Особенности психологии больных людей

Особенности психологии больных людейОчень часто люди сталкиваются с проблемой, как вести себя с больным человеком. Имеется в виду ситуация, когда нужно навестить длительно болеющего родственника, коллегу или же самому приходится ухаживать за больным человеком. Для того, чтобы выстроить правильную линию поведения, полезно ознакомиться с наиболее общими особенностями психики больного человека.

То, что психика больного претерпевает изменения, отмечают не только специалисты, но и близкие больного человека. К слову сказать, под НОРМАЛЬНОЙ ПСИХИКОЙ подразумевается, насколько человек адаптирован к жизни среди людей, насколько он продуктивен и критичен.

Любое заболевание вызывает снижение адаптивных ресурсов человека, и чем длительнее болезнь, тем истощение адаптации выражено сильнее. Развивается так называемый астенический синдром: человек становится повышенно раздражительным, плаксивым, склонным к быстрой смене настроения (лёгкий переход от смеха к слезам и наоборот), обидчивым, у него снижается аппетит, нарушается сон.

Кроме этого, больной человек вынужденно ограничен в круге общения и активной деятельности, поэтому основным источником эмоций для него становится собственный организм: он начинает прислушиваться к себе, углублён в собственные переживания. То, что раньше не замечалось и происходило само собой, становится важным, а зачастую и единственным предметом обсуждения: стул, аппетит, сон и пр.

Время для больного человека изменяет свою скорость: у одних тянется слишком долго, у других «бежит» быстрее, чем обычно – это связано с особенностями психических функций головного мозга на фоне различных заболеваний.

При этом у каждого человека, в зависимости от его характера и темперамента, отношение к собственному заболеванию исключительно индивидуальное. Одни не хотят считаться с объективной реальностью и считают, что «всё ерунда, само пройдёт».

Другие, наоборот, постоянно прислушиваются к себе, находят всё новые и новые симптомы и опасаются, что врачи «скрываю самое страшное».

Есть и такие, которые считают, что лучше любого врача знают свой организм, не верят официальной медицине, консультируются у всё новых и новых специалистов и мечутся от одного метода лечения к другому.

Всё сказанное свидетельствует о том, что любой больной человек имеет нарушения не только физического, но и психического здоровья, что обязательно нужно учитывать, когда вы идёте его навестить.

Что ждёт больной от визитёра? Прежде всего, обычного человеческого участия, доброй улыбки, спокойной беседы о тех вещах, которые ЕГО больше всего интересуют, «свежей» информации о том, «как там на воле»: погода, события, люди.

Как в телевизионных новостях, только без кровавых сюжетов. При этом не нужно перегружать больного информацией, потому что уровень её восприятия снижен и быстро наступает усталость.

Неуместным считается укорять больного его болезнью: «что это тебе вздумалось болеть, когда план горит» и т.п. рассуждения. Или же, наоборот, пытаться настроить больного на слишком бодрый лад: «не слушай ты этих докторов, и не такие болезни проходят, вот у Ивана Петровича…» и т.п.

байки, которые только нервируют больного, потому что для него важен исключительно собственный организм, а не болезнь Ивана Петровича.

Разговор о заболевании лучше вообще не начинать, если больной сам этого не захочет. Если же он начнёт разговор о болезни, то ваша задача – заинтересованно слушать, во всём соглашаться, поддакивать и воздерживаться от каких бы то ни было комментариев, чтобы не попасть впросак со своими советами или замечаниями. Больные люди чрезвычайно чувствительны к любым словам.

Для больного важны не ваши рассуждения или советы, а сам факт вашего присутствия, ваше участие, ваша заинтересованность его личностью, то, что его не забыли, а любят и ждут.

Источник: https://kapitonova.info/patsientam/voprosy-psikhologii/228-psikhologiya-bolnogo-cheloveka.html

Особенности психологии больных людей

Психология больного – это очень сложный вопрос, который следует хорошо изучить врачам и людям, связанным с медициной. Именно так они смогут лучше понять своих пациентов и повысить эффективность лечения.

Психология больного – это особое направление психологии, которое рассматривает пациентов медицинских учреждений как особую группу людей со своими особенностями. Изучение такой психологии позволяет медицинскому персоналу понимать больных людей, избегать конфликтов в процессе лечения.

Психология больного

Сознание больного человека условно можно разделить на 2 вида:

  • обычная форма сознания болезни;
  • состояние сознания болезни.

Обычная форма сознания болезни является нормальной особенностью психологии пациента, а сам больной нуждается в разумном подходе со стороны лечащего врача.

Состояние сознания болезни проявляется у человека в виде аномальных реакций, которые выходят за рамки нормальных и типичных для данного человека.

Также у больных могут проявляться стойкие изменения психики, порождаемые внутренней болезнью, могут наблюдаться болезненные состояния, которые будут еще больше усложнять и дополнять клиническую картину заболевания.

Больной человек отличается от здорового еще и тем, что вместе с изменениями, происходящими во внутренних органах и самочувствии, наблюдаются изменения и в психологическом состоянии. Из-за заболевания изменяется восприятие окружающих событий и самого себя. Такие последствия приводят к изменению положения больного как среди близких, так и в обществе.

Изменения психики больного

Чаще всего  у психосоматических больных наблюдается перестройка интересов к функциям своего тела, к собственным ощущениям. Вместе с этим в психологии больного отмечается изменение сторон личности.

Нарушениям подвергаются моторика, речь, меняется аффективная настроенность. Очень сильно психология больного изменяется при возникновении угрозы жизни.

В этом случае может изменяться восприятие времени, которое будет замедляться или ускоряться.

Очень сильное влияние на психологию больного оказывают воспоминания, которые приобретают форму наплывов и часто беспокоят пациентов. Причина их яркой выраженности и определенной насильственности может быть связана с вызванной болезнью интоксикацией.

Для больного очень большое значение имеет его собственное представление о болезни, которое основывается на сведениях, полученных из самых различных источников. При этом психология больного оказывается в довольно необычном состоянии, при котором нарушается устоявшийся ритм жизни, отдыха, труда, сна и бодрствования.

Не поленитесь уделить несколько часов изучению психологии больного, и вы заметите, как общение с таким человеком значительно улучшится. 

Источник: https://vitaportal.ru/psihologiya/osobennosti-psihologii-bolnyh-lyudej.html

Психологические особенности больного

Каковы наиболее общие факторы, определяющие психологические особенности больного? Больной обычно лишен возможности без ограничений делать все, что он мог делать раньше, часто вынужден изменить планы на будущее, отказаться от достижения давно намеченных и очень притягательных целей. Это вызывает состояние фрустрации, проявляющееся иногда в ощущениях гне­тущего напряжения, тревожности, отчаяния, гнева и т. д. Яркий пример – необратимая потеря зрения. Специфические проблемы возникают у больных в связи с утратой ими эстетической привле­кательности при дерматите, псориазе и т. д. Болевые ощущения накладывают отпечаток на эмоциональное состояние. Одна из распространенных форм реагирования ЦНС на внешние и внутрен­ние вредности – астения, которой заканчивается почти каждое соматическое заболевание и каждый случай токсикоза.

Важно подчеркнуть, что все указанные факторы действуют на психику, преломляясь через индивидуальные особенности челове­ка, хотя возможны и прямые соматогенные влияния (например, путем интоксикационных воздействийна ЦНС при заболевании почек).

Что полезно знать врачу о больном и учитывать при общении с ним?

1. Осведомленность в вопросах медицины (особенно его зна­ния о своем заболевании). Обычно, чем эта осведомленность больше, тем сложнее врачу общаться с пациентом, знания которого часто оказываются неполными и ошибочными.

Информированность о болезни проявляется по-разному: в просьбе или требовании при­менить какие-то диагностические методы или средства лечения, в «самодиагностике», быстром и уверенном перечислении всех «сво­их» субъективных симптомов, характерных для какого-то заболе­вания, и т. д.

2. Внутренняя картина болезни. До сих пор одним из лучших остается определение этого понятия, данное более 50 лет назад Р. А.

Лурией: «Внутренней же картиной болезни и называют все то, что испытывает и переживает больной, всю массу его ощуще­ний, не только местных болезненных, но и его самочувствие, само­наблюдение, его представление о своей болезни, о ее причинах, – все то, что связано для больного с приходом его к врачу, весь тот огромный внутренний мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущений, эмоций, эффектов, конфликтов, психических переживаний и травм».

3. Отношение к врачу. С отношением к врачу обычно связаны отношение к предстоящей операции, результат психотерапевтичес­ких воздействий, соблюдение режима, эмоциональное состояние больного и даже действие лекарственных препаратов.

Формирует­ся оно в основном под влиянием установок больного, его ожиданий и потребностей, с одной стороны, и получаемых разными пу­тями знаний о деловых и личностных качествах врача – с другой.

Некоторые больные прежде всего ждут от врача сочувствия, сопе­реживания, доброты, а другие выше ставят в описании идеального врача его ум, высокий уровень профессиональных знаний и уме­ний. Первое более характерно для женщин, а второе – для муж­чин. Велико значение первого впечатления, произведенного врачом на больного.

4. Ведущие мотивы, ценностные ориентации, направленность личности. Именно от них во многом зависит отношение к своей бо­лезни, возможности реабилитации. Те, кто считает здоровье самой важной ценностью, после серьезной болезни реже возвращаются на работу, чем полагающие, что здоровье важно, но есть и дру­гие, не менее важные ценности.

5. Черты характера. Укажем лишь некоторые личностные ка­чества больного, влияющие на его отношение к болезни и на про­цесс общения.

Одни люди принимают ответственность за то, что с ними происходит, главным образом на себя, другие же объясня­ют случившееся с ними в основном обстоятельствами (судьбой, случаем и т. д.). Первые обычно больше знают о своей болезни, активнее борются с ней.

Например, при диабете они строже со­блюдают диету, а если здоровы, то чаще прибегают к процедурам, предохраняющим от заболеваний.

Внушаемость пациента определяет возможность без разверну­того логического обоснования изменить его мысли, чувства, жела­ния, взгляды. Она зависит как от свойств личности, так и от ситуа­ции.

Чаще внушаемыми бывают люди, характеризующиеся следующими качествами: неуверенность в себе, низкая самооценка, покорность, стеснительность, доверчивость, тревожность, высокая эмоциональность, слабое логическое мышление, низкий уровень развития волевых качеств, медленный темп психической деятельности. Среди ситуативных условий повышенной внушаемости осо­бо следует отметить плохую осведомленность в обсуждаемом во­просе, дефицит времени на принятие решения, психофизическое состояние человека (эмоциональное возбуждение, утомление, стресс, расслабление и т. д.). Все это показывает, что «в руках врача» внушение часто может быть очень действенным методом влияния на больного.

Есть люди, у которых повышена склонность к переживанию ге­нерализированного, диффузного или беспредметного страха (тре­воги). Психологи определяют это как личностную тревожность.

Она проявляется в ощущении беспомощности, неуверенности в се­бе, бессилия перед внешними факторами.

Обычно тревожность по­вышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психической травмы.

Как правило, нелегко складываются взаимоотношения врача с больными, которым присуще другое личностное качество – дог­матизм. Для «догматика» важнее то, кто передал информацию, чем то, является ли она объективной, достоверной и логичной. По­этому в беседе с ним целесообразно сослаться на мнение автори­тетных специалистов.

6. Свойства темперамента.

Темперамент – это индивидуально-своеобразныесвойства психики, определяющиединамику психичес­кой деятельности человека, которые одинаково проявляются в раз­нообразной деятельности(независимо от ее содержания, целей, мотивов),остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей вза­имной связи характеризуюттиптемперамента. К свойствам тем­перамента относятся сензитивность, реактивность, активность, со­отношение реактивности и активности, темп реакций, пластичность эмоциональная возбудимость, экстраверсия или интроверсия. Укажем лишь некоторые важные для врача проявления свойств тем­перамента больных.

Установить контакт обычно легче с экстравертами (экстравер­сия – преимущественная направленность личности во внешний мир; интроверсия – преимущественная направленность «на себя», на явления своего субъективного мира). Ригидные (негибкие) и интровертированные пациенты нередко настолько «погружены в болезнь», «захвачены» болезненными ощущениями, что постоянно думают о своей болезни и ее последствиях.

Высокую или низкую сензитивность (чувствительность) нужно учитывать при анализе субъективных симптомов, жалоб больного. Меланхолики часто их переоценивают, а флегматики – недооце­нивают. Высокая реактивность и эмоциональная возбудимость уве­личивают вероятность конфликтов пациентов с медицинским пер­соналом и другими больными.

Читайте также:  Как заниматься гимнастикой кегеля при недержании мочи: список упражнений для тренировки мышц тазового дна

Ригидность (негибкость) обычно осложняет адаптацию больного к пребыванию в стационаре, что может также вести к возникновению конфликтов. Кроме того, трудно корректировать отношение «ригидных» пациентов к своей 'болезни. У холерика нередко «язык обгоняет речь», а сообщаемая ему информация воспринимается поверхностно.

Полезно «наво­дить» его на размышления, задавать некоторые вопросы повтор­но, иначе их сформулировав. Сангвиник часто недооценивает тя­жесть своего заболевания. В разговоре он легко увлекается инте­ресной темой, но без труда может переключить внимание. Флегма­тикам и меланхоликам нужно время на понимание и запоминание сообщаемой информации, не следует торопить их с ответами.

Меланхолики к тому же обычно ранимы, впечатлительны. Они часто не высказывают свою точку зрения, даже считая ее абсолютно верной.

7. Особенности эмоциональной сферы: доминирующие эмоции, эмоциональная возбудимость, быстрота возникновения и исчезно­вения эмоций и чувств.

8. Особенности познавательных процессов, внимания, речи.К познавательным процессам обычно относят ощущения, восприя­тие, память, воображение, мышление. Несомненно, они влияют на внутреннюю картину болезни пациента и проявляются в общении.

Нельзя игнорировать при беседе с ним ни плохую память, ни очень развитое воображение, ни «тугоподвижное» мышление.

Так же важны свойства внимания и особенности речи, в частности, спо­собность быстро и правильно сформулировать мысль и сообщить какую-то информацию.

Есть целый ряд так называемых познавательных стилей, кото­рые проявляются во всей познавательной сфере человека, как бы пронизывают ее на разных уровнях – от ощущений до мышления. К ним, например, можно отнести «аналитичность – синтетич­ность».

«Аналитик» обычно очень подробно рассказывает о своей болезни, иногда раздражая «синтетика» застреваниемна мелочах, поскольку для него вообще нет мелочей (в частности и в том, что касается его здоровья). Такую же подробную информацию он стре­мится получить от врача.

«Синтетика» удовлетворяет сообщение, содержащее выводы и рекомендации в более общем виде, а мно­гие детали своей внутренней картины болезни он может считать несущественными и не раскрывать врачу.

Итак, очень кратко мы рассмотрели вопрос о том, что полезно знать врачу о больном.

Вполне закономерен следующий вопрос: как ему получить эту информацию? Часто необходимые сведения о больном врач может узнать, исходя из анализа поведения и ре­чевых сообщений во время общения с ним (прямая информация).

Не всегда больной охотно и откровенно рассказывает о своих мыс­лях, чувствах, желаниях, тем более о личностных качествах (осо­бенно негативных, социально неодобряемых). Нужно уметь ста­вить вопросы так, чтобы больной не догадался об их действитель­ной направленности.

О мышлении можно судить по логичности изложения мыслей, глубине анализа фактов, обосновании выводов и т. д. В беседе часто выявляются особенности внимания и памяти. Больной иногда говорит, что в последнее время ему приходится все записывать, чтобы не забыть.

«Неубеждаемость», упорное отстаивание совер­шенно необоснованных мыслей требуют выяснить, не имеют ли жалобы характер бреда. Особенно внимателен должен быть врач к реакции пациента на сообщение важных для него сведений (на­пример, на предложение сделать операцию).

Именно в неожиданных, стрессовых ситуациях наиболее ярко проявляются свойства темперамента.

Не следует переоценивать возможность определения эмоцио­нального состояния больного по мимике. Нелегко бывает отличить выражение «подлинной» эмоции от попытки изобразить ее.

Извест­но, что при неискренней, «натянутой» улыбке нижние веки не при­поднимаются, «улыбается» лишь нижняя часть лица. Показано, что знание особенностей функционирования мышц лица и их роли в выражении эмоций улучшает распознавание состояний.

Вот краткое описание проявления печали и горя: голова опущена, у сидящего опирается на руку; брови сближены, на лбу – продольно-поперечная складка; веки опущены; нижнее веко может быть под­нято, взгляд пассивен; уголки рта опущены, центр нижней губы приподнят; руки малоподвижны; корпус расслаблен, ищет опоры, линия спины сломана; сутулость; ноги расслаблены: гипотония мускулатуры, иногда тонус повышен до скованности.

Мимика может выражать не только сиюминутное эмоциональ­ное состояние. Если человек много думает, часто смеется или много страдает, то из-за многократного повторения соответствующей ми­мики формируетсятипичное для него выражение (экспрессия), ко­торое свидетельствует о наиболее частом состоянии человека.

Первую(ориентировочную и не очень надежную) информацию о больном дает его тип телосложения. Напомним, как выглядят, например, астеник и пикник.

Астеник. Хрупкое телосложение, сравнительно высокий рост, плоская грудная клетка, вытянутое лицо, узкие плечи, длинные и худые нижние конечности.

Пикник. Богатая жировая ткань, малый или средний рост, рас­плывающееся туловище, круглая голова на короткой шее.

Дадим краткую характеристику особенностей поведения и пси­хики для каждого типа.

Астеник. Большая (чем у пикников) эмоциональная устойчи­вость к стрессу. Обычно средняя (по силе) нервная система. Чаще представителей других типов имеет затруднения в общении. Кон­центрированное, субъективное мышление.

Интровертирован (Тот, кто смотрит, направляет свой интерес, ум или внимание в себя). Бед­ная мимика. Высокая чувствительность к боли. Потребность в уе­динении в тяжелые минуты.

Лучше, чтобы он сам регулировал межличностную дистанцию и доверительность общения с врачом.

Пикник. Более низкая, чем у астеников, эмоциональная устой­чивость к стрессу, более слабая нервная система. Общительность, приветливость в общении. Выразительная мимика. Потребность в людях в тяжелую минуту.

Эту информацию о пациентах с разным типом телосложения обязательно надо в дальнейшем проверить, к тому же «абсолют­но чистых» типов меньше, чем смешанных.

Сведения о больном, полученные в процессе непосредственного общения с ним, должны дополняться другими данными. Прежде всего, это сообщения родственников, среднего медицинского персо­нала, иногда – соседей по палате.

Самые близкие для больного люди, однако, часто не замечают постепенно происходящих под влиянием болезни изменений его личности.

Даже при психической патологии члены его семьи могут долго не замечать отклонения от «нормального» поведения.

Несколько других способов познания больного можно назвать «выводными»: здесь врач на основе «косвенной» информации дела­ет предположение о психологических особенностях.

К такой инфор­мации относятся, например, сведения о поле, возрасте, образова­нии, профессии, о социальном окружении и условиях жизни боль­ного, о продолжительности его болезни и ранее перенесенных заболеваниях.

Так, зная, что хронический больной долго и безус­пешно лечился, можно с определенной долей уверенности предска­зать его отношение к врачам, повышенную вероятность «ухода в болезнь», наличие астенического синдрома и т. д.

Внутренняя картина болезни зависит от возраста пациента. В частности, показано, что в молодости (18–30 лет) болезнь часто недооценивается.

Заострены переживания не по поводу факта са­мой болезни, а из-за ситуации, которая обусловлена заболеванием, его резонансом в кругу знакомых, близких. Эти больные обычно острее переживают болевые ощущения, тяжелее переносят пребы­вание в стационаре.

В зрелом возрасте наиболее значимым являет­ся влияние болезни на возможность профессиональной деятельнос­ти и на интимную жизнь.

  • Некоторые психологические особенности больных можно прог­нозировать по диагнозу их заболевания на основе двух типов при­чинно-следственных связей:
  • 1) болезнь обусловливает специфические для нее изменения личности;
  • 2) к определенным заболеваниям предрасположены люди со сходными личностными особенностями.

Люди, предрасположенные к заболеванию инфарктом сердеч­ной мышцы, отличаются обычно развитым честолюбием и повышенным самоуважением, но одновременно – пессимизмом (к чему все усилия?).

Для больных с предъязвенными состояниями двенадцатиперстной кишки характерны ригидность, тревожность, не­уверенность в себе, пессимистический прогноз и оценка любого препятствия как непреодолимого.

При сахарном диабете основные нарушения психики выражаются в сильной раздражительности и быстрой утомляемости, что затрудняет общение с больными. Их повышенная эмоциональность часто ведет к конфликтам и необдуманным поступкам; иногда заметно ухудшение памяти.

Наконец, «выводная» информация о психологических особен­ностях больного может быть получена на основе учета взаимосвя­зей между личностными качествами.

Например, часто встречаются вместе такие качества: самоуверен, хвастлив, доволен собой, воле­вой, энергичный, неуступчивый, агрессивный, мстительный, нечув­ствительный к общественному неодобрению.

Этот комплекс черт обусловлен определенным отношением к себе и к другим людям и обозначается как «властность» (другой полюс – «склонность к подчинению»). Напомним и о закономерных взаимосвязях между свойствами темперамента, которые можно прогнозировать, устано­вив его тип.

Хорошо известна также классификация типов акцен­туированной личности, когда отдельные черты характера чрезмерно усилены. Знать и использовать эту типологию полезно каждому врачу и медицинской сестре.

Тип личности пациента определяет наиболее целесообразные взаимоотношения врача и больного с точки зрения отношений ру­ководства или сотрудничества. Руководство более эффективно для больных с относительно социально незрелой личностью, нуждаю­щихся в советах, при слабой мотивации к лечению и пассивной установке (чаще это бывает на 1-м этапе лечения).

Больные с противоположными особенностями обычно требуют взаимоотноше­ний сотрудничества.

Список использованной литературы

Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. М., Изд-во МГУ, 1987.

Лурия Р.А. Внутренняя картина болезней и иатрогенные заболевания. М., 1977, с. 38.

Эльштейн Н. В. Диалог о медицине. Таллинн, «Валгус», 1986.

Квасенко А. В., Зубарев Ю. Г. Психология больного. Л., Медицина, 1980.

Ташлыков В. А.Психология лечебного процесса. Л., Медицина, 1984

Источник: https://poisk-ru.ru/s15310t3.html

Психология личности больного

Лекция.

Цель:Дать представление об общих особенностях психологии соматического больного. Изучить структуру внутренней картины болезни (ВКБ) и познакомиться с самой общей классификацией отношения пациента к своему заболеванию.

План:

1. Общие особенности психологии соматического больного.

2. Внутренняя картина болезни.

3. Отношение пациента к болезни.

1. Психология больного человека также индивидуальна, как и психология здорового. Однако всякое заболевание, способно повлечь определенные изменения в личности, которые позволяют говорить о переменах психологического состояния пациента в сравнении с тем, которое было до болезни.

Характер этих перестроек будет зависеть от многих факторов. Например, от характера заболевания (острое или хроническое), от того какой орган или система повреждены, от особенностей личности, интеллектуального уровня человека, его профессиональной деятельности, роли в обществе и в семье и т.

д.

– Как же все эти изменения мы можем наблюдать?

В первую очередь, в связи с болезнью, человек испытывает физические и психологические трудности. Он имеет проблемы в общении, может быть подавленным, растерянным, испуганным и даже агрессивным.

Заболевший человек страдает всем своим существом, так как заболевание касается и всех социальных сторон жизни. Изменяются желания и стремления, свойственные здоровому человеку. Меняется восприятие и отношение человека к окружающему миру и к самому себе.

Больной оказывается вне круга привычных социальных связей с семьей, профессиональным коллективом, привычным кругом друзей.

Каждый больной ждет от медицинского работника совета, утешения, возможно консультации или просто испытывает необходимость поделиться с кем-нибудь своими переживаниями и страхами.

Все, что связано с тяжелой болезнью, приобретает особую значимость и важность. Нередко появляются замкнутость, снижение настроения, легкая уязвимость, ранимость психики. Порой могут возникнуть депрессивное состояние; необычные, часто неадекватные реакции на пустячные факты и события. Все оценивается теперь через призму болезни.

– Например. Пациент с хроническим гепатитом на приеме у врача. Обсуждаются результаты лабораторного исследования, показавшего отрицательную динамику процесса. Врач спрашивает: «Отмечаете ли вы ощущения ухудшения самочувствия?».

Пациент в ответ: «Доктор, я не знаю, как внешне, но в душе мне все хуже и хуже. Тревожные мысли не перестают посещать меня.

– Скажите, что теперь со мною будет? Чем закончиться моя болезнь? Выздоровею ли я? Не стану ли обузой своим близким?».

Эти и другие тревожные мысли приходят и тяготят его гораздо больше, чем физические страдания в голову больного человека.

Наблюдается перестройка интересов от внешнего мира к собственным ощущениям, ограничение интересов. При этом меняются все стороны личности: эмоциональная настроенность, моторика, речь.

Больные часто жалуются на чувство собственной малоценности, одиночества и ненужности. Поэтому первоочередная задача психологической помощи пациенту – это постараться вернуть ему чувство уверенности в себе, утраченную веру в выздоровление, восстановить потерянную связь с окружающими. Для этого медсестра должна уметь оказать психологическую поддержку больному человеку.

2. Для лучшего понимания состояния пациента и характера его переживаний, медсестре необходимо выяснить его внешнюю и внутреннюю картину болезни (ВКБ).

– Что такое, по-вашему, внешняя картина болезни?

Читайте также:  Снохождение у взрослых людей: симптомы и лечение лунатизма

Внешняя, или объективная картина болезнирассматривается как совокупность клинических данных, полученных медицинскими работниками при обследовании пациента.

Это показатели осмотра, перкуссии, пальпации, лабораторных, аппаратных и других исследований.

Эти наблюдения, в которых активно участвует медсестра, наглядны, фиксируются документально и имеют определенную динамику развития в различные периоды заболевания.

– Что мы подразумеваем под внутренней картиной болезни?

Внутренняя картина болезни (ВКБ)– это осознание, целостное представление пациента и своем заболевании, его психологическая оценка субъективных проявлений болезни.

– Вот как писал об этом Лурия А.Р.

Внутренняя картина болезни, это «все то, что испытывает и переживает больной человек, вся масса его ощущений, не только исходящих от больного органа, но и самочувствие, самонаблюдение, представление больного о своей болезни, о ее причинах, все то, что, связано для больного с приходом его к врачу, весь тот огромный внутренний мир больного, который состоит из сложного сочетания восприятия и ощущений, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм».

Внутреннюю картину болезни исследуют с помощью беседы с пациентом, анкетирования, опросников.

На внутреннюю картину болезни влияют личностные характеристики пациента, как врожденные (тип в.н.д., темперамент), так и приобретенные (характер, образование, культурный уровень и др.).

Задача медсестры сводится, с одной стороны, к умелому изучению субъективных ощущений и осмысления пациентом внутренних проявлений болезни.

С другой стороны – использованию понимания этих ощущений при последующем общении с пациентом в процессе проведения лечебно-диагностических процедур.

В структуре ВКБ принято различать несколько уровней.

1) Чувственный уровень– это ощущения пациента в связи с его болезнью. К ним можно отнести: тошноту, головокружение, зуд, боль и другие жалобы пациента, касающиеся его ощущений.

Ощущения могут периодически изменяться: то ослабевать, то вновь усиливаться; могут быть связаны с приемом пищи, физической нагрузкой т др.

Беседуя с пациентом, медсестра должна быть предельно внимательной к его рассказам, проявлять заинтересованность и терпение. Нельзя прерывать рассказ пациента, недопустима спешка, повышенный тон и повелительные ноты в разговоре. Нужно помнить, что пациент ждет понимания, поддержки и помощи во время беседы с медсестрой.

2) Эмоциональный уровень– это переживание пациентом своего заболевания. Чем острее и продолжительнее ощущение болезни, тем ярче будет эмоциональная окраска описания симптомов болезни.

Ни одно заболевание не вызывает положительных эмоций, а является лишь источником отрицательных переживаний. Однако существует определенная динамика: по мере снижения болезненных проявлений на смену отрицательным эмоциям приходят положительные, пациент начинает успокаиваться, ожидает своего выздоровления.

Сообщение пациенту о меньшей опасности заболевания для его здоровья тоже может вызвать положительные эмоции.

Задача медсестры – как можно внимательней относиться к эмоциональным переживаниям пациента, не быть безразличной к его просьбам и жалобам, проявлять сочувствие и по возможности ограждать от отрицательных эмоций.

3) Интеллектуальный уровеньвключает информацию пациента о своем заболевании и его причинах, течении и возможных последствиях.

Уровень осознания своего заболевания у пациентов различный. Люди, страдающие хроническими заболеваниями, чаще обращаются за помощью в медицинские учреждения и о своем заболевании знают достаточно много. Такие пациенты имеют свое мнение в отношении проводимых обследований и методов лечения и стараются сообщить его медперсоналу.

Пациенты с острыми заболеваниями (инфекционными, хирургическими и др.), как правило, о них знают мало, так как болезнь возникает внезапно. Однако в условиях современного бурного развития информационных систем (Интернет и др.

) пациенты могут за считанные секунды получить всю необходимую информацию с набором грамотных медицинских комментариев и результатов исследований относительно тех или иных методов лечения.

Все это делает пациентов очень осведомленными в отношении своего заболевания.

Задача медсестры заключается в том, чтобы по согласованию с врачом, в нужном объеме, с учетом состояния пациента, объяснить сущность заболевания, а также предполагаемую тактику обследования и лечения. Поэтому для эффективности лечебно-диагностического процесса следует составить определенное мнение об интеллектуальном уровне ВКБ пациента с первых минут общения.

3. Важной составляющей ВКБ является отношение к болезни.

Отношение к болезни у пациента может быть адекватным и неадекватным.

Адекватное отношение к болезни предполагает осознание пациентом необходимости лечения. Пациент интересуется диагнозом своего заболевания, планом лечения и перспективами благоприятного исхода. Адекватное отношение пациента к своей болезни также зависит от умелого высокопрофессионального общения медсестры с пациентом.

– Как бы вы объяснили связь между умениями медсестры общаться и адекватным отношением пациента к своему заболеванию?

Медсестра может и должна оказать помощь больному в осознании им и понимании необходимости борьбы с болезнью.

– Сирийский врач Абуль Фараджа, живший в 13 веке, обращаясь к пациенту, говорил: «Нас трое – ты, болезнь и я. Если ты будешь с болезнью, вас будет двое, а я останусь один. Вы меня одолеете. Если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна, мы ее одолеем».

Эта древняя мудрость соответствует и современным представлениям: в борьбе с болезнью многое зависит от пациента, от его жизнестойкости, готовности сотрудничать с медиками в борьбе против заболевания.

И очень важно, чтобы медсестра умела привлечь пациента к активному участию в лечебном процессе.

Нередко может сформироваться неадекватное отношение к болезни. В этом случае люди безразлично относятся к своему здоровью или уже достаточно долгое время болеют и потеряли веру в возможность выздоровления. Эта категория больных требует к себе более тщательного, упорного, терпеливого отношения; высокопрофессионального общения со стороны медперсонала.

Различают несколько типов пациентов с неадекватным отношением к болезни:

Подозрительный пациент. Это человек угрюмый, настороженный и подозрительный в отношении лечения в целом и медицинского персонала, в частности. Поэтому, прежде, чем начать лечение, следует преодолеть недоверие больного.

Тревожный, постоянно волнующийся пациент. Такой больной отличается повышенной тревожностью. Принято различать ситуативную тревожность, связанную с конкретной ситуацией, с любым жизненно важным событием и личностную тревожность.

Она проявляется в виде робости, покорности, неуверенности в себе, чрезмерной боязни лечебно-диагностических процедур. В любом случае, необходимо четко и профессионально объяснить любую процедуру, даже самую простую.

В беседе нужно быть предельно точной, внимательной к своим словам и выражениям, избегать медицинского сленга.

Демонстративный пациент. Такой больной нуждается в постоянном внимании со стороны окружающих, преувеличивает сложность своего заболевания, он даже как бы гордиться своим заболеванием. В этом случае не всегда применим обычный способ утешения больного. Можно предложить следующую формулировку: «В нашем стационаре (отделении, больнице и т.д.

) работает опытный медицинский персонал, ваш лечащий врач – отличный специалист. Мы хорошо знакомы с такой формой заболевания и сделаем все возможное, чтобы помочь вам». От более подробных комментариев медсестре стоит отказаться, переадресовав все вопросы к лечащему врачу.

Если степень тревоги пациента значительна, то медсестре следует без промедления сообщить об этом врачу.

Ипохондрический пациент. В этом случае больной человек с повышенным вниманием относится к своему здоровью, обнаруживает у себя целый спектр различных заболеваний. Он читает специальную литературу, интересуется результатами всех диагностических процедур.

Медсестре с таким пациентом нужно вести себя более осторожно, не говорить о тяжелом прогнозе заболевания. Это может предупредить заострение внимания больного на своих ощущениях и еще большего страха потери здоровья. Необходимо быть крайне осторожной в ответах даже на самые простые вопросы.

Депрессивный пациент. Такой больной настроен пессимистично, так как перестал верить в возможность своего выздоровления.

Он замкнут в своем внутреннем мире, старается не общаться с другими пациентами и персоналом. Такому больному обязательно необходим медицинский психолог.

Медицинская сестра, со своей стороны может привлечь данного больного к уходу за другими пациентами, выполнению несложных поручений.

И, все-таки, необходимо помнить, что в разных ситуациях проявляются различные формы реакции на болезнь. Поэтому, в каждом конкретном случае желательно поставить в известность лечащего врача и проконсультироваться с ним о форме общения с пациентом.

Госпитализация также сопровождается отрицательными эмоциями пациента. В известной степени они обусловлены отсутствием психологически комфортного климата в лечебном учреждении, неумением медицинского персонала психологически правильно общаться с пациентом. Следствием этого может стать потеря пациентом собственной значимости: «Кто я здесь такой, никому нет до меня дела».

Поэтому с первых минут появления пациента в лечебном учреждении медперсонал должен создать как можно более благоприятную обстановку приветливости, комфорта для пациента; участия и готовности помочь.

Нельзя показывать пациенту своей усталости или недомогания, даже если усталость – результат тяжелого дежурства. Медицинская сестра должна чутко и внимательно относиться к любым эмоциональным переживаниям пациента.

Не оставаться безучастной к жалобам и просьбам, проявлять сочувствие, не допускать со своей стороны выражения отрицательных эмоций: гнева, негодования, раздражения.

Во избежание дезинформации пациента и его родственников, особенно, в случае неясного или неизлечимого заболевания, медсестра в каждом случае должна получить у врача четкую инструкцию о том, в каких пределах можно вести разговор с пациентом о его болезни.

Если пациент достаточно информирован, доверяет медсестре, то он чувствует себя в безопасности, спокойно и уверенно участвует в лечебно-диагностическом процессе.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s36758t10.html

Психологические особенности людей с хроническими соматическими заболеваниями

Мустафинова Ж. Н., Заикина А. И., Красникова А. Ю. Психологические особенности людей с хроническими соматическими заболеваниями // Молодой ученый. — 2019. — №11. — С. 220-222. — URL https://moluch.ru/archive/249/57244/ (дата обращения: 03.04.2020).



Целью данной статьи является изучение психологических особенностей людей с соматическими заболеваниями и способы адаптации к ним.

Актуальность данной проблемы объясняется наличием зависимости физического здоровья и болезни человека от его психики, в том числе от эмоциональных состояний и черт личности.

Исследователи считают, что рассматривать болезнь как процесс, обусловленный только биологическими факторами, нецелесообразно. Так как большое значение оказывает и личность больного, а также его эмоциональное состояние.

Ключевые слова: внутренняя картина болезни, тип реагирования, соматическое заболевание, психосоматическое расстройство, личность.

В настоящее время вопрос связи болезни и психики человека является актуальным. Связано это с тем, хроническое соматическое заболевание существенно изменяет образ жизни человека, влияет на его отношения с окружающими и самим собой.

Необходимость изучения заболевания с личностной стороны подчеркивалась многими авторами. Так, Ф. Александер и Ф.

Данбар, представители психосоматического направления прошлого века, рассматривали болезнь как реализацию в определенных жизненных условиях психического образа личности, который у каждого человека индивидуален и определяется, как правило, конституцией и наследственностью [1, с.352].

Отечественный терапевт Р. А. Лурия выступал за необходимость анализа заболевания под субъективным углом зрения.

Он настаивал на том, что хорошее знание жалоб больного, его эмоциональных переживаний и изменений черт характера играет такую же важную роль для постановки правильного диагноза, как и результаты объективного исследования его болезни.

Кроме этого, он отмечал, что успешное использование медицинской техники в оценке состояния больного не исключает и не заменяет изучения его личностных характеристик. Именно поэтому анализ жалоб больного, по его мнению, приобретает особую значимость [2, с.36–49].

У пациента формируется внутренняя картина болезни, отражающая всю гамму его переживаний. Как правило, у больного выстраивается определенный тип реагирования на болезнь, который зависит как от объективных факторов, например, тяжесть болезни, так и от субъективных, т. е. личностные характеристики. [3]

Таким образом, взаимодействие свойств личности больного и соматических изменений в его организме может проявляться двумя путями. Первый вариант отражает реакцию личности на его физическое состояние и возникшие как следствие соматические изменения личности. Второй вариант заключается во влиянии самой личности на течение соматической болезни.

Ответная реакция личности на болезнь зависит от оценки ее больным. Типологии возможных вариантов отношений пациента к своей болезни формируются с учетом уровня активности личности, направленности ее стремлений. То есть врач должен вовремя и правильно предугадать желания своего пациента, уметь определить, к чему он стремится и чего избегает.

Ведущей целью является оценка общественной ценности побуждений человека, проявляющаяся в силе, динамике и предметности переживаемых им радостей и печалей, в особенностях его смысловых ориентаций.

Читайте также:  Сердечные отеки ног у пожилых людей: симптомы и признаки опасной патологии

Характерный для данного человека «набор» потребностей, которые находятся между собой в иерархически организованной соподчиненности, оказывает свое влияние на всю деятельность, дает о себе знать в типичном для него варианте потребления временных и энергетических ресурсов, самовыражения и самоутверждения.

Личностные реакции находятся в зависимости от нарушения психической деятельности, которые спровоцированы соматическим заболеванием.

При ряде соматических заболеваний в головном мозге наслаиваются органические изменения, ведущие к снижению мнестической деятельности, в результате чего у больного изменяется способность правильно оценивать свое состояние и отношение близких, нарушается критичность.

Разновидность протекания, острота развития болезни также влияет на выраженность и качественные изменения психической деятельности.

Анализ психики соматически больных позволяет выявить следующую закономерность. Острое и беспокойное протекание болезни характеризуется наличием расстройств, достигающие помрачнения сознания.

В то время как для медленного, хронического течения свойственны невротические симптомы.

В некоторых вариантах течения соматического заболевания оно приводит к возникновению психосоматических расстройств.

Глубокая стадия соматического заболевания, необходимость длительного нахождения в стационаре, «особое социальное положение» больного чаще всего приводят к изменениям личности в виде патологического развития, при котором возникают черты характера, ранее не свойственные этому человеку.

Психика больного с начала заболевания оказывается в необычном состоянии, так как в связи с болезнью нарушается привычный ритм жизни, изменяется соотношение труда, отдыха, сна и бодрствования. Происходит перестройка в области ощущений, изменяется их значение.

Так, наиболее общими и ярко выраженными изменениями психики у соматических больных следует считать перераспределение внимания от внешнего мира к собственным ощущениям, к возможностям собственного тела, к сужению круга интересов.

Болезнь, традиционно воспринимаемая как нарушение адаптации организма к условиям внешней и внутренней среды, всегда протекает согласно механизмам, которые не зависят от нашего желания и являются ненамеренными. Приостановить болезнь усилием воли не в наших силах.

Из этого следует, что неконтролируемость дезадаптации, стихийность течения, являющиеся фундаментом любого патологического состояния, относятся к числу основных психологических факторов болезни.

Не маловажную роль играет психическая и физическая зависимость человека от болезни, которая проявляется в изменении всей жизни человека.

Резюмируя, следует отметить, что изучение психологических особенностей людей с соматическим заболеванием и природы этих заболеваний является на сегодняшний день актуальной проблемой.

Литература:

  1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение. /Пер. с англ. С. Могилевского. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2004. — 352 с.
  2. Лурия Р. А. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания. М., 1977. — 36–49 с.
  3. Личко А. Е., Иванов Н. Я. Медико-психологическое обследование соматических больных // Журнал невропатологии и психиатрии, 1980, № 8.

Основные термины (генерируются автоматически): соматическое заболевание, болезнь, больной, тип реагирования, психологическая особенность людей, внутренняя картина болезни, психическая деятельность.

Источник: https://moluch.ru/archive/249/57244/

Психологические реакции пациента на болезнь

Психологические консультации для онкологов, сохраняется анонимность Телефон: 8-800 100-0191 (звонок по России – бесплатный, консультация круглосуточно)

Отражение болезни в переживаниях человека принято определять понятием внутренняя картина болезни (ВКБ). Оно было введено отечественным терапевтом Р.А. Лурия и в настоящее время широко используется в медицинской психологии.

Это понятие, по определению ученого, объединяет в себе все то, «что чувствует и переживает больной, всю массу его ощущений, его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах – весь тот огромный мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм».

Как сложное структурированное образование, внутренняя картина болезни включает в себя несколько уровней: сенситивный, эмоциональный, интеллектуальный, волевой, рациональный.

ВКБ определяется не нозологической единицей, а личностью человека, она также индивидуальна и динамична, как и внутренний мир каждого из нас.

При этом существует ряд исследований, обнаруживающих характерные особенности переживания больным своего состояния.

Так, в основе концепции В.Д. Менделевича («Терминологические основы феноменологической диагностики») находится представление о том, что тип реагирования на определенное заболевание определяется двумя характеристиками: объективной тяжестью болезни (определяющейся критерием летальности и вероятностью инвалидизации) и субъективной тяжестью болезни (собственной оценкой больным его состояния).

Представление о субъективной тяжести заболевания складывается из социально-конституциональных характеристик, к числу которых относятся пол, возраст и профессия индивида. Для каждой возрастной группы существует свой реестр тяжести заболевания – своеобразное распределение болезней по социально-психологической значимости и тяжести.

Так, в подростковом возрасте наиболее тяжелые психологические реакции могут быть вызваны не теми болезнями, которые являются объективно угрожающими сохранности организма с медицинской точки зрения, а теми, которые изменяют его внешний вид, делают его непривлекательным. Это обусловлено существованием в сознании подростка основной потребности – «удовлетворенности собственной внешностью».

Лица зрелого возраста более психологически тяжело будут реагировать на хронические и инвалидизирующие заболевания.

«Это связано с системой ценностей и отражает устремленность человека зрелого возраста удовлетворять такие социальные потребности, как потребность в благополучии, благосостоянии, независимости, самостоятельности и пр.».

В этом отношении с онкологическими заболеваниями связаны наиболее сильные переживания. Для пожилых и престарелых людей наиболее значимыми являются болезни, которые могут привести к смерти, потере трудо- и работоспособности.

К индивидуально-психологическим характеристикам, оказывающим влияние на специфику переживания заболевания, относятся особенности темперамента (в отношении следующих критериев: эмоциональность, переносимость боли, как признак эмоциональности, и ограничения движений и обездвиженности), а также особенности характера человека, его личности (мировоззренческие установки, уровень образования).

Существует типология способов реагирования на заболевание пациентом. Знание типа реагирования больного помогает подобрать адекватную стратегию взаимодействия с ним и его семьей, использовать соответствующие способы общения, мотивирования к лечению.

Типы психологического реагирования на тяжелое соматическое заболевание

Типология реагирования на заболевание А.Е.Личко и Н.Я.

Иванова («Медико-психологическое обследование соматических больных») включает в себя 13 типов психологического реагирования на заболевание, выделенных на основе оценки влияния трех факторов: природы самого соматического заболевания, типа личности, в котором важнейшую составную часть определяет тип акцентуации характера и отношения к данному заболеванию в референтной (значимой) для больного группе.

В первом блоке находятся те типы отношения к болезни, при которых не происходит существенного нарушения адаптации:

  • Гармоничный: для этого типа реагирования характерна трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации – переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе происходит сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбе близких, своего дела.
  • Эргопатический: характерен “уход от болезни в работу”. Даже при тяжести болезни и страданиях стараются во что бы то ни стало работу продолжать. Трудятся с ожесточением, с еще большим рвением, чем до болезни, работе отдают все время, стараются лечиться и подвергаться исследованию так, чтобы это оставляло возможность для продолжения работы.
  • Анозогнозический: характерно активное отбрасывание мысли о болезни, о возможных ее последствиях, отрицание очевидного в проявлении болезни, приписывание их случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения, желание обойтись своими средствами.

Во второй блок входят типы реагирования на болезнь, характеризующиеся наличием психической дезадаптации:

  • Тревожный: для этого типа реагирования непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагополучного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни, вероятных осложнений, методах лечения, непрерывный поиск “авторитетов”. В отличие от ипохондрии более интересуют объективные данные о болезни (результат анализов, заключения специалистов), чем собственные ощущения. Поэтому предпочитают больше слушать высказывания других, чем без конца предъявлять свои жалобы. Настроение прежде всего тревожное, угнетенность – вследствие этой тревоги).
  • Ипохондрический: характерно сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим. На их основе преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия лекарств. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требований тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур).
  • Неврастенический: характерно поведение по типу “раздражительной слабости”. Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения, неблагоприятных данных обследования. Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается нередко раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения. В последующем – раскаяние за беспокойство и несдержанность.
  • Меланхолический: характерна удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг, неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.
  • Эйфорический: характерно необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное. Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Надежда на то, что “само все обойдется”. Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Легкость нарушения режима, хотя эти нарушения могут неблагоприятно сказываться на течении болезни.
  • Апатический: характерно полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны, утрата интереса ко всему, что ранее волновало.
  • Обессивно-фобический: характерна тревожная мнительность прежде всего касается опасений не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных (но малообоснованных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. Защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы.
  • Сенситивный: характерна чрезмерная озабоченность возможным неблагоприятным впечатлением, которое может произвести на окружающих сведения о своей болезни. Опасения, что окружающие станут избегать, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни или неблагоприятные сведения о причине и природе болезни. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательность отношения с их стороны в связи с этим.
  • Эгоцентрический: характерен “Уход в болезнь”, выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы – все должны забыть и бросить все и заботиться только о больном. Разговоры окружающих быстро переводятся “на себя”. В других, также требующих внимания и заботы, видят только “конкурентов” и относятся к ним неприязненно. Постоянное желание показать свое особое положение, свою исключительность в отношении болезни.
  • Паранойяльный: характерна уверенность, что болезнь – результат чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения лечения и побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала. Обвинения и требования наказаний в связи с этим.
  • Дисфорический (характерно тоскливо-озлобленное настроение).

Взаимодействие с некоторыми из таких пациентов может приносить врачу выраженный психологический дискомфорт.

Но знание психологических оснований этого типа поведения пациента поможет врачу лучше понимать его потребности, ожидания, страхи и эмоциональные реакции, оптимально организовывать процесс взаимодействия с ним, использовать определенные инструменты влияния.

Важно понимать, что, даже демонстрируя полное безразличие к исходу лечения, пациент больше всего хочет услышать слова надежды и нуждается в укреплении его веры в лучшее.

Пациенты, непрерывно тревожащиеся о своем состоянии, нуждаются в спокойном, оптимистичном и внимательном разговоре с врачом, а пациенты, демонстрирующие реакции агрессии к окружающим и врачу – авторитетной уверенной позиции врача, которая поможет справиться со скрываемым в душе сильнейшим страхом за свою жизнь.

Таким образом, понимание типа реагирования больного на заболевание поможет сделать союз врача и пациента более эффективным, способствующим психологическому благополучию обоих участников лечебного процесса.

Источник: http://www.oncology.ru/psychological-help/psychological_reactions/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector