться использование ручных приспособлений для передвижения, когда они впервые обучаются ходьбе; могут использоваться колесные средства передвижения при путешествии на длинные дистанции на открытом воздухе или в общественные места; требуется использование перил при подъеме и спуске по лестнице; они  ограниченны в способности бегать и прыгать.

Различия между уровнями 2 и 3 – дети подростки со 2 уровнем способны ходить без ручных приспособлений для передвижения после 4-х летнего возраста (хотя они и могут выбирать их использование время от времени). Дети и подростки с 3 уровнем нуждаются в ручных приспособлениях для передвижения в помещениях и используют колесные средства передвижения на улице и в общественных местах.

Различия между уровнями 3и 4 –  дети и подростки с 3 уровнем сидят самостоятельно и требуют незначительной внешней поддержки при сидении, они более независимы при перемещении стоя, могут ходить, используя ручные приспособления для передвижения.

Дети и подростки с 4 уровнем в положении сидя обычно нуждаются в поддержке, но в самостоятельном передвижении ограничены.

Дети и подростки с 4 уровнем чаще всего транспортируются в ручном инвалидном кресле или с использованием моторизированной коляски с электроприводом.

Различия между уровнями 4 и 5 – дети и подростки с 5 уровнем имеют серьезные ограничения контроля положения головы и туловища и требуют как обширной физической помощи другого лица, так и технологической поддержки. Самостоятельное передвижение достигается, только если ребенок или подросток научиться управлять моторизированным инвалидным креслом. 

 В настоящее время оценка GMFCS является составной частью диагноза.

 Нас заинтересовала шкала GMFM ( бальная шкала больших моторных функций)

Шкала для оценки крупных моторных функций является стандартизированным инструментом наблюдений, разработанным с целью измерения изменений крупных моторных функций у детей с церебральным параличом (ДЦП) в динамике по времени. Шкала была разработана для применения, как в клинических, так и в научно-исследовательских учреждениях.

Начальная шкала GMFM состояла из 88 актов, сгруппированных в пять различных категорий крупной моторной функции: лежание и перекат; сидение; ползание и положение на коленях; положение стоя; ходьба, бегание и прыгание. Предусматривается, что все 88 актов могут быть выполнены 5-тилетним ребенком без двигательной недостаточности. В настоящее время появился вариант для детей ДЦП из 66 пунктов (GMFM-66)

Так же разница между тестами из 88 и 66 пунктов заключается в том, что GMFM- 88 может использоваться при анализе возможностей с применением технических средств реабилитации и оценки возможностей у детей с  Синдромом Дауна. В то время как GMFM -66 используется только для оценки возможностей спастических форм ДЦП.

Именно он привлёк наше внимание так как имеет возможность компьютерной  обработки.

Программа обработки находится в открытом доступе на сайте Исследовательскjuj центf детской инвалидности КэнЧайлд, Университет МакМастер, Институт прикладных медицинских наук, Университет МакМастер (Dianne Russel, CanChild Centre for Childhood Disability Research, MacMaster University, Institute for Applied Health Sciences, MacMaster University, 1400 Main St. W., Rm.408, Hamilton, L89 1C7)

  1. Русифицировав и применяя  программу мы получили инструмент объективной количественной оценки двигательных возможностей.
  2. Разделы GMFM
  3. A-положение лёжа, повороты.
  4. B- положение сидя.
  5. С- ползание и стояние на коленях.
  6. D- положение стоя.
  7. E-ходьба, бег, прыжки.
  8. То есть порядок разделов повторяет онтогенетическое развитие ребёнка.
  9. Перечень оборудования должен включать следующее:
  • пол – гладкая твердая поверхность;
  • две прямые линии на расстоянии 20 см друг от друга и длиной 6 м;
  • прямую линию шириной 2 см и длиной 6 м;
  • круг диаметром 60 см, нанесенный на пол;
  • большой плотный коврик для упражнений с минимальными размерами 1,2 м х 2,4 м и максимальной толщиной 2,5 см;
  • маленькую интересную игрушку или игрушки высотой менее 10 см, до которых можно дотронуться одной или обеими руками;
  • маленькую скамейку длиной не более 1 м (при сидении на ней ноги ребенка должны касаться пола);
  • большую скамейку (или стол), имеющую соответствующую высоту для выполнения актов при стоянии или ходьбе с опорой на окружающие предметы (также могут быть использованы жердь или брусья);
  • секундомер или часы с секундной стрелкой;
  • палку длиной 30-60 см для акта 75;
  • другие игрушки, которые могут быть использованы для стимулирования ребенка в течение всего процесса проведения оценки;
  • более крупный объект или игрушку, который необходимо нести двумя руками (например, футбольный мяч) для акта 72;
  • пять ступенек стандартной высоты (приблизительно 15 см) перилами;
  • стул на колесиках может явиться необходимым при выполнении акта 51, если ребенок может ходить вперед, держась за него.

ОДЕЖДА

  • На ребенке должен быть минимум одежды с целью обеспечения беспрепятственного наблюдения экспертом за действиями ребенка. Идеальным видом одежды являются шорты и майка с короткими  рукавами. При проведении тестирования ребенок должен быть без обуви
  • Подсчет баллов по каждому акту основан на четырехбалльной шкале с использованием следующих символов:
  • 0 = не приступает
  • 1 = приступает
  • 2 = частично завершает
  • 3 = завершает
  •       NT = не протестировано

Период времени, необходимый для завершения оценки по шкале GMFM-88, составляет приблизительно 45-60 минут. Для завершения оценки по шкале GMFM-66 ,20-30 минут. Компьютеризация процесса позволяет значительно ускорить проведение исследования.

Так же подразумевается что нет необходимости выполнять весь набор тестов из 66 пунктов. Если ребёнок имеет уровень GMFCS I или  II абсолютно не обязательно выполнять тесты в положении лёжа. Для определения порядка выполнения имеется алгоритм определения набора тестов.

Читайте также:  Алкоголизм в пожилом возрасте: причины, болезни вызванные спиртным, способы лечения

примеры тестов :

58. Положение стоя: поднимает   правую ногу, руки свободны, в течение 10 секунд 0☐ 1☐ 2☐ 3☐       58.
  1. 60. Положение стоя на коленях при   выпрямленном корпусе: достигает положения стоя путем перехода в положение   стоя на правом колене, не используя руки
  2.       Программа освобождает исследователя от необходимости подсчитывать   баллы вручную,  что очень удобно.
  3. График распределения баллов выгядит   так:
0☐ 1☐ 2☐ 3☐       60.
  • На площадках Гильдии иппотерапевтов Новосибирской области с марта 2017 г проведено девять первичных исследований Глобальных моторных функций.
  • GMFCS I  три пациента.
  • GMFCS II  два пациента.
  • GMFCS III три пациента .
  • GMFCS IV один пациент.
  • GMFCS V не тестировался.

Исследования проводились с соблюдением алгоритма тестирования. В настоящее время  дети проходят курс реабилитации в различных клубах города.

 Оценка динамики по системе GMFM-66 планируется на ноябрь декабрь 2017 года.

Таким образом по результатам проведённой работы можно сделать следующие выводы.

  1. Система GMFM -88,66 позволяет проводить объективное количественное измерение двигательных возможностей ребёнка.
  2. Измерение проводится по отдельным параметрам ( возможности рук, ног, корпуса) с соответствующим отображением.
  3. Компьютеризированная система позволяет сохранять базу данных и отслеживать динамику изменений по прошествии времени или соответствующего курса реабилитации.
  4. Система оценки больших моторных функций абсолютно валидна. Признана международным и Российским стандартом наблюдения и полностью коррелирует   с медицинской практикой.
  5. Использование оценки больших моторных функций позволяет проводить оценку занятий иппотерапией  как полноценной  реабилитационной методики, объективизировать результаты занятий. 
  6. Даёт возможность коррекции занятий на длинном отрезке времени. Построение прогноза.

Источник: http://ipponsk.ru/biblioteka/ocenka

ICF-reader

Программа «ICF-reader» является клиент-серверным windows-приложением, работает в рамках локальной сети и предназначена для использования в области медицинской и социальной реабилитации. Программа решает следующие задачи:

  • формирование и шифрование (кодирование) реабилитационного диагноза в категориях международной классификации функционирования (МКФ) в режиме по требованию и с использованием подсказок на основании клинической ситуации, функциональных обязанностей специалистов мультидисциплинарной бригады и др.;
  • анализ состояния пациента с использованием общепризнанных реабилитационных и медицинских опросников, шкал и анкет.
Модифицированная шкала Рэнкина
Оценка качества жизни:
  • Оценка качества жизни (EQ-5D)
Психологические шкалы
  • Монреальская шкала оценки психического статуса (MoCA),
  • Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS)
Эрготерапевтические шкалы
  • Канадская Оценка Выполнения Деятельности (COPM)
  • Мера функциональной независимости (FIM)
  • Шкала активностей повседневной жизни Ривермид
Оценочные шкалы в нейрореабилитации (для больных с ОНМК)
  • Шкала тяжести инсульта Национального института здоровья США (NIHSS)
  • Шкала Комитета медицинских исследований
  • Индекс мобильности Ривермид
  • Модифицированная шкала Ашфорта
  • Визуально-аналоговая шкала (ВАШ) боли
Логопедические шкалы для больных с нарушением глотания и речи
  • Шкала Вассерман Л.И. для оценки степени выраженности речевых нарушений у больных с локальными поражениями мозга
  • Шкала оценки глотания (МАSА)
Оценочные шкалы в травматологической реабилитации (для больных с эндопротезированием тазобедренных суставов)
Оценочные шкалы кардиологической реабилитации (для больных с инфарктом миокарда)
  • Оценка функционального класса стенокардии по Канадской классификации шкале GRACE
  • Классификация острой сердечной недостаточности по Киллип
  • Сиэтловский опросник для пациентов со стенокардией
  • Классификация степеней артериальной гипертензии
  • Автоматизированный перевод этой информации в реабилитационный диагноз в категориях МКФ;
Оценка качества жизни:
  • Оценка качества жизни (EQ-5D)
Психологические шкалы
  • Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS)
Эрготерапевтические шкалы
  • Канадская Оценка Выполнения Деятельности (COPM)
  • Мера функциональной независимости (FIM)
  • Шкала активностей повседневной жизни Ривермид
Оценочные шкалы в нейрореабилитации (для больных с ОНМК)
  • Шкала тяжести инсульта Национального института здоровья США (NIHSS)
  • Индекс мобильности Ривермид
  • сбор информации о состоянии здоровья пациента и его личностных характеристик;
  • создание на основе реабилитационного диагноза реабилитационного плана;
  • анализ работы реабилитационной команды на основании оценок по шкалам и реабилитационного диагноза.
  • Вид и версия операционной системы: Windows NT/2000/XP/2003/Vista/7/8/10
  • Объем программы для ЭВМ: 7.28 М
  • Объем используемой базы данных в начальной стадии работы: 4.1 М

Видео-обзор: https://www.youtube.com/watch?v=pIYHUiFZyFk

Источник: http://www.razbegmed.ru/icf-reader

Научный журнал Современные наукоемкие технологии ISSN 1812-7320 "Перечень" ВАК ИФ РИНЦ = 0,916

1 Королев А.А. Суслова Г.А.

Тщательное обследование больного и определение его реабилитационного диагноза служат той основой, на которой строится последующая программа реабилитации постинсультных больных. Реабилитационное обследование включает в себя сбор жалоб и анамнеза пациента.

Проведение клинических и инструментальных исследований. Особенностью этого обследования является анализ не только степени повреждения органов или систем, но и влияния физических дефектов на жизнедеятельность больного, на уровень его функциональных возможностей.

Особое внимание уделяется выяснению возникающих в связи с заболеванием затруднений в сфере привычной жизнедеятельности.

Для упорядочения процедуры расспроса пациентов и ухаживающих за ним лиц, а также для получения количественных показателей уровня жизнедеятельности пациента широко применяются специальные опросники. Наиболее полное и подробное описание этих опросников можно найти в книге T.D.

Wade «Measurement in neurological rehabilitation». В основе методов измерения нарушений жизнедеятельности чаще всего лежит оценка независимости индивидуума от посторонней помощи в повседневной жизни, при этом анализируются не все ее виды, а только наиболее значимые, наиболее общие из рутинных действий человека.

В настоящее время в практике реабилитационных учреждений для больных перенесших церебральный инсульт наибольшее распространение получили такие шкалы, как шкала повседневной жизнедеятельности Бартела, или индекс Бартела (Barthel Index, англ.), и шкала функциональной независимости FIM (Functional Independence Measure, англ.), разработанная Американской Академией Физической терапии и Реабилитации.

При использовании шкалы Бартела оценка уровня бытовой активности производится по сумме баллов, определенных у больного по каждому из разделов теста. Шкала функциональной независимости FIM состоит из пунктов, отражающих состояние двигательных и интеллектуальных функций.

Социальные последствия церебральных инсультов не ограничиваются только нарушением бытовой активности, обычно значительно страдает и общественная активность. Однако тесты для определения степени ограничений общественной активности разработаны в значительно меньшей степени.

В ряде случаев пункты, отражающие социальную активность, включают шкалы, предназначенные для оценки нарушений бытовой жизнедеятельности.

Наиболее удачным инструментом для измерения уровня социальных ограничений является опросник Craig Handicap Asses-semsnt and Reporting Technique (CHART), так же разработанный Американской Академией Физической медицины и Реабилитаци.

5 шкал этого опросника (потребность в постороннем уходе, мобильность, социальная интеграция, занятость и экономическая независимость) отражают те направления, которые были определены ВОЗ в качестве основных при характеристике уровня социальных ограничений.

При оценке нарушений жизнедеятельности либо качества жизни обычно измеряются не физические параметры, а качественные показатели и данные, полученные при отчете больных или персонала (то есть субъективные данные), поэтому к подобным инструментам измерений предъявляются требования, соответствующие требованиям к психологическим (субъективным) тестам. При адаптации существующих либо при создании собственных опросников необходимо знать эти требования; к числу основных из них относятся надежность, валидность и чувствительность теста измерения.

Валидность – состоятельность, обоснованность, действенность теста, которая зависит от соответствия тестовых оценок представлениям о сущности свойств объекта. Валидность характеризует значимость, полезность выводов, которые делаются на сновании шкал теста или результатов измерения; она указывает на то, на сколько хорошо данный инструмент измерения позволяет различать свойства объектов.

Надежность инструмента измерения определяется точностью измерения свойств объекта; она показывает, насколько воспроизводимы измерения при использовании данного инструмента (метода) различными обученными ему лицами. Надежность инструмента измерений характеризует устойчивость результатов относительно объекта измерения, она может быть определена как величина, обратная величине случайной ошибки при измерении.

Важной характеристикой оценочных тестов является также чувствительность теста, т.е. его пригодность для оценки динамики состояния больного.

Необходимо добавить, что применение опросников не заменяет, а лишь дополняет беседу с больным, способствует более всестороннему изучению его жалоб, анамнеза и самовосприятия последствий заболевания.

Библиографическая ссылка

Королев А.А., Суслова Г.А. РЕАБИЛИТАЦИОННОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПАЦИЕНТОВ ПЕРЕНЕСШИХ МОЗГОВОЙ ИНСУЛЬТ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 2. – С. 96-97;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24491 (дата обращения: 03.04.2020).

Источник: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24491

Способность к самообслуживанию (шкала Бартела, тест)

Советы по уходу

В повседневной жизни часто возникает необходимость определить способность больного человека обслуживать себя самостоятельно. Пожилые люди, инвалиды, больные в остром периоде заболевания и хронические больные нуждаются в посторонней помощи в той мере, в какой они потеряли способность самостоятельно себя обслуживать, т. е. свою независимость.

Для определения потребности пациента в уходе и для наблюдения за изменением его способности к самообслуживанию можно воспользоваться Градацией нуждаемости в уходе.

Градация нуждаемости в уходе

  • 1 степень (потребность значительна) – необходимы гигиенический уход, помощь при приеме пищи или передвижении. Пациенты нуждаются как минимум в двух услугах однократно в течение дня и неоднократно в течение недели – в помощи по хозяйству. Время, затрачиваемое на такую помощь, как минимум – 90 мин в день;
  • 2 степень (потребность весьма значительна) – необходимы гигиенический уход, помощь при приеме пищи или передвижении. Пациенты нуждаются как минимум в помощи трижды в день в разное время дня и дополнительно неоднократно в течение недели – в помощи по хозяйству. Время, затрачиваемое на такую помощь, как минимум – 3 часа в день;
  • 3 степень (уход крайне необходим) – пациентам постоянно необходима помощь при гигиенических процедурах, приеме пищи, передвижении, а также неоднократная в течение недели помощь по хозяйству. Время, затрачиваемое на такую помощь, как минимум – 5 часов в день.

Для определения уровня бытовой активности удобно использовать стандартные опросники. Таких опросников создано несколько сот.

Одним из наиболее широко используемых опросников является шкала повседневной жизнедеятельности Бартела для определения активности в повседневной жизни.

Максимальная сумма баллов, соответствующая полной независимости в повседневной жизни, равна 100. Шкалой удобно пользоваться как для определения изначального уровня активности пациента, так и для проведения мониторинга с целью определения эффективности ухода.

Шкала Бартела

Прием пищи

  • 10 – не нуждаюсь в помощи, способен самостоятельно пользоваться всеми необходимыми столовыми приборами;
  • 5 – частично нуждаюсь в помощи, например, при разрезании пищи;
  • 0 – полностью зависим от окружающих (необходимо кормление с посторонней помощью).

Персональный туалет

(умывание лица, причесывание, чистка зубов, бритье)

  • 5 – не нуждаюсь в помощи;
  • 0 – нуждаюсь в помощи.

Одевание

  • 10 – не нуждаюсь в посторонней помощи;
  • 5 – частично нуждаюсь в помощи, например, при одевании обуви, застегивании пуговиц и т. д.;
  • 0 – полностью нуждаюсь в посторонней помощи.
Читайте также:  Диатермия: достоинства и недостатки метода

Прием ванны

  • 5 – принимаю ванну без посторонней помощи;
  • 0 – нуждаюсь в посторонней помощи.

Контроль тазовых функций

(мочеиспускание, дефекация)

  • 20 – не нуждаюсь в помощи;
  • 10 – частично нуждаюсь в помощи (при использовании клизмы, свечей, катетера);
  • 0 – постоянно нуждаюсь в помощи в связи с грубым нарушением тазовых функций.

Посещение туалета

  • 10 – не нуждаюсь в помощи;
  • 5 – частично нуждаюсь в помощи (удержание равновесия, использование туалетной бумаги, снятие и одевание брюк и т. д.);
  • 0 – нуждаюсь в использовании судна, утки.

Вставание с постели

  • 15 – не нуждаюсь в помощи;
  • 10 – нуждаюсь в наблюдении или минимальной поддержке;
  • 5 – могу сесть в постели, но для того, чтобы встать, нужна существенная поддержка;
  • 0 – не способен встать с постели даже с посторонней помощью.

Передвижение

  • 15 – могу без посторонней помощи передвигаться на расстояния до 500 м;
  • 10 – могу передвигаться с посторонней помощью в пределах 500 м;
  • 5 – могу передвигаться с помощью инвалидной коляски;
  • 0 – не способен к передвижению.

Подъем по лестнице

  • 10 – не нуждаюсь в помощи;
  • 5 – нуждаюсь в наблюдении или поддержке;
  • 0 – не способен подниматься по лестнице даже с поддержкой.
  • Другим способом оценить самостоятельность больного можно, используя 7-ми бальную шкалу независимости, предложенную ниже.
  • Шкала функциональной независимости FIM
  • Шкала функциональной независимости FIM состоит из 18 пунктов, отражающих состояние двигательных (пункты 1 – 13) и интеллектуальных (пункты 14 – 18) функций.

Каждая из ниже приведенных двигательных и интеллектуальных функций оценивается наблюдателем в баллах – от одного до семи. Суммарная оценка может составлять от 18 до 126 баллов; чем выше суммарная оценка, тем полнее независимость больного в повседневной жизни.

  1. 7 баллов – полная независимость в выполнении соответствующей функции (все действия выполняются самостоятельно, в общепринятой манере и с разумными затратами времени); 6 баллов – ограниченная независимость (больной выполняет все действия самостоятельно, но медленнее, чем обычно, либо нуждается в постороннем совете); 5 баллов – минимальная зависимость (при выполнении действий требуется наблюдение персонала либо помощь при надевании протеза или ортеза); 4 балла – незначительная зависимость (при выполнении действий нуждается в посторонней помощи, однако более 75% задания выполняет самостоятельно); 3 балла – умеренная зависимость (самостоятельно выполняет 50 -75% необходимых для исполнения задания действий); 2 балла – значительная зависимость (самостоятельно выполняет 25 – 50% действий);
  2. 1 балл – полная зависимость от окружающих (самостоятельно может выполнить менее 25% необходимых действий).
  3. Двигательные функции
  • Самообслуживание;
  • Прием пищи (пользование столовыми приборами, поднесение пищи ко рту, жевание, глотание);
  • Личная гигиена (чистка зубов, причесывание, умывание лица и рук, бритье либо макияж);
  • Принятие ванны или душа (мытье и вытирание тела, за исключением области спины);
  • Одевание (включая надевание протезов или ортезов), верхняя часть тела (выше пояса);
  • Одевание (включая надевание протезов или ортезов), нижняя часть туловища (ниже пояса);
  • Туалет (использование туалетной бумаги после посещения туалета, гигиенических пакетов);
  • Контроль тазовых функций;
  • Мочевой пузырь (контроль мочеиспускания и, при необходимости, использование приспособлений для мочеиспускания – катетера, и т. д.);
  • Прямая кишка (контроль акта дефекации и, при необходимости, использование специальных приспособлений – клизмы, калоприемника и т. д.);
  • Перемещение;
  • Кровать, стул, инвалидное кресло (способность вставать с кровати и ложиться на кровать, садиться на стул или инвалидное кресло и вставать с них);
  • Туалет (способность пользоваться унитазом – садиться, вставать);
  • Ванна, душ (способность пользоваться кабиной для душа или ванной);
  • Подвижность;
  • Ходьба или передвижение с помощью инвалидного кресла (баллу 7 соответствует возможность ходьбы без посторонней помощи на расстояние не менее 50 метров, баллу 1 – невозможность преодолеть расстояние более 17 метров);
  • Подъем по лестнице (баллу 7 соответствует возможность подъема без посторонней помощи на 12-14 ступеней, баллу 1 – невозможность преодолеть высоту более 4 ступеней).

Интеллект: максимальный суммарный балл

  • Общение;
  • Восприятие внешней информации (понимание речи и/или письма);
  • Изложение собственных желаний и мыслей (устным или письменным способом);
  • Социальная активность;
  • Социальная интеграция (взаимодействие с членами семьи, медперсоналом и прочими окружающими);
  • Принятие решений (умение решать проблемы, связанные с финансами, социальными и личными потребностями);
  • Память (способность к запоминанию и воспроизведению полученной зрительной и слуховой информации, обучению, узнаванию окружающих).

В зависимости от величины суммарного балла у конкретного пациента и количества баллов, набранных по каждой отдельной функции, определяется объем мероприятий, необходимых для полноценного ухода за данным больным.

Источник: https://aupam.ru/pages/uhod/fiziologicheskie_osobennosti_invalidov/page_25.htm

Опыт использования шкалы функциональной независимости у лиц, проходящих реабилитацию от повреждения спинного мозга в Бразилии | спинной мозг

  • реабилитация
  • Заболевания спинного мозга

Ретроспективная когорта.

Цели:

Целью данного исследования было оценить корреляцию между уровнем и полнотой травмы с помощью показателя функциональной независимости (FIM) и достоверности и отзывчивости FIM у бразильских людей с травмой спинного мозга, поступивших на реабилитацию.

Окружение:

САРА Сеть реабилитационных больниц, Бразилиа, Бразилия.

Методы:

Всего в исследование было включено 218 пациентов с травмой спинного мозга, поступивших на реабилитацию в 2006 году. Достоверность оценивалась как способность FIM различать различные уровни инвалидности (шейный, грудной и поясничный) при поступлении, а реакция была получена путем анализа данных о поступлении и выписке для каждой из трех групп травм.

Суммарный балл FIM, моторный балл FIM и каждый из 13 пунктов были действительными при сравнении трех групп и сравнении групп два на два, за исключением пунктов «еда» и «уход за телом» у параплегиков и «лестница» на уровне шейки матки и грудного отдела.

Шкала не реагировала на пять когнитивных элементов: «лестница» и «еда» среди параплегиков или «уход за телом», «купание» и «перевязка верхней части тела» у пациентов на уровне поясницы. Трудность выполнения задач пациентом может быть разной в разных популяциях.

Следовательно, непрерывный процесс оценки психометрических характеристик важен для обоснования использования инструмента в различных контекстах.

Вступление

Повреждение спинного мозга (SCI) приводит к потере двигательной и сенсорной функции, а также к вегетативной иннервации ниже уровня повреждения. 1 В результате пациенты испытывают ограничения в выполнении повседневных действий, что вызывает значительное функциональное воздействие.

Объективная документация функциональных способностей после ТСМ имеет решающее значение при интерпретации результатов и оценке достоверности реабилитации.

2 Одним из наиболее распространенных и широко распространенных инструментов является Измерение функциональной независимости (FIM), которое оценивает деятельность по самообслуживанию, перемещению, передвижению, контролю сфинктера и познанию.

Общий балл получается путем суммирования баллов по каждому пункту в диапазоне от 1 (общая зависимость) до 7 (полная независимость), в результате чего получается балл от 18 до 126.

Достоверность и отзывчивость FIM у пациентов с SCI были изучены и показывают противоречивые результаты 3, 4, 5, 6, 7, 8, за исключением когнитивной оценки, которая имеет низкую достоверность и отзывчивость. 3, 5, 9 Сообщалось, что моторная оценка варьируется в зависимости от уровня травмы, предоставляя информацию о функциональной независимости.

В отличие от когнитивной оценки, выигрыш в моторной оценке часто является значительным при сравнении приема и выписки. 3, 10 Несмотря на систематическое повышение к наиболее каудальным уровням, моторное сопровождение FIM не делает адекватного различия между соседними неврологическими уровнями.

11, 12 Кроме того, предметы познания и передвижения обладают выраженным потолочным эффектом. 11

В Бразилии Riberto et al. 5 нашли хорошее обоснование и отзывчивость FIM у амбулаторных больных с травмами шейного, грудного и поясничного отделов спинного мозга. 5 Lawton et al.

13 продемонстрировали необходимость непрерывного процесса оценки психометрических характеристик, на которые влияют трудности пациента при выполнении заданий, которые могут варьироваться в зависимости от группы населения, путем обучения, а также различия в переводах и разных используемых версиях.

Следовательно, цель этого исследования состоит в том, чтобы оценить корреляцию между уровнем и полнотой травмы с оценкой FIM и достоверностью и отзывчивостью шкалы FIM у пациентов с SCI, допущенных к программе реабилитации в Бразилии. Наша гипотеза заключается в том, что шкала FIM эффективна, а ее чувствительность варьируется в зависимости от уровня травмы (шейный, грудной и поясничный).

материалы и методы

материалы

Мы получили данные из Центра контроля качества Бразильского отделения Сети реабилитационных больниц САРА из электронного реестра пациентов.

Собранные данные касались пола, возраста, полноты и уровня травмы, оцененной при поступлении врача по шкале обесценения (AIS) Американской ассоциации позвоночника (ASIA), времени травмы, продолжительности пребывания и функциональной оценки, собранной при поступлении и при выписке обученные медсестры, использующие FIM.

Сегменты пуповины, пораженные повреждением спинного мозга, определяли в соответствии с ASIA с использованием систематического обследования дерматомов и миотомов. Уровень травмы определялся как наиболее каудальный сегмент спинного мозга с нормальной сенсорной и моторной функцией. 14

участники

Данные были получены от 250 пациентов с травмой спинного мозга, госпитализированных в 2006 году для реабилитации.

Мы исключили пациентов с травмой на уровне C4 или выше, пациентов с неполными записями, пациентов с ТСМ более двух уровней разницы между сторонами; медуллярные синдромы, за исключением conus medulares и конского хвоста, а также пациентов с ассоциированным повреждением головного мозга (рис. 1).

Блок-схема – исключенные пациенты. n – номер субъекта; С, шейный.

Изображение в полном размере

Лица с травмой на уровне C4 или выше были исключены, потому что у них нет добровольного мышечного сокращения и, как известно, они имеют минимальный эффект для достоверности и отзывчивости из-за их зависимости во всех ежедневных действиях, оцениваемых FIM.

Процедура

Субъекты были разделены на три группы: шейный (C5–8), грудной (T1–12) и поясничный (L1–5) для сравнения с результатами Riberto et al. 5 Для целей данного исследования лица, которые показали различия в неврологическом уровне между сторонами, были классифицированы с черепным уровнем травмы.

Была оценена корреляция между уровнем и полнотой травмы и оценкой FIM, и было назначено случайное значение для каждого уровня травмы.

Достоверность конструкции оценивалась по способности шкалы FIM (общий балл, моторный, когнитивный и балльный балл) различать различные уровни инвалидности в зависимости от уровня травмы.

Отзывчивость оценивалась по шкалам FIM от приема и выписки для каждого из трех типов групп травм.

После сбора данные были представлены для статистического анализа с использованием SPSS, версия 13.0 для Windows (SPSS Inc, Чикаго, Иллинойс, США).

Оценка распределения населения по полу и полноте травм включала критерий хи-квадрат ( P

Источник: https://ru.ovalengineering.com/experience-using-scale-functional-independence-measure-individuals-undergoing-spinal-cord-injury-rehabilitation-899069

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector