Иппотерапия уже давно с успехом используется для реабилитации детей с ДЦП и многими другими заболеваниями. Если представить себе лошадь скачущую галопом… Какие при этом рождаются ассоциации? Свобода, сила, красота, достоинство, грация… Данный перечень качеств можно значительно расширить. Даже глядя со стороны на это потрясающее животное, мы начинаем испытывать целый комплекс положительных эмоций. А если есть возможность подойти и пообщаться с лошадью, наверняка посетят ещё более сильные и глубокие чувства. И если взрослые испытывают восторг, то что говорить о детях? Особенно о детях с особенностями развития. Сложно представить, насколько яркие эмоции испытывает ребёнок, ограниченный в физических возможностях, от общения с этими удивительными существами!
Что такое иппотерапия?
Иппотерапия – это многополярный метод восстановления здоровья, то есть реабилитации. Он является не только видом лечебной физкультуры, но используется и как способ психологической коррекции. Общение с лошадьми является одним из основных методов реабилитации детей с детским церебральным параличом, благодаря которому дети, можно сказать, встают на ноги.
Мы привыкли считать, что иппотерапия – это просто верховая езда с лечебными эффектами. Конечно, основные полезные воздействия лечения «доктора-лошади» достигаются как раз за счёт упражнений, которые выполняются при езде. Но не менее важной составляющей является общение и тактильный контакт с животным.
За счёт чего достигается комплексный эффект? Когда человек сидит на лошади, развивается мышечный корсет и начинают работать мышцы, которые чаще всего остаются не задействованными в обычной жизни. Кроме того, никто не отменял всплеск положительных эмоций и удовольствие от общения с таким замечательным «доктором».
Одним из основных показаний к назначению иппотерапии является реабилитация детей с детским церебральным параличом и другими заболеваниями опорно-двигательной и нервной системы.
Кроме того, показаниями являются:
- различные деформации позвоночника (сколиоз 1 и 2 степени и др.);
- заболевания суставов;
- полиомиелит;
- нарушения в работе центральной нервной системы (неврозы и др.);
- задержка психического и физического развития;
- синдром Дауна.
Это лишь часть заболеваний, при которых может помочь «доктор-лошадь».
Противопоказания иппотерапии
Как и любой другой вид лечения, иппотерапия имеет ряд противопоказаний. К ним относятся:
- эпилепсия;
- аллергия;
- сколиоз (тяжёлые формы);
- остеомиелит;
- остеопороз;
- гемофилия;
- тяжелые формы заболеваний нервной системы.
Отметим, что страх перед животным не является противопоказанием. Опытный инструктор сможет помочь маленькому пациенту найти общий язык с копытным доктором. Часто бывает так, что к завершению курса реабилитации, ребёнок, который изначально боялся лошади, уже не желает с ней прощаться.
Действенность такого метода реабилитации, как иппотерапия, уже давно подтверждена многочисленными исследованиями. Существуют сложные случаи, которые требуют достаточно долгой реабилитации, до нескольких лет. Так мышечный тонус у детей, страдающих детским церебральным параличом, настолько повышен, что снизить его не под силу ни врачу-неврологу, ни даже хорошему массажисту.
Иппотерапия не только расслабляет, но и содействует снижению мышечного тонуса. Кроме того, восстанавливается кровообращение, благодаря чему повышается подвижность и усиливается питание и снабжение кислородом клеток мозга. Езда на лошади способствует нормализации общего самочувствия и физиологических показателей здоровья маленького пациента.
Снимаются спазмы, улучшается двигательная координация. Немалую роль в реабилитации играет и эмоционально-психологическая сторона общения с животными.
«Доктор-лошадь» поможет скорректировать осанку. При сколиозе 1 и 2 степени нарушения в позвоночнике могут быть скорректированы.
Рефлекс держать спину прямо сохраняется даже после завершения курса иппотерапии.
За рубежом занятия с копытными «докторами» активно используются не только для восстановления здоровья детей с ДЦП и другими заболеваниями костно-суставной системы, но и для борьбы с ожирением. Врач-специалист при участии инструктора разрабатывает индивидуальный комплекс упражнений, которые вплетаются в занятия верховой ездой.
Лошадь – умнейшее животное. У неё отличная память: она не только легко запоминает привычки и требования человека, но и воспринимает его эмоциональный настрой.
Конечно, иппотерапия может применяться как самостоятельная методика, но наибольший результат она принесёт в комплексном лечении.
Как сочетать отдых и иппотерапию?
Большим плюсом этой терапевтической практики является возможность сочетать её с отдыхом на природе. Последнее также можно расценивать как дополнительный фактор оздоровления.
Уникальную возможность такого отдыха с пользой для здоровья предоставляет расположенная в Пензенской области база отдыха Елистратова.
Это своеобразный этнопарк, расположенный в Никоновском сосновом бору – заповедном месте средней полосе России.
Настоянный на хвое целебный воздух и сказочные звуки леса. По соседству – живописное русло реки Суры с естественным песчаным пляжем. И в получасе ходьбы – конная база, где вы сможете освоить верховую езду. Всё это – в сочетании с комфортабельными условиями проживания в уютных домиках, оснащённых всеми благами цивилизации.
О том, как избежать болей в суставах, никто не задумывается – гром-то не грянул, зачем ставить громоотвод. Между тем от артралгии – так называется этот вид боли – страдают половина людей старше сорока лет и 90 % тех, кому больше семидесяти. Так что профилактика боли суставов – то, о чем стоит подумать, даже если вы…
Читать далее
Состояние человека, слаженность работы органов его тела во многом определяются гормональным балансом. Восстановление хряща также подчинено влиянию вездесущих регуляторов жизни.
Без нормализации гормонального фона полноценная регенерация сустава невозможна.
За какие нити дёргает невидимый кукловод – эндокринная система, воздействуя на хрящевую ткань? Тестостерон Этот гормон вырабатывается половыми железами и корой надпочечников, как в мужском организме, так…
Читать далее
Заботиться о здоровье костей актуально в любом возрасте. Для детей это важная профилактика рахита, а для взрослых – переломов и остеопороза. Однако спектр продукции для решения этих задач, настолько широк, что потеряться и ошибиться в выборе проще простого. Лучший комплекс витаминов для костей, если верить рекламным роликам, должен насытить кости кальцием и запереть его там…
Читать далее
О ЗАБОЛЕВАНИЯХ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ
Солнечный свет для человека – не только источник хорошего настроения, радости и счастья.
При его попадании на сетчатку глаза и кожу в организме запускается большое количество физиологических процессов, например, синтез кальциферола.
Для чего нужен витамин Д, помимо улучшения всасывания кальция? Как компенсировать его дефицит, если пребывание под ультрафиолетовыми лучами солнца нежелательно для человека? Для чего…
Читать далее
Источник: https://osteomed.su/ippoterapiya/
Иппотерапия в лечении детей-инвалидов
Лошади обладают очень сильным биополем и способны заряжать человека позитивной энергией, причем это происходит не только во время верховой езды, но даже в том случае, если постоять рядом с лошадью, погладить или почистить ее. В этом с ней могут сравниться, пожалуй, только дельфины.
Иппотерапия часто применяется при лечении детей-инвалидов в качестве многофункционального метода реабилитации, т.е. иппотерапия используется не только в качестве одной из разновидностей лечебной физкультуры, но и как метод психологической коррекции.
Механизм физической реабилитации при иппотерапии, в принципе, тот же, что и при других методах ЛФК, но есть один существенный нюанс.
При верховой езде в работу включаются практически все группы мышц, причем происходит это на рефлекторном уровне – ребенок старается сохранить равновесие на спине лошади и при этом в работу включаются не только здоровые, но и пораженные мышцы.
Фактически происходит напряжение мышц без влияния коры головного мозга, т.е. без волевого усилия. Сделать это в условиях обычных занятий очень трудно, т.к.
ребенок очень часто просто не знает, как можно напрягать определенные группы мышц, поскольку заболевание у него возникло еще во внутриутробном периоде или во время родов и опыта движения в этих группах мышц у него нет. Помимо воздействия на мышечную систему, иппотерапия также благотворно влияет на функции вегетативной нервной системы.
Кроме биомеханического фактора при иппотерапии не менее важен, а в некоторых случаях и является основным психогенный фактор, что особенно важно при лечении детей с церебральным параличом, невротическими реакциями, аутизмом, нарушениями психического развития.
Верховая езда требует концентрации внимания, целенаправленных движений при управлении лошадью (что особенно полезно при гиперкинетической форме ДЦП), способности ориентироваться при изменении ситуации, осознания своих собственных действий.
Кроме этого, лошадь – очень сообразительное животное (иногда даже искренне веришь, что она обладает интеллектом) и требует к себе внимательного отношения, что побуждает ребенка адаптироваться к реальности. Немаловажным достоинством иппотерапии является очень высокая степень мотивации к занятиям с лошадьми.
Ребенка порой довольно трудно уговорить, а еще труднее заставить заниматься ЛФК с инструктором, а тем более самостоятельно. Совершенно другое отношение у детишек к катанию на лошади и выполнению различных упражнений.
Ребенок стремится почувствовать себя настоящим всадником, выполняя все более сложные упражнения и незаметно для себя приобретает уверенность, преодолевает свой страх. Эмоциональная составляющая при занятиях с лошадьми также имеет немаловажное значение.
Кто хоть раз в жизни сидел на спине этого умного и благородного животного, запоминает это надолго, что уж тут говорить о детях? При первой попытке сесть на спину лошади даже взрослый человек испытывает чувство страха и неуверенности в своих силах. У ребенка эти чувства еще более выражены и даже после удачной первой попытки катании на лошади (разумеется, при помощи инструкторов или страхующих) значительно повышается его самооценка и уверенность в собственных силах.
Помимо физической и психологической реабилитации иппотерапия очень эффективна в плане социальной реабилитации ребенка.
Более эффективному процессу интеграции в общество способствуют улучшение физического, психологического и психоэмоционального состояния ребенка, проще говоря – ребенок в большей или меньшей преодолевает болезнь и ощущает меньшую разницу между собой и другими детьми.
Во время занятий ребенок общается с тренерами лошадей, инструкторами, конюхами, другими детьми и это заметно улучшает его коммуникативные способности. При уходе за животными ребенок приобретает определенные трудовые навыки. Если уход за лошадьми и не станет его профессией в будущем, то, во всяком случае, привьет способность к самостоятельной работе.
Социальный фактор иппотерапии имеет большое значение не только для детей-инвалидов, но и для других членов общества – занятия конным спортом значительно повышают авторитет ребенка среди его сверстников и укрепляет их в мысли, что, занимаясь таким сложным видом спорта, ребенок с особыми физическими или психическими особенностями не только не очень уж сильно от них отличается, но в чем-то даже превосходит их.
Источник: https://dislife.ru/articles/view/195
Что такое иппотерапия: особенности этого метода реабилитации детей и взрослых
Обновление: Октябрь 2018
Детская и взрослая инвалидность занимает обособленное место в ряду проблем социального характера. Для пациентов с ограниченными возможностями реабилитация становится ежедневным трудом. Процесс социальной адаптации личности ребенка-инвалида, имеющего ограниченные возможности, сложен и длителен.
Это связано с недостатками интеллектуального и физического развития самого ребенка, а также с определенными ограничениями в социальной среде. Одной из инновационных методик реабилитации лиц с инвалидностью является иппотерапия.
Отличительные особенности иппотерапии
Иппотерапия характеризуется рядом дополнительных преимуществ перед традиционными методиками восстановительного лечения.
Как вариант лечебной физической культуры, иппотерапия базируется на использовании естественной биологической функции лошади — движения, имеющей огромное социальное значение.
Реабилитация с применением иппотерапии – это комплексное воздействие на человека с той или иной патологией, тогда как основные восстановительные методики действуют односторонне.
Иппотерапия дает огромные перспективы восстановления для лиц с недостаточностью функции двигательного аппарата, помогает решить тяжелейшие психолого-педагогические задачи, а также является оптимальной методикой интеграции и психосоциальной реабилитации инвалидов.
Положительное воздействие иппотерапии на инвалидов с ДЦП
Поступательные движения животного изменяют нагрузку на мышцы тела и конечностей всадника, непосредственно участвующие в удержании на лошади, что является естественным элементом тренинга. Нагрузка симметрична по всем осям, что предусматривает одинаковое функционирование всех групп мышц, участвующих в удержании вертикального положения.
Выделяют также воздействие на мышечный аппарат занимающегося низкочастотных колебаний, исходящих от тела движущегося животного. Эти движения снижают повышенный тонус мышц и способствуют возрастанию амплитуды движений в конечностях, как верхних, так и нижних.
Дозированная, но точечная нагрузка на вестибулярный аппарат несет элементы тренинга, стимулирует его естественную функцию. В конечном итоге совершенствуется статико-кинетическая организация моторики, появляется уверенность в движениях.
Нейрофизиологическое действие, оказываемое колебательными движениями животного на вестибулярный анализатор, проявляется усилением проведения импульсов по проводящим путям. Благодаря этому подвергаются стимуляции глубокие структуры головного мозга, отвечающие за функциональное состояние двигательного анализатора.
Достижение значительных результатов в корректировании двигательных нарушений оказывает положительное действие на социально-психический статус инвалида:
- повышается самооценка
- нарастает мотивация ко всему процессу реабилитации
- увеличивается жизненная активность.
Таким образом, реабилитация лиц с ДЦП при помощи иппотерапии способствует более эффективному и максимально возможному восстановлению нарушенных функций аппарата движения.
Иппотерапия и ее положительное действие при различных патологиях
Опыт проведения иппотерапии доказал огромную роль этой методики в становлении поз и движений. Больные обретают произвольный контроль над собственным телом, нарастает произвольное внимание, уменьшается тонус мышц, тренируется вестибулярный аппарат, развивается возможность вертикального удержания тела и сохранения баланса.
В процессе езды на лошади в работу непроизвольно включаются основные группы мышечного аппарата. Происходит это на рефлекторном уровне. При нахождении на лошади тело человека приходит в движение вместе с передвижением животного. Инстинктивно организм человека пытается сохранить равновесие, побуждая тем самым к активной работе как работающие, так и пораженные группы мышц.
Под влиянием такой физической нагрузки отмечается колоссальное усиление функционирования вегетативных систем. При этом иппотерапия действует на организм посредством двух факторов: биомеханического и психогенного.
Соотношение доли этих механизмов зависит от болезни и задач, которые должна решить реабилитация. Так, при терапии неврозов, умственной отсталости, детских церебральных параличей, раннего аутизма ведущим действующим фактором является психогенный.
При восстановлении постинфарктных больных, людей с нарушениями осанки и сколиозами, остеохондрозами ведущим фактором выступает биомеханический.
С психотерапевтической стороны взаимоотношений лошадь является:
- естественным посредником в диалоге иппотерапевт-всадник;
- получателем и усилителем информации (реакция животного на команду);
- незамедлительным передатчиком ответа (послушание лошади и выполнение конкретных команд).
Использование метода иппотерапии для реабилитации больных с разнотипными видами нарушений умственного развития приводит к следующим результатам:
- Снимается общая заторможенность;
- Уменьшается навязчивое чувство тревоги;
- Возникает адаптация к реальному времени и пространству;
- Повышаются практические достижения самостоятельности.
Критерии оценки эффективности иппотерапии
Критерии оценки эффективности иппотерапии условно подразделяют на две группы: медицинские и социальные. Медицинские критерии:
- Укрепление и особая тренировка мышц. Происходит одновременная стимуляция ослабленных или неработающих мышц и расслабление групп мышечного аппарата, находящихся в спастическом состоянии;
- Укрепление равновесия. Вследствие необходимости сохранять равновесие в течение всего занятия происходит тренировка вестибулярного аппарата;
- Улучшение координации и ориентации в пространстве. Во время тренировки пациент ориентируется на площадке или в манеже, возникают зрительные и инстинктивные ассоциации. Развивается слухо- и зрительно-моторная координация;
- Улучшение психо-эмоционального состояния, повышение уровня самооценки. Во время занятий уходит ощущение того, что человек болен и слаб. Благодаря нахождению верхом на лошади и управлению животным формируется лидерская нотка, улучшается настроение и появляется желание жить и бороться с заболеванием. Помимо этого, при верховой езде не используются предметы, сопровождающие инвалида в повседневной жизни (трость, костыли, ходуны и т.д.), что приближает человека к раскрепощенному пребыванию в мире здоровых людей.
Социальные критерии
- Улучшение коммуникативных возможностей занимающихся. Во время занятий люди общаются и работают совместно с иппотерапевтами, персоналом и друг с другом;
- Улучшение качества и эффективности процесса социализации инвалида посредством укрепления физического здоровья, выравнивание психологического баланса и стабилизация эмоционального состояния;
- Значительная интеграция инвалидов в обществе, расширение горизонтов их возможностей, преодоление психологических барьеров инвалидности;
- Развитие трудовых навыков при уходе за лошадью. Для инвалидов с умственной отсталостью уход за животным может перерасти в профессию конюха, что дает возможность самостоятельного существования в жизни;
- Развитие активности познавательной сферы. Необходимость постоянно концентрировать внимание при верховой езде, сосредотачиваться, запоминать определенные действия активирует психические процессы.
Реабилитация при помощи иппотерапии не имеет возрастных ограничений. Противопоказаний к занятиям иппотерапией очень мало. Более того, иппотерапия разрешена при сложнейших заболеваниях, когда противопоказано большинство реабилитационных приемов.
В заключение следует отметить, что иппотерапия дает неограниченные восстановительные возможности больным людям и представляет собой уникальную реабилитационную методику.
Сабук Татьяна Леонидовна врач-гигиенист, эпидемиолог
Источник: https://zdravotvet.ru/chto-takoe-ippoterapiya-osobennosti-etogo-metoda-reabilitacii-detej-i-vzroslyx/
Иппотерапия метод реабилитации и социальной адаптации
Если ссылаться на социологическую энциклопедию то социальная адаптация (лат. adaptare — приспосабливать) — процесс приспособления, освоения личностью или группой людей новых социальных условий или социальной среды. А иппотерапия, в переводе с греческого языка, это лечение с помощью лошадей. Реабилитация — восстановление функций утраченных после перенесенного заболевания.
Каким образом эти понятия связаны? Иппотерапия метод реабилитации и социальной адаптации — это метод, который специально разработан, чтобы помочь человеку или группе людей с помощью общения с лошадьми освоиться в современном мире, чтобы психологические комплексы, навязанные нам обществом, перестали вызывать страх, и человек смог правильно оценивать обстановку в определенный момент времени.
В чем заключается реабилитация иппотерапией?
Возможно, частично восстановить утраченные функции различных заболеваниях — при ДЦП (детский церебральный паралич), аутизме, девиантном поведении, слабоумии, сколиозе 1,2 стадии, остеохондрозе, гипертонической болезни 1 и 2 стадии, афазии и других заболеваний.
Такие страшные диагнозы иногда слышат родители детей с отклонениями. А как с этим бороться? Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым и счастливым.
Отношение общества к таким детям, а в будущем и во взрослом возрасте губительно для ребенка. Чувство неполноценности преследует не только страдающего ребенка, но и их родителей (чувство беспомощности).
Что делать? Как бороться? Где найти лекаря, который излечит твое чадо от напасти?
Иппотерапия — это метод лечения, который оказывает психологическую помощь не только больным детям. Он способен помочь каждому, кому это необходимо.
- Метод реабилитации и социальной адаптации, особенности.
- • Иппотерапия — это система упражнений, в которых лошадь выступает как инструмент для верховой езды.
- • Само общение ребенка/взрослого с лошадью превращается в удовольствие.
• Движения, осуществляемые во время верховой езды, заставляют наездника чувствовать лошадь, каждый ее шаг и сокращение мышц, ее дыхание.
При повторных нагрузках, с каждым разом навыки верховой езды будут накапливаться и в будущем улучшаться. Животное, послушно отзывающееся на каждый знак и прикосновение, будет вызывать у наездника чувства доброты, заботы.
Таким образом, достигается у пациентов состояние душевного равновесия.
• Влияние верховой езды положительно действует на мышцы организма человека — сосредоточенность, собранность, правильная осанка, уверенность в себе и своих силах — это то немногое, что необходимо каждому пациенту в процессе реабилитации.
• Социальная адаптация достигается посредством общения пациента одновременно с несколькими людьми — это и коновод, и иппотерапевт, и с другими всадниками.
Доброжелательная атмосфера, которая складывается во время лечения, помогает пациенту проявлять инициативу, высказывать свое мнение и раскрепощаться.
Между наездниками проводятся соревнования, где каждый может показать себя и повысить свою самооценку. Уход за животным, помощь коноводам развивает трудовые навыки.
Иппотерапия применяется для профилактики заболеваний позвоночника — остеохондроза и сколиоза. Как это достигается? Во время верховой езды создаваемое мышечное напряжение самим наездником необходимо, чтобы не потерять равновесие и правильно во время езды синхронно, как бы сливаясь с движениями лошади, повторять колебания.
Если наездник начнет этому сопротивляться, то он, либо упадет, либо начнет думать, как достичь баланса и не упасть. Поэтому во время занятий помимо коновода и иппотерапевта присутствует еще 2 страховщика.
Каждое занятие верховой езды дает определенную нагрузку, что позволяет накачать глубокие мышцы спины и скорректировать осанку.
Вначале метод реабилитации и социальной адаптации дается всегда тяжело. Это проявляется в страхах — сказать о своих проблемах, пожаловаться на что-либо, боязнь, что неправильно поймут/засмеют, страх показать свою индивидуальность и рассказать о своих мечтах, страх перед опасностью. Все это формирует комплексы.
Нужно от них избавляться! Именно в лечебных упражнениях ключ ко всем вашим страхам, во время выполнения задания провоцируется включение всех компенсаторных систем организма. Они начинают выходить из спящего состояния.
Повышается тонус мышц — улучшается их кровоснабжение, а значит, в будущем повысится мышечная функция.
Первые занятия чаще ознакомительного плана. С каждым днем занятия усложняются, заставляя наездника быстрее реагировать/выполнять задания. На занятиях Вы встретите таких же людей, готовых бороться и побеждать любые преграды.
Вот это наша задача! И метод реабилитации и социальной адаптации в этом Вам поможет! А Ваша задача — это поставить цель и достигнуть результата, чем недостижимей цель, тем она восстребованей. Жить каждый день и не радоваться каждому дню, выглянувшему солнышку или просто дождю — это не жизнь, а всего лишь существование или просто ее проживание.
Решить для себя, что ты это сможешь, ты это сделаешь и не думать о болезнях и проблемах. Главный твой враг — это отчаяние и нет ничего этого хуже.
Главное — быть уверенным в правильности своих действий и в положительном результате данного мероприятия. И тогда все у Вас получится. Верьте в себя!
Противопоказаний к занятиям иппотерапией немного. Это гемофилия, ломкость костей и заболевания почек. Острые периоды инфекционных заболеваний, беременность и другие. Несмотря на это консультация врача перед началом занятий все — таки необходима.
Иппотерапевтические центры по странам Европы и России начинают набирать обороты. С каждым годом количество желающих пройти курс лечения становиться все больше. Иппотерапевты стараются добиться результатов у разных пациентов, кто-то начинает после занятий ложку держать в руке, а кто-то находит психологическую поддержку и реабилитацию. Результаты — налицо.
Источник: https://survincity.ru/2013/12/ippoterapija-metod-reabilitacii-i-socialnoj/
Иппотерапия как эффективный метод реабилитации детей
В целях лечебного и оздоровительного воздействия на детей с 2009 года по проекту Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Светлячок» и на базе конно-спортивного клуба «Мустанг», а потом с 2017 года на базе КСК «Фаворит» с. Воскресенка, Волжского района были организованы занятия по иппотерапии для ребят, имеющих различную степень выраженности двигательных расстройств.
За последние три года 57 воспитанников реабилитационного центра прошли курс занятий по иппотерапии, который состоял из 10 занятий при частоте посещений 1-3 раза в неделю.
Всего прошло 624 занятия с детьми и родителями как стационарного режима полный день, так и кратковременного пребывания. При этом иппотерапия рассматривалась как часть восстановительного лечения.
И занимающиеся лечебной верховой ездой одновременно получали другие виды реабилитационного воздействия (медикаментозную терапию, массаж, лечебную гимнастику, физиотерапию, индивидуальные и групповые психологические занятия).
Наш опыт применения иппотерапии показывал бесспорное улучшение состояния детей с различной степенью выраженности двигательных и психических расстройств. Это улучшение проявлялось в повышении общей работоспособности, физического и психического состояния.
Занятия иппотерапией с детьми проводятся в форме индивидуальных тренировок, во время которой ребенок привыкает к новой обстановке, людям и лошади.
В это время устанавливается контакт между инструктором и ребенком, между ребенком и лошадью.
После двух занятий вводится комплекс упражнений, способствующий развитию физической и умственной активности, мелкой моторики, а также упражнений, побуждающих к контролю собственного поведения, эмоциональных реакций.
Курс занятий состоит из нескольких этапов:
- Ознакомительный – диагностика общий осмотр детей, знакомство с методом реабилитации (в том числе с лошадью, инструктором и т.д.), разработка индивидуальной программы мероприятий методом реабилитации.
- Основной – Иппотерапия.
- Заключительный – определение динамики, закрепление достигнутых результатов. Начинается курс реабилитации следующим образом: ребенок проходит первичную диагностику (педагог-психолог, инструктор по иппотерапии), уделяя внимание состоянию физического и психологического здоровья. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный реабилитационный маршрут, ставятся цели реабилитации, подбирается тип лошади в зависимости от темперамента, физических данных и нозологии заболевания ребенка.
Второй и третий этап включает в себя занятия с психологом (как индивидуальные, так и с родителями ребенка).
После проведенных процедур начинаются занятия, которые проводят непосредственно один из специалистов, коновод и страхующие (один или два человека). По завершению курса реабилитации проводится объективная и субъективная оценка состояния пациента, а также определяется дата прохождения следующих занятий.
По средствам занятий иппотерапией происходит развитие трудовых навыков по уходу за животными.
Для некоторых людей с ограниченными возможностями, особенно с умственной отсталостью, могут под контролем успешно выполнять работу конюха, и эта работа может стать для них профессией, которая станет опорой в будущей самостоятельной жизни и послужит средством их интеграции в жизнь общества, что является основной задачей реабилитации и социализации.
В целом можно сказать, что прошедшие курс реабилитации дети (69%) имеют положительную динамику в развитии, подтвержденную тестами. Ребята с радостью посещают занятия, делятся своими положительными эмоциями с родителями, отражают свой восторг на бумаге, участвуя в конкурсах, таких как «Я и Лошадь», просмотрах видео мультфильмов и в процессе игры (песочная терапия, сказкотерапия).
Помимо реабилитации детей, с родителями так же проводится активная работа, проводятся консультации, выпущены буклеты и газеты, посвященные иппотерапии, проводятся родительские собрания, на которых родителям представлен наглядный материал (презентации), с ними проводятся беседы, родители выезжают на место проведения занятий по иппотерапии в конный клуб «Фаворит».
Отдельно хочется сказать «Спасибо» и искренне выразить благодарность конному клубу «Фаворит», который на волонтерских началах согласился проводить занятия по иппотерапии. И не прерывает эту добрую традицию.
Государственное казённое учреждение Самарской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Светлячок», г.о. Новокуйбышевск
ГКУ СО «РЦДиПОВ «Светлячок»Шешуева О.Н.
Источник: https://reabilit.samregion.ru/current-events/ippoterapiya-kak-effektivnyj-metod-reabilitatsii-detej
Методы иппотерапии и процессы комплексной социальной реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями
Социальная работа представляет собой профессиональную деятельность, направленную на организацию помощи и взаимопомощи индивиду и отдельным категориям населения, попавшим в трудную жизненную ситуацию, их психосоциальную реабилитацию и интеграцию с обществом.
Профессиональная деятельность специалистов в данной области способствует положительным изменениям в обществе, разрешению проблем и конфликтов между людьми, содействует укреплению способностей к полному функционированию в обществе и повышению их уровня благополучия.
Используя теории поведения человека и общественных систем, специалисты сферы социальной работы способствуют взаимодействию людей с их окружением различными методами [1, с. 91].
В области социальной работы выделяют множество методов, нацеленных на помощь человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. Методы социальной работы включают социальную реабилитацию.
Это комплекс мероприятий, направленных на восстановление не только нарушенных или утраченных функций организма, в результате инвалидности, но и самой жизни человека в социальной среде, изменение условий существования в ней, которые были нарушены вследствие каких-либо объективных или субъективных причин, приведших к инвалидности.
Инвалидность определяется как ограничение в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными отклонениями, в результате чего появляются барьеры, не позволяющие инвалиду существовать в обществе и участвовать в его развитии наравне с другими полноценными членами общества.
Инвалидность лишает человека возможности его интеграции с обществом. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 10 % населения Земли являются в той или иной степени инвалидами [2].
Процесс социальной реабилитации во много зависит от соблюдения некоторых принципов. Одним из таких принципов является комплексность. Комплексная социальная реабилитация оказывается на нескольких уровнях: профессионально-трудовом, психологическом, социально-ролевом, бытовом, правовом и медицинском.
Также социальная реабилитация оказывается различным категориям людей, которые нуждаются в помощи.
И в связи с этим выделяют социально-реабилитационную деятельность, направленную на восстановление: пожилых людей, военнослужащих, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, а также инвалидов и детей с ограниченными возможностями.
Социальная помощь людям с ограниченными возможностями — это одно из приоритетных направлений социальной политики государства [3]. При лечении и профилактике заболеваний применяют как традиционные и нетрадиционные методы в рамках социальных технологий.
В последние годы отмечается повышение заинтересованности различных специалистов, причем как отечественных, так и зарубежных, в расширении методов и способов реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями.
К таким методам относятся: восстановительное и санаторно-курортное лечение, профилактика осложнений, реконструктивная хирургия, протезирование, физиотерапия, лечебная физкультура (ЛФК), грязелечение, психотерапия. Одним из направлений социальной психотерапии является анималотерапия. Это психотерапия с использованием животных.
Анималотерапия в свою очередь подразделяется на: дельфинотерапию, канистерапию (с использованием собак), анимаотерапия с помощью домашних животных (обычно млекопитающих, таких как кошек, морских свинок, хомячков, кроликов и других), а также иппотерапия, о которой далее и пойдет речь.
Уникальность анималотерапии в том, что многое при лечении зависит от тонкостей регуляции взаимодействия с пациентом со стороны животного, контроля своих движений и ориентирования на индивидуальные особенности пациента [4]. Термин «иппотерапия» появился недавно и происходит от греческого слова hippos — лошадь.
В действительности, иппотерапия есть форма лечебной физкультуры (ЛФК), где в качестве инструмента реабилитации служит лошадь. Важно отметить, что лечебная верховая езда рассматривается специалистами как многофункциональный метод реабилитации, позволяющий учитывать как психологический, так и физиологический фактор состояния здоровья человека.
Дело в том, что данный метод «оказывает комплексное позитивное воздействие не только на физический статус пациента, но и на его психоэмоциональное состояние, способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, социализации, а также формированию гармоничных отношений с миром. Повышается мотивация и усиливается стремление к достижению положительных результатов. Именно по этим сочетаниям и создается уникальный терапевтический эффект, присуще именно данному методу» [5, с. 61].
На сегодняшний день методы иппотерапии могут быть направлены на лечение опорно-двигательной системы (ДЦП, полиомиелит, сколиозы I и II степени), патологий центральной и периферической нервной систем, заболеваний сердечно-сосудистой системы, расстройств психо-эмоциональной сферы, нарушений умственного развития и психологических патологий (Синдром Дауна, аутизм). Например, возьмем статистику за 2012–2015 г. конного клуба на территории Белоруссии. В результате применения методов иппотерапии у пациентов наблюдалось позитивная динамика. Так лечению были подвергнуты 200 клиентов, которые имели ДЦП в спастических и других формах, задержку психического развития (ЗПР), признаки эпилепсии, онкологии и других заболеваний.
Как положительные последствия, у пациентов проявились улучшения координации движений и равновесия — у 52 чел. с диагнозом ДЦП и снижение или увеличение мышечного тонуса — у 57 чел с диагнозом ДЦП. Снижение возбудимости проявилось у людей с диагнозом ДЦП и ЗПР- 49 и 15 чел соответственно.
Также наблюдалось и уменьшение простудных заболеваний — у 62 чел. У 43 пациентов были выявлены попытки ходить самостоятельно или с поддержкой, у тех, кто ранее не передвигался и имел затруднения с этим. Также у 52 человек были отмечены стремления к новым двигательным навыкам, таким как ползание, посадка, у тех, кто ранее плохо двигался.
У 30 пациентов было отмечены улучшения в развитии речи. Позитивное влияние верховой езды на больных было известно еще в древности. Еще Гиппократ (V в. до н. э.) определял верховую езду как «природные упражнения» и отмечал, что больные быстрее идут на поправку, когда занимаются верховой ездой.
Знаменитый врач так же утверждал, что помимо общеукрепляющего эффекта у пациентов наблюдается и психологический эффект, поэтому советовал ездить верхом меланхоликам, чтобы избавиться от грустных и негативных мыслей и получить позитивные мысли.
При лечебной верховой езде Гиппократ уделял особое внимание «ритмичному и плавному» движению лошади. [6, с. 119]. Потому что, существенный результат верховой езды базируется на комплексности воздействия на организм человека.
Температура организма лошади в среднем на 1,5 градуса выше температуры человека, а если животное совершает действие, то температура оказывается больше, поэтому даже спокойно передвигающаяся лошадь мышцами спины разогревает и массирует мышцы всадника, что положительно влияет и улучшает кровообращение.
Даже если лошадь будет идти спокойным шагом, тело и мышцы человека вынуждены следовать за движением лошади, таким образом, пациент совершает ряд пассивных движений в позвоночнике и суставах, его мышцы работают без особых усилий. Немаловажное влияние на психику человека оказывает эмоциональное воздействие от общения с лошадью [7].
Ведь недаром русский писатель А. И. Куприн, который очень любил животных, в своем очерке «Рыжие, гнедые, серые, вороные…» отмечал: «Лошадь гораздо щедрее, чем человек, одарена инстинктами и чувствами. Слышит лошадь лучше кошки, обоняние тоньше, чем у собаки, она чувствительна к ходу времени, к перемене погоды…Нет ей равного на Земле животного» [8, с. 145].
К преимуществам иппотерапии можно отнести: физическую и психологическую мобилизацию.
Отличительной чертой данного метода реабилитации является то, что занятия лечебной верховой ездой, проходящие в эмоциональной насыщенной обстановке сопровождаются общим увеличением активности занимающихся, повышением жизнеощущения и уверенности в себе. Важно отметить, что иппотерапия улучшает жизнь не только детей, но и их родителей.
Во-первых, данное лечение является единственным, когда пациент может не догадываться о том, что лечится, а следовательно, это резко снижает вероятность сопротивления лечению самого пациента и получается, что весь процесс лечения заметно ускоряется.
Во-вторых, когда всадник сидит в седле, у него возникает «эффект победителя», а когда он осознает, что управляет благородным высокоинтеллектуальным животным, которое сильнее и больше его по весу в 8–12 раз, создается сильнейшая мотивация значимости и уверенности в своих силах и возможностях. И, в-третьих, происходит естественный массаж.
Очень важным фактором, влияющем на лечение и восстановление здоровья пациента, в иппотерапии является желание самого пациента в общении и работе с лошадью.
Например, пациентка 12 лет с диагнозом ДЦП посещала конно-спортивную школу г. Майкопа (в п. Говердовском). И у ребенка были отмечены улучшения. На первых занятиях девочка садилась на лошадь с помощью инструктора. Занималась в течение года. В конечном результате стала легко садиться на лошадь, передвигаться рысью.
Такие занятия эмоционально разгружали нервную систему после занятий в школе, где ребенок долго сидел за партой. Другой случай, ребенок с детства болел ДЦП, плохо передвигался и держал голову. На первых занятиях, когда ребенка сажали на лошадь, он не мог ровно держать голову.
После того, как девочка стала заниматься верховой ездой, ее походка изменилась, постепенно она стала держать голову ровно, ее эмоции улучшились [9].
Таким образом, рассмотревметоды иппотерапии, необходимые для процессов комплексной социальной реабилитации клиентов социальной работы с ограниченными возможностями, следует отметить, что в методах, применяемых к пациентам и к клиентам социальной работы со сложными диагнозами присутствует больше медикаментозное лечение и пациент испытывает недостаточное количество положительных эмоций. Иппотерапия в контексте анималотерапии, как вид социально-медицинской реабилитации, набирает сегодня популярность. Она улучшает соматическое состояние, эмоциональный заряд, а также социальное самочувствие клиентов и дает достаточно ощутимый социальный эффект по интеграции клиентов социальной работы в социум.
Литература:
- Социальнаяработа:введениев профессиональнуюдеятельность:Учебноепособие / Отв. ред. А. А. Козлов. — М.:КНОРУС, 2005. — 368с. — С. 91–95.
- Народыи культуры. Оксфордскаяиллюстрированнаяэнциклопедия. — М.:Инфра-М. Подред. Р. Хоггарта. — 2002. — 234 с.
Источник: https://moluch.ru/archive/112/28687/
Иппотерапия как современный метод реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
- Иппотерапия как современный метод реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Страшко Александр Юрьевич
- ГУСО «Ставропольский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья»
- Г.Ставрополь
- Лечебный эффект от общения с животными известен не одну тысячу лет и еще Гиппократ утверждал, что больные люди быстрее выздоравливают при верховой езде, а меланхолики расстаются с черными мыслями.
Лечебная верховая езда (иппотерапия – в переводе с греческого, «лечение лошадью») это эффективный метод восстановительной терапии.
Иппотерапия – физиотерапевтическое лечение, основанное на нейрофизиологии, использующее лошадь и верховую езду [3].
Сегодня в 45 странах действуют центры лечения верховой ездой.Для реабилитации больных отбираются лошади, обладающие подходящими характеристиками. При отборе оцениваются спокойный миролюбивый характер лошади, ее способность работать с людьми, здоровая уравновешенная психика.
В последние годы, иппотерапия используется в системе комплексной реабилитации лиц с различными нарушениями в развитии. Часто применяется при лечении детей-инвалидов в качестве многофункционального метода реабилитации, т.е. иппотерапия используется не только в качестве одной из разновидностей лечебной физкультуры, но и как метод психологической коррекции.
Иппотерапию используют в реабилитации как терапевтическое средство, которое помогает добиться улучшения состояния пациентов, которые страдают различными отклонениями в развитии.
Сущность метода заключается в том, что лошадь (hippos – греч.) при движении шагом выступает в роли терапевтического посредника для всадника, передавая двигательные импульсы, аналогичные движению человека при ходьбе.
Лошадь передает пациенту от 90 до 110 разнонаправленных двигательных импульсов в минуту.
Данное двигательное воздействие вызывает ответную реакцию пациента, которая помогает физиотерапевту корректировать двигательную активность больного. [4]
Большим преимуществом иппотерапии является чрезвычайно широкий диапазон показаний к его применению, когда происходит более быстрое и успешное, чем при традиционном лечении, выздоровление и стойкие улучшения.
Конная «терапия» неоценима при лечении и профилактике сколиоза, неврозов, при многих желудочно-кишечных заболеваниях, остеохондрозе, отдельных сенсорных расстройствах, психических недугах и пр. В комплексе с иппотерапией лечение во всех случаях более эффективно.
Регулярные занятия лечебной верховой ездой благоприятно влияют на весь организм в целом, нормализуют деятельность сердечно-сосудистой, нервной и пищеварительной систем, снижают судорожную готовность, уровень сахара в крови у диабетиков и т.д.
Особенно эффективной и действенной иппотерапия оказалась в реабилитационной практике с детьми, страдающими самыми тяжкими, практически неизлечимыми заболеваниями, а также отклонениями в физическом и интеллектуальном развитии (ДЦП, ранний детский аутизм и др.), что напрямую связано с уникальным свойством иппотерапии оказывать одновременное положительное воздействие на физическую, интеллектуальную и психосоциальную сферы занимающихся. [2]
Интерес к лошади, восхищение ее красотой и силой свойственны практически каждому из нас. Радость же детей, обремененных тяжелыми недугами при встрече и общении с этим прекрасным животным трудно переоценить.
Основной механизм воздействия иппотерапии на организм больного, основан на концепции лечебно-профилактического влияния двух мощных факторов: психогенного и биомеханического.
Под психогенным фактором подразумеваются две высокоценные мотивации – очень желаемое с очень опасны (страх и неуверенность в себе).
Это помогает, во-первых, раскрыть потенциальные возможности больного активно вовлекая его в лечебный процесс с преодолением страха и неуверенности и, во-вторых, помогает вести борьбу с имеющимися нарушениями с помощью эмоционально стимулирующего прекрасного животного – лошади.
Под биомеханическим фактором подразумевается влияние колебаний, возникающих и идущих от спины движущейся лошади в трех взаимно перпендикулярных плоскостях.
Эти колебания вызывают поочередное напряжение и относительное расслабление почти всех групп мышц, с большим акцентом на мышцы туловища.
Это обуславливает частичную ( а в некоторых случаях необходимую ) нормализацию мышечного тонуса, снижение спастичности, уменьшения объема и амплитуды непроизвольных движений, улучшение координации, что в свою очередь улучшает статико-локомоторные функции.[6]
Положительный эффект воздействия иппотерапии связан со следующими факторами:
- взаимодействие с лошадью уже создает положительный эмоциональный фон;
- мышцы ребенка разогреваются теплом лошади и массируются движениями мощной мускулатуры лошади;
- в работу включаются все группы мышц всадника и размеренный ритм движений оказывает благоприятное воздействие на весь организм.
В настоящее время определены следующие основные направления использования верховой езды в лечебных, оздоровительных и социально-педагогических целях:
1. Иппотерапия для коррекции различных двигательных нарушений, таких, как парезы, параличи верхних и нижних конечностей, расстройства координации движений, насильственные движения и т.п. В ортопедической практике были попытки применения данного метода при коррекции деформаций позвоночника и иных дефектов осанки [Цверава, Лория, 1983; Karte, 1989].
2. Лечебная верховая езда и вольтижировка (упражнения на лошади) как метод педагогического воздействия. Данный вид помощи показан детям и подросткам, в том числе и с нарушениями интеллектуального развития, детям с нарушениями в поведении, затруднениями в обучении с целью педагогической коррекции. Ведущими специалистами в этой области являются педагоги и психологи.
3. Верховая езда как спорт среди инвалидов, как спортивная деятельность, способствующая поддержанию общей физической активности и реабилитации личности. Ведущие специалисты в данной области – тренеры по верховой езде, имеющие специальные знания и лицензию для работы с инвалидами.
4. Иппотерапия как назначенное врачом лечебно-гимнастичес-кое мероприятие, в котором на лошадь возложена роль живого тренажера.
Применяется в терапии двигательных расстройств на основе поражения центральной нервной системы, а также в комплексной реабилитации при некоторых соматических заболеваниях и в ортопедической практике.
Ведущими специалистами в проведении занятий являются методисты по иппотерапии и инструкторы лечебной физкультуры.
5. Иппотерапия как средство восстановления способности к передвижению в рамках послеоперационной реабилитации хирургических больных.
В терапии внутренних болезней она используется как элемент системы средств лечения компенсированных заболеваний органов кровообращения, нарушений обмена веществ, заболеваний органов дыхания, при различного рода вегетодисфункциях [Цверава, Лория, 1983].
В психоневрологической практике езда верхом применяется при лечении различных депрессий, неврозов, отдельных психозов (под особым врачебным контролем), а также при задержке психомоторного развития у детей [Karte, 1989]. К сожалению, до сих пор не разработана методика применения иппотерапии в целях социальной реабилитации и интеграции инвалидов вследствие ДЦП.[1]
В настоящее время, иппотерапия является современным методом реабилитации лиц с ограниченными возможностями.
В нашем центре, ГУСО «Ставропольский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья», этот метод используется достаточно давно, за все это время отмечается положительная динамика в физическом и психологическом здоровье детей, а так же наблюдается улучшение в эмоционально-волевой сфере.
Занятия проходят каждую неделю по вторникам и четвергам, эти дни являются самыми любимыми для детей, которые занимаются на лошади.
Каждый ребенок готовится к этому дню заранее, рисует рисунки лошади, рассказывает родителям о впечатлениях прошлого занятия и перед тем как идти на иппотерапию, обязательно напоминает маме об угощении для любимой лошади «Аргонавта».
Все задания и нагрузка для ребенка рассчитывается с опорой на индивидуальное развитие, ведь если ребенка перегрузить упражнениями, то не получится достичь положительного эффекта, к которому мы так стараемся прийти.
На занятии дети очень стараются выполнить все задания, который дает инструктор. Для них очень важно сделать их правильно и без посторонней помощи, показать родителям, что он может это. Итогом занятия, является кормление лошади угощениями, которые принес ребенок. Этот момент очень радостный для каждого ребенка, все дети улыбаются, смеются, их переполняют положительные эмоции.
- Для каждого ребенка, занятие иппотерапией очень значимы, ведь не у всех детей есть возможность увидеть, потрогать, прокатиться на ней верхом и даже управлять ею поводом.
- Каждому ребенку, занятия на лошади помогает скорей преодолеть процесс социализации, который протекает достаточно медленно, а рассказав родственникам, сверстникам и знакомым, о том, что он катался на такой большой и красивой лошадке, помогает ему «подняться в их глазах», получить уважение друзей и ровесников.
- Список литературы:
Источник: https://infourok.ru/ippoterapiya-kak-sovremenniy-metod-reabilitacii-detey-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-4008924.html