Моторика у пожилых людей – упражнения для поддержания моторики

Моторика у пожилых людей - упражнения для поддержания моторики

статьи

С годами часто ухудшается способность запоминать происходящее. Пенсионер начинает забывать, куда положил свои очки, закрыл ли дверь, выключил газ или нет.

Однако подобные возрастные проявления, если это не Альцгеймер, когда клетки отмирают, обратимы.

В статье вы узнаете, какая есть гимнастика для мозга, для людей старшего возраста, как самостоятельно повторять упражнения для ума, концентрации, тренировки вестибулярного аппарата и памяти пожилому человеку.

Моторика у пожилых людей - упражнения для поддержания моторики

Функции мозгового центра

Он считается главным органом ЦНС (центральной нервной системы). От него идет наше восприятие окружающей действительности, своего места в жизни. Основной состав – нейроны. Они объединены в ткань, которую в обществе принято называть «серым веществом».

Моторика у пожилых людей - упражнения для поддержания моторики Моторика у пожилых людей - упражнения для поддержания моторики Моторика у пожилых людей - упражнения для поддержания моторики
Моторика у пожилых людей - упражнения для поддержания моторики Моторика у пожилых людей - упражнения для поддержания моторики Моторика у пожилых людей - упражнения для поддержания моторики

Он поделен на доли, каждая из них выполняет собственные задачи. Затылочная воспринимает и перерабатывает зрительные данные, формируя образы. Теменная отвечает за анализ пространства, формирует тактильные ощущения, способность писать, читать, считать, контролирует чувства, боль и осознание реальности.

Височные задействованы в переработке звуковой информации, воспринимают звуки, а также фиксируют лица людей и их эмоции, воспринимая каждую их них. Также от них зависит речь — именно эти части повреждаются при инсульте.

Островковая доля ответственна за формирование сознания, эмпатии, тут обрабатывается отношение к музыке и даже неприятным запахам.

Также именно от мозга идет правильная регуляция дыхания, кровоснабжения. Если перечислять все функции, уйдет не один час, потому что именно от этого органа зависит жизнь и благополучное существование человека.

Важность мелкой моторики для организма пожилых в преклонном возрасте

Это определение означаем сумму телодвижений тела и его систем, от которой зависит достижение задач и целей от приема пищи до помощи другим. Если по какой-то причине возникнут проблемы, то ухудшается не только физическое состояние, когда что-то не получается сделать, но и психоэмоциональное, потому что любой будет чувствовать себя беззащитным, ненужным, бесполезным.

Моторные функции определяют активную речь, поэтому пенсионерам советуют повторять упражнения, чтобы восстановиться от инсульта и не дать ухудшиться вниманию.

Крупная отвечает за явление, когда человек может ощущать свое тело. Без этого никому не обойтись. Поэтому для продолжительной жизни требуется активно поддерживать себя небольшими занятиями.

Очень помогает пальчиковая гимнастика для памяти и ума пожилых людей.

Моторика у пожилых людей - упражнения для поддержания моторики Оставьте заявку на подбор пансионата

для пожилого человека с потерей памяти

Области головного мозга, отвечающие за моторику

Тут принимает участие мозжечок, лобная доля, моторная и сенсорная зоны, белое и серое вещество. Если ухудшение произошло с последними, то наблюдаются трудности с речью, зубами, неправильное ощущение ароматов. Лобная часть отвечает за координацию. Сенсорная же определяет, как мы ощущаем тактильно телом окружающий мир.

Если человек не может сосредоточиться, у него из-за этого возникает стресс, портится настроение, то во многом виновато правое полушарие. Чтобы как-то воздействовать на него, подойдет спорт — теннис, танцы, коньки и лыжи, катание на лошади, если позволяет самочувствие и здоровье.

Для решения этих проблем потребуется делать специальную гимнастику, причем как в комплексе, а не отдельно.

Упражнения для восстановления и поддержания моторики

Теперь рассмотрим, что нужно предпринять, если уже появились сбои.

Для этого следует:

  • выполнять зарядку для кистей — сгибать и разгибать их;
  • тренировать отдельно каждый палец;
  • лепить — из пластилина, глины, теста. Можно, готовить пироги или пельмени;
  • рукодельничать — шить, вязать, плести;
  • рисовать и раскрашивать;
  • вырезать аппликации;
  • собирать пазлы и конструкторы.

Повторять это потребуется каждый день как минимум по 15-20 минут. Лучше, если пожилой человек будет в компании, чтобы ему было с кем разделить радость.

Дополнительно можно получить восстанавливающий эффект, если обратиться к специалисту для массажа рук, купить в аптеках массажные мячики, которые хорошо влияют на кровоснабжение и кроветворение.

Ухудшилась память — что делать и как сохранить

Специалисты советуют не паниковать и больше отдыхать. Также положительным эффектом будут обладать головоломки, интересные книги. Спешка — главный враг в борьбе с этой проблемой.

Обратитесь к физической активности — необязательно это должен быть фитнес в спортзале, возможно, стоит больше ходить и бывать на свежем воздухе. Очень важно отказаться от алкоголя и курения.

При нехватке определенным веществ, который влияют на запоминание, а это фолиевая и никотиновая кислоты, обратите внимание на полезное питание.

Также нужно вернуть умение сосредотачиваться. Для этого следует иногда передвигаться по квартире на память, причесываться и чистить зубы другой рукой, учить новый язык, запоминать стихи.

Кинезиология как наука для предотвращения Альцгеймера

В подобных патологиях и сложностях с запоминанием во многом виноваты не столько болезни, хотя и они тоже, сколько отсутствие физкультуры, недостаток разной мозговой деятельности.

Если не напрягать себя новыми хобби, изучением языков, чтением книг, заучиванием четверостиший, то будет происходить деградация, которую почти невозможно остановить.

Ведь нейроны с большим трудом восстанавливаются.

Особенно врачи уделяют вниманию физкультурной активности. Именно ходьба, бег, прогулки способствуют не только повышению тонуса в организме, но и обогащают мозг кислородом, заставляют его отречься от проблем и перезагрузиться. Таким способом снижается уровень стресса, вырабатывается серотонин, клетки в голове регенерируются и формируются значительно быстрее.

В России до идеи о том, что именно физические упражнения могут повлиять на работу, додумались только в 80-ых. С тех пор стали использовать кинезиологию — науку, которая изучает развитие мозговых клеток через физические действия.

Координированные, согласованные, перекрестные положительно воздействуют, улучшают внимание. Гимнастика для ума будет полезна как для пожилых, так и для малышей. Эта методика способна поднять сосредоточенность.

Ей уделяют не менее 30 минут в день.

Мозг фиксирует в нейронах ежедневные медленные действия, и при ежедневном исполнении тренирует ум. См. Также:Инфаркт миокарда: что это такое, симптомы и лечение

Как русский менталитет мешает сохранению здоровой памяти

Наши люди понимают, что если хочешь чего-то добиться, нужно обязательно трудиться всю жизнь, совершенствоваться и долго-долго работать. А гимнастические упражнения не требуют напряжения и усилий. Поэтому россияне в принципе сомневаются, что небольшие и несложные движения могут дать какой-либо мало-мальский результат. Однако стоит все-таки обратить внимание на тренировки.

Легкий фитнес не требует докупать спортивных снарядов и прочего. В основном эти занятия составлялись для дошкольников, чтобы они развивались и играли не напрягаясь. Но они подходят и людям за 50, хоть и называются иногда смешно.

Какие есть упражнения и программы в кинестетике

Эти методы — образовательная программа. Они созданы в рамках данной науки. Полезны как малышам, так и их родителям, бабушкам и дедушкам. С помощью них вы снимите стресс, усталость, расслабите мышцы спины и шеи, а также глаза, что особенно важно при близорукости и дальнозоркости. А также сможете простимулировать области вашего головного мозга.

Разноцветный текст

Для этого нужно взять текст, где цветовые обозначения выделены иным цветом. К примеру – слово «желтый» может быть синего оттенка, «красный» — зеленого, «синий» — черного. Суть упражнения — проговорить цвет, которым написан текст. Главная ошибка — читают сами слова, а не называют оттенки.

Это является хорошей профилактикой при болезни Альцгеймера и очень тренирует концентрацию.

Это упражнение можно выполнять каждый день как зарядку для мозга и ума пожилым людям.

Таблица Шульте

Требуется взять непосредственно табличку и сосредоточиться на центральной цифре 19. Потом вы должны найти от 1 до 18, при этом фиксируя центральную. Таблицу можно нарисовать самостоятельно или найти в открытых источниках.

После постоянных тренировок у вас будет лучше работать периферийное зрение и увеличится скорость реакции.

Знаки пальцами

На одной руке сложите знак мира, а на второй — окей. Поочередно меняйте положение пальцев, чтобы уже они показывали противоположное. Повторяйте так несколько раз, одновременно используя левую и правую.

Пишем синхронно

Возьмите два листа бумаги и в каждую ладонь по фломастеру или карандашу. Рисуйте или пишите одинаковые геометрические фигуры одновременно. Таким способом, ваши полушария будут взаимодействовать.

Пальчиковая гимнастика

  • Сначала надо хорошо растереть и размять суставы. Все выполняется обеими кистями.
  • Для начала надо по очереди нажимать сначала на подушечку мизинца, потом безымянного и так до большого.
  • После надо сжать кулак, а затем растопырить в разные стороны пальцы.
  • Потом потрите ладони друг о друга, погладьте ими свои коленки.
  • Затем — делаем щелбаны, каждым пальцем.
  • Раскатываем шарик, сжимаем его и передаем из одной руки в другую.
  • Делаем ванны — погружаем конечности в крупу или песок, перебирая их.
  • Лепим из пластилина или теста.

Кросс Кролл

Его цель — позитивное взаимодействие мозговых полушарий, воздействует на мышцы живота, снимает напряжение с внутренних органов. Уменьшает зажимы в позвоночном столбе и пояснице, помогает справиться с болезнями суставов.

Упражнения делайте медленно. Выполнять их следует на кровати или на полу:

  • Первый способ. Вам нужно лечь и начать ползать, как младенец. После этого вставайте маршируйте на месте.
  • Второй. Расслабьтесь, встаньте. Ноги поставьте на ширине плеч, а руки согните в локтях ладошками вверх. Соедините бедро с плечом на противоположной стороне. То же самое сделайте с другой стороной. Голову можно поворачивать. Все повторяйте размеренно.

Кнопки мозга

Метод воздействует на крупные и мелкие сосуды, заставляя сердце работать лучше. Больше крови поступает в полушария, которые насыщаются кислородом.

Как сделать — ставим большой и указательный пальцы под ключицей, а правую конечность оставляем на подушке. Массируем ямки пару минут, а потом меняем положение кистей.

Особо стоит акцентировать свое внимание на 1 и 2 ребро.

Колпак для думания

Метод способствует влиянию на позвоночный столб, расслабляет его и снимает зажимы. Чтобы выполнить упражнение, следует взяться за верх уха и мягко помассировать, заворачивая их вниз, словно надевая шапку.

Сова

Благодаря этому вы сможете снять челюстные судороги. Также повышается красота и быстрота письма, наблюдательность, тренируется память. Рекомендуется делать после монотонной работы:

  • сожмите левой рукой правое плечо;
  • лицо поверните вправо и посмотрите назад;
  • глубоко вдохните и распрямитесь;
  • опустите подбородок на грудь и снова сделайте вдох;
  • повторите аналогично с другой стороны.

Это часто используется как гимнастика мозга для пожилых.

Ленивые восьмёрки

Их повторяют, чтобы голова могла полностью управлять телом, улучшилось осознание себя в пространстве. Также таким способом поддерживаются в тонусе глаза и общий лимфоток. Постоянные действия раскрепощают и делают более гибкими шею и спину.

Выполняется следующим образом:

  • встаньте, соедините стопы параллельно;
  • расслабьтесь;
  • левую руку вытяните вперед;
  • смотрите на нее и рисуйте в воздухе знак бесконечности.

Разминаются обе конечности. Чем чаще будете повторять, тем вероятнее закрепиться эффект.

Крюки Дениссона

Хороши для плодотворного взаимодействия мозговых полушарий. Благодаря этому вы настроитесь на достижение своих целей. Вы сможете наладить свое эмоциональное состояние, успокоиться, вернуть двигательную активность после инсульта:

  • скрестите ноги, положив их одна на другую.
  • скрепите замок ладонями вперед и положите на грудь.
  • смотрите вверх, расслабьтесь;
  • побудьте так несколько минут;
  • после опустите взгляд вниз, а потом выверните кисти вперед и разомкните пальцы.

Это упражнения для тренировки мозга для пожилых людей нужно выполнять ежедневно без выходных, чтобы ваши легкие лучше наполнялись кислородом. Также помогает уменьшить стресс.

Еще несколько советов пенсионерам для поддержания молодости мозговых полушарий

Нейробиологи советуют делать нестандартные вещи даже в старости — рисовать фантастические сюжеты, писать другой рукой, иногда гулять по новым маршрутам, громко петь, путешествовать, если есть такая возможность.

Мыслительные упражнения для граждан старшего возраста

Некоторые психологи рекомендуют включить в повседневную деятельность игры — судоку, шахматы, шашки, бильярд, прочие всевозможные настольные игры.

Также нельзя забывать про пальчиковую гимнастику. Обязательно нужно плавать, гулять, совершать пробежки, заниматься спортом, не требующим особенного физического напряжения, например настольным теннисом. Особенно стоит обратить свое внимание на хобби – вязание, рисование, шитье. Можно начать что-нибудь коллекционировать, например магниты на холодильник.

Специалисты сети пансионатов «Забота» знают, как это важно – развивать мелкую моторику и какие положительные изменения у пожилых людей следуют после грамотных занятий для мозга. Поэтому у нас работает команда профессионалов, которая старается сделать жизнь каждого подопечного лучше, пристально следит за его здоровьем и организует досуг.

Читайте также:  Синовиальная киста на пальце руки: симптоматика и методы диагностики

Оставьте заявку на подбор пансионата

для пожилого человека с потерей памяти

Источник: https://www.pansion-zabota.ru/info/articles/gimnastika-dlya-mozga-dlya-lyudey-starshego-vozrasta-i-pamyati-pozhilogo-cheloveka-palchikovye-uprazh/

Упражнения для тренировки памяти у пожилых людей: после 50-60 лет

В старости память — копилка, которую невозможно открыть…

Очень часто случается, что человек переходит границу и уже врачи про него говорят — …после 50…, после 60, после 70. Память теряет свою форму и ему предлагают выполнять упражнения для тренировки памяти у пожилых людей. Но всегда ли это необходимо?

Старость – синоним «слабоумия»?

Моторика у пожилых людей - упражнения для поддержания моторики

Принимал участие в создании Устава Лиги Наций — в частности, предложил мандатную систему. Философ, один из основателей философского течения современного холизма.

Не совсем так и, следовательно, не у всех.  Считается что, несмотря на то, что уже к 40 годам нейроны в мозгу начинают гибнуть, объем «серого вещества» из-за таких потерь уменьшаться, а полости заполняются цереброспинальной жидкостью – это не должно катастрофически влиять на остроту ума человека в возрасте.

Природа позаботилась снабдить мозг резервным запасом клеток, поэтому естественная потеря некоторых из них малосущественна для нашего интеллекта и памяти. Но тренировка памяти у пожилых людей является панацеей от слабоумия.

Так почему же кто-то и в семьдесят пять, и в восемьдесят лет превосходно соображает, а о ком-то в 60 говорят, что он выжил из ума?

Главной причиной здесь являются нарушения мозгового кровообращения связанные с микроинсультами, происходящим малозаметно, но губительно для мозга. У всех разный образ жизни — подвижность, питание, экология и наследственность, конечно.

И у некоторых людей, при неблагоприятных факторах и начинается старческое слабоумие. Которое проще предупредить, чем полностью вылечить. Так как же улучшить память после 60 лет? Это можно поправить и не без успеха. И лекарствами и специальными упражнениями для тренировки памяти.

Тесты на память для пожилых людей

Для начала оцените свое состояние и пройдите простые тесты для проверки памяти.

Вариант теста на проверку памяти №1

Чаще всего люди страдают потерей кратковременной памяти. В одно ухо влетело, в другое вылетело. Но сейчас проверим вашу способность запомнить небольшой список слов одной тематики. Например, вы пошли в магазин за покупками и хотите купить небольшой набор привычных товаров:

  1. Хлеб
  2. Молоко
  3. Сыр
  4. Пакет для мусора
  5. Помидоры
  6. Зубочистки
  7. Батарейки
  8. Мыло
  9. Яблочный сок
  10. Пряники

Просмотрите этот список в течении 40 секунд и запомните. Попробуйте написать его на бумаге и посчитайте ошибки. Ошибок нет:

  • У вас нет проблем с памятью. Поздравляю! Но учтите — список простой. Не возгордитесь уж слишком! Или вы еще слишком молоды?

До 4-х ошибок

  • Вы не слишком выделяетесь из всех. У вас нормальная память для пожилого возраста. Но лучше само по себе, без выполнения упражнений и тренировок уже не станет.

5 ошибок и более

  • Самим понятно, что без поддержки ваш мозг угасает. Надо что-то делать. (А вы, наверное, добавили в этот список батон? Значит у вас еще и шаблонное мышление.

Кстати забыть список покупок в магазине можно не только по причине плохой памяти. Попытки удержать его в голове может помешать перегруженность мозга стоящими перед вами задачами. Вы хотите помнить список, а в голове крутится: выключила ли я утюг, а позвонила ли внучке и надо встретиться с МарьИванной — вчера договорились.

Поэтому в магазине желательно расслабиться и сосредоточиться только на том деле, которым вы сейчас занимаетесь. Все равно остальные одновременно не сделать.

Вариант теста на проверку памяти №2

Попробуйте нарисовать циферблат часов. Моторика у пожилых людей - упражнения для поддержания моторики

Вариант теста на проверку памяти №3

Возьмите листок бумаги и составьте список 5-10 абонентов — ваших близких, например — и их телефонные номера, которые вы помните. Если вы сможете сделать это по памяти, то все хорошо. Если нет — посмотрите в телефонной книжке. Постарайтесь запомнить номера. Запишите их снова, не подглядывая. Вспомните их на другой день, через 3 дня.

  • Если вы смогли правильно написать большую часть контактов, то с вашей памятью все в порядке.
  • Если путаница в цифрах начинается уже с 4-5 символа в номере, то очевидно, что у вас есть проблемы с памятью.
  • Если через какое-то время вы не помните ни одного номера, то с долговременной памятью проблемы.

Для запоминания применяйте специальные методики, основанные на мнемотехнике.

Как тренировать память пожилым людям: упражнения

Главное упражнение — физическая активность

Важно понять, что когнитивные способности — возможность думать, соображать — зависит от мозгового кровообращения. И здесь тренировка памяти заключается в его сохранении и поддержании на должном уровне. Всем, кому за 50, пожилым и пенсионерам, как воздух нужна физическая активность.

Моторика у пожилых людей - упражнения для поддержания моторики

Но здесь есть одна засада: вы быстро устаете, вам лень двигаться, заниматься спортом или хотя бы простыми физическими упражнениями. И, раз уж вы малоподвижный пожилой пенсионер, не гоняете кровь по венам и артериям, то организм продолжает зашлаковываться токсинами, образующимися в результате жизнедеятельности организма, отчего появляется лень и апатия.

Круговорот из которого сложно выйти без невероятных событий, которые вас подтолкнут к действию. Но это может быть как резкое ухудшение здоровья, так и встреча жизнерадостными друзьями которые потянут вас за собой обратно к молодости и здоровью.

Упражнение 1 — Руки в зеркале

Кладем перед собой лист бумаги и рисуем двумя руками зеркальные изображения.

Моторика у пожилых людей - упражнения для поддержания моторики

Правой рукой круг и левой круг. Затем квадрат, треугольник и другие фигуры. Сначала маленькие, затем побольше. Если получается — рисуем несимметричные фигуры — облачко, чашку с ручкой, цветок и т.п.

Сразу это не получится, поэтому можно просто взять картинку и обводить ее контуры левой и правой рукой одновременно. Самое сложное — рисовать одновременно разные фигуры разными руками. Но это уже не у всякого молодого с твердой памятью получиться.

Но стремиться к этому можно и нужно. Это упражнение для поддержания обоих полушарий мозга в согласии.

Упражнение 2 — Бабушки на скамейке. Для тренировки памяти и образного мышления

— У моей жены очень ужасная память!
— Что, ничего не помнит?

— Нет… Она помнит все!

Вспомните только, что увиденного человека, прошедшего мимо вас. Попробуйте мысленно составить его портрет. Описать его внешность, во что одет, обут, что несет в руках. Какая у него походка. Продолжите уже изобретать, выдумывать, что тоже полезно — откуда и куда он идет, зачем. Это упражнение развивает не только наблюдательность, но и фантазию.

Упражнение 3 — Пишем изложение

Помните — как в школе на уроках по русскому языку? Моторика у пожилых людей - упражнения для поддержания моторики Прослушав небольшую передачу или новости по радио или телевидению, составьте краткое изложение услышанного. Можете про себя, но для тренировки памяти лучше на бумаге. При этом нам необходимо:

  • понять и запомнить услышанный текст, определить его основную мысль
  • как можно более точно сохранить и передать авторский стиль и речевую стилистику
  • точно передать детали и факты, если они есть в тексте
  • точно запомнить важные для понимания текста фразы, написать их в правильной логической последовательности
  • излагать текст в правильной последовательности, с полноценным началом и концовкой

Упражнение 4 — Отвыкаем от привычек

Многие вещи мы делаем на «автопилоте», не задумываясь, а значит ни капли не нагружая мозг. Моторика у пожилых людей - упражнения для поддержания моторики Попробуйте «проснуться», сделать привычные действия по новому, положите одежду перед сном в другое место, почистите зубы левой рукой, походите по городу новыми маршрутами. Делайте что-то с закрытыми глазами: помойте посуду, сложите одежду в шкафу стопочкой, найдите ключи в ящике с мелочами, попейте чай или кофе с булочками или печеньем.

Упражнение 5 — Осмысленность видимого изображения

Вы привыкли каждому объекту приписывать определенные привычные свойства. А что если сбить с толку ваш мозг таким простым заданием. Каждое слово выделено своим цветом. Смотрите на текст и вслух называйте цвет, которым он написан. Сначала медленно, а затем как сможете быстро.

Читайте вперед, назад, вразнобой. красный синий зеленый черный синий голубой белый синий красный коричневый красный зеленый синий черный белый желтый коричневый зеленый синий красный голубой желтый Левое полушарие мозга специализируется на тексте , речи.

Правое — на обработке информации. Когда вы пытаетесь вывести мозг из заблуждения между тем, что видите и тем, что читаете, происходит восстановление ослабленных связей между нейронами и восстановление работы мозга. Попробуйте еще раз: Моторика у пожилых людей - упражнения для поддержания моторики

Упражнение 6 — Запоминание списка

Это упражнение подходит для запоминания списка как связанных, так и не связанных общим смыслом предметов, вещей, явлений. Каждому предмету придумывается действие, связывающее его с другим предметом и так описывается вся цепочка из списка. Для этого существуют специальные тренажеры.

Вот пример того, как выглядит один из них. Моторика у пожилых людей - упражнения для поддержания моторики Вам показывается список слов, по одному на несколько секунд, за это время вы придумываете с ними рассказ, который можете легко запомнить. Например: Я посмотрел вверх класса и увидел выход. Пролетев в него я оказался перед входом и мне на голову упала капля из трубы, которую держал президент, ведущий кружок… и т.д. и т.п. Бред! Скажете вы. Так и есть! Но именно он и запоминается. Можете проверить. Иначе бы такого метода запоминания информации из списка слов не существовало.

Упражнение 7 — Учим стихи

Если давно не читали стихов, то вам обязательно понравиться. Это улучшает и память, и внимание, и пробуждает интерес к творчеству. Приятно будет посидеть с книжкой в уютном кресле, перелистывая страницы книги.

Упражнение 8 — Играем на музыкальных инструментах

Конечно, если вы уже раньше умели играть на гитаре или баяне, то все просто. Вспоминайте старые мелодии. А если не умели — то хоть играйте на ложках, но не слишком громко 🙂 В любом случае мозг будет работать лучше.

Упражнение 9 — Позитивное мышление

К старости многие начинают ворчать и брюзжать. «Не та нынче молодежь пошла»… Как только захотите что-то или кого-то покритиковать — дерните себя за рукав и остановитесь.

При позитивном настрое улучшается настроение и кровообращение. А с ними и работа мозга. Вы можете одеть себе резиночку на запястье и щелкать ей по коже.

Неприятные ощущения, связанные с этим, отучат вас от постоянной критики.

Упражнение 10 — Развитие мелкой моторики пальцев

Его легко можно делать в любой обстановке — дома, на работе , в транспорте. Для начала достаточно взять маленькую палочку, простую авторучку или карандаш и вращать ее между пальцами.

Пальцам будет тяжело, они не будут слушаться, будут двигать палочку не в ту сторону, в какую вы хотите. Она будет дергаться, дрожать и падать на пол. А может все будет хорошо с самого начала.

В любом случае произойдет позитивное развитие мелкой моторики, что благоприятно скажется на развитии обоих полушарий мозга. Выполнять лучше с менее развитой руки и уделять ей больше внимания. Затем можно делать это задание двумя руками сразу.

В конце уже использовать одновременно две палочки в одной руке. Палочку нужно фиксировать в некоторых положениях и сжимать ее рукой, массировать кончики пальцев, что так-же стимулирует кровообращение мозга, хоть вы и разминаете пальцы а не голову.

Видео сборник упражнений для развития и укрепления мозга у пожилых

Это интересные упражнения, советую посмотреть. Такие отзывы к нему оставляют зрители:

Любовь, пожалуйста откройте свой канал вам есть ,что сказать людям ,вы очень интересный человек!

Как музыкант , могу посоветовать ” эту классную информацию ” , то есть ” видео ” просмотреть 20 раз или можно меньше . Тогда , в ” памяти вашей ” запомнится . Самое главное , с утра “с постели ” . . . Говорить , только хорошие слова и наблюдать за собой .

Зоя Богданова и Андрей Дуйко мне очень понравились . Хоть , я и — неплохой человек , всю жизнь себя воспитываю . Всю жизнь без отпусков работала . Но , не переутомилась . Смотря , какая работа . Любую работу воспринимала , как ” творческую ” .

Даже — уборщицы , дворника , штукатура — маляра и т . д . . Зарплаты , мизерные были всегда . После ” сильного стресса ” почти 30 — летней давности стала оптимисткой . Не бывает плохого настроения . Сама себе стала ” психологом ” . Не понимаю негативных людей .

Читайте также:  Склеродермия: основные причины заболевания

Но , характер — железный . Извините , если ” лишнее ” написала . Привет — из Якутска !

Какая мудрая и духовная женщина, приятно слушать, есть чему поучится.Спасибо Любови, что делится с нами своим опытом, знаниями.Пусть ей воздастся за ее доброту и искренность.

Вот это я понимаю достойное виде,которое познавательно и полезно.Лайк!

Просто Океан обаяния! Даже не делая упражнений от одного виртуального общения с такой прелестной женщиной жизнь становится прекрасней. Спасибо Вам!

Замечательно,надеемся на продолжение и новые встречи с такой замечательной женщиной…

Здравствуйте . Долго я искала упражнения для мозга…! А тут такая удача ! Марина ОГРОМНОЕ спасибо вам и этой великолепной женщине ! Желаю вам и Любови здоровья и процветания ! Если это возможно , нельзя ли иногда приглашать Любовь на ваши выпуски. Она бесподобный мотиватор , а вы , Марина , настоящий ловец шикарных жемчужин !!! )))

Восхитительная женщина ! Спасибо за видео .

Источник: https://uznayki.ru/trenirovka-pamyati-u-pozhilyh/

Упражнения для тренировки мелкой моторики рук у пожилых людей. Тренировка руки после инсульта

Главная

Тренировка мелкой моторики у пожилых людей

Моторика у пожилых людей - упражнения для поддержания моторикиУпражнения для тренировки пальцев рук положительно влияют на развитие головного мозга, который, в свою очередь, тесно связан с центром развития речи. Благодаря регулярным тренировкам мелкой моторики рук происходит интенсивное развитие таких психических процессов, как мышление, внимание, память и речь, происходит быстрое овладение утраченными ранее бытовыми навыками, а все движения становятся координированными.

Широкое распространение упражнения для пальцев рук получили при проведении реабилитационных мероприятий больных при таких заболеваниях, как инсульт, рассеянный склероз и клещевой энцефалит, после различных травм, а также для профилактики нарушения умственной деятельности при некоторых видах болезней. Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в жизни человека, особенно это касается пожилых пациентов и людей с ограниченными возможностями.

Для восстановления пожилых людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, болезнями сердечно – сосудистой системы, а также после перенесенного инсульта используются упражнения, направленные  на восстановление элементарных навыков по самообслуживанию. Это могут быть упражнения, которые не требуют сильной физической нагрузки: перебирание пуговиц, риса или гороха, нанизывание бусин с крупным отверстием на нитку, лепка либо складывание листов бумаги.

Хороший эффект дают упражнения для тренировки мелкой моторики рук:

  • периодическое растирание ладоней друг о друга до появления легкого тепла;
  • плавное сжимание и разжимание пальцев на разных руках с постепенным разведением их в стороны;
  • поглаживание ладонями колен, а также поочередное сгибание и разгибание пальцев в суставах;
  • на ладонях, положенных на твердую поверхность, поочередно поднимать по одному пальцу;
  • хорошим массажем для пальцев рук станет перебирание в начале крупных, а после более мелких предметов: бусы, бусины, гайки и болты;
  • настольные игры в виде шашек, шахмат, карт и домино помимо тренировки мелкой моторики рук развивают и мыслительную деятельность.

Широкое распространение для развития мелкой моторики рук получили различные упражнения с предметами, которые не только повышают двигательную активность рук, но и помогают пожилым больным с пользой проводить свободное время:

  • мячики различных видов, а также резиновые мячики с шипами активно используют для тренировки пальцев на руках. Для пациентов в тяжелом состоянии рекомендуется подбирать мячи большого объема, поскольку более меньший его размер будет требовать от пациента больших физических усилий. Мячи можно просто перекладывать из одной руки в другую, крутить вокруг рук, а также сжимать их ладонью;
  • для тренировок мелкой мускулатуры в качестве предметов можно использовать и другие подручные предметы: различные орехи, фрукты круглой формы и кубики – рубика. Эти предметы рекомендуется размещать между ладонями, сжимать их с возможной силой, а также выполнять вращательные движения с ними.

Особенно полезными считаются занятия лепкой из теста либо пластилина, поочередное застегивание и расстегивание пуговиц на одежде, а также занятия с песком. Можно выполнять простые упражнения со спичками, рассыпая их на столе и снова собирая в коробку. Рекомендуется пытаться писать больной рукой на листе бумаги толстыми фломастерами, постепенно заменяя их на более тонкие ручки.

В последнее время появились специальные массажеры для кисти и предплечья, основной целью которого является обучение больного самостоятельному держанию этого предмета различными способами. Массажер представляет собой шар, при механическом движении которого рука больного начинает совершать такие же движения.

Не стоит забывать о том, что все виды упражнений необходимо выполнять под контролем своего лечащего врача и это поможет ускорить процесс реабилитации.

Источник: https://chastnyj-dom-prestarelyh.ru/directory/trenirovka_melkoj_motoriki.html

Моторика пожилых людей | Стационар «Новая медицина»

Под термином моторика подразумевается совокупность движений человека в целом или органов и частей тела по отдельности. Существует 3 вида моторики: мелкая, крупная и отдельных органов.

Крупная моторика подразумевает изменение положения тела человека полностью. В отличие от нее, мелкая направленно задействует движение пальцев рук и глаз. За счет скоординированных действий двигательной, нервной и зрительной систем, человек способен выполнять точные манипуляции с мелкими объектами.

Так как в мозгу речевые центры находятся рядом с двигательными, то развивая мелкую моторику рук, пациенты после инсультов и других травм быстрее восстанавливают способность говорить.

Также подобные тренировки помогают улучшить память и внимание, что очень важно при болезни Альцгеймера и других формах деменции.

При регулярных занятиях пациенты быстро возвращают себе бытовые навыки, происходит развитие мыслительных процессов, движения становятся более скоординированными.

Почему важно тренироваться

Пока человек здоров, он без особых усилий выполняет повседневные действия – почистить зубы, покушать ложкой, вдеть нитку в иголку. Но с возрастом или после перенесенных заболеваний такие простые действия могут показаться невыполнимой задачей. И для того что бы вернуть контроль над телом, моторика пожилых людей нуждается в регулярных тренировках.

Причинами нарушений мелкой моторики могут быть различные физические травмы, как конечностей, так и головы. Болезни, связанные с нарушением умственной деятельности: клещевой энцефалит, Болезнь Паркинсона, Альцгеймера и др. Двигательная дисфункция может проявиться и в реабилитационный период после перенесенного инсульта.

Зоны головного мозга регулирующие моторику

Всего их пять: мозжечок – отвечает за равновесие, белое и серое вещество помогают ориентации в пространстве, они интерпретируют сигналы от органов чувств, лобная доля – отвечает за положение тела в пространстве, сенсорная зона – воспринимает сигналы от органов слуха, зрения, моторная часть – отдает сигналы к действию.

При нарушениях в каждой из этих зон проявляются специфические симптомы, так например проблемы с правым полушарием могут проявиться в невнимательности и неспособности человека сосредоточиться в работе. С ним так же связаны и психические расстройства – ощущение тревоги, нервное перенапряжение, невозможность расслабиться и как следствие упадок сил и настроения.

В связи с этим каждый из отделов нуждается в специальных упражнениях. Лучше всего выполнять их в комплексе, а не в виде отдельных элементов. В процессе большинства занятий задействована моторика рук. Для пожилых они зачастую сопровождаются самомассажем и лекарственными препаратами для поддержания активности головного мозга в случае сопутствующих нейродегенеративных заболеваний.

Как восстановить моторику рук в пожилом возрасте.

Для того чтобы моторика пожилых была в тонусе необходимы поддерживающие упражнения:

  • Регулярная работа с мышцами кистей рук: различные вращения, сгибания и разгибания. Выполняются подходами с постепенным увеличением темпа. Так же полезны упражнения с пальцами – попеременные постукивания по поверхности или соединение с большим поочередно от указательного к мизинцу.
  • Приготовление пищи оказывает так же благотворное влияние на двигательную активность рук. Если пациент плохо контролирует движения рук или проявляется дрожь, то доверять острые предметы ему не стоит, лучше привлечь его к занятиям с тестом, как вариант – лепка пельменей.
  • Лепка из пластилина также может стать отличной альтернативой.
  • Различные рукоделия: вязание спицами или крючком помимо развития моторики также оказывает умиротворяющее действие. Полезно также плетение. Вышивание должно проводиться в качестве упражнения только под контролем окружающих. Оно так же нежелательно при наличии проблем со зрением и при плохой освещенности. То же относится к пришиванию пуговиц и к зашиванию одежды.
  • Все виды изобразительного искусства от графики до живописи хорошо развивают двигательные функции и стимулируют мыслительные процессы. Подходят для этого все материалы, акварель, пастель, карандаши и т.д.
  • Вырезать и склеивать аппликации можно не только из разноцветной бумаги, но так же материалов, отличающихся по фактуре, для большего вовлечения тактильных ощущений.
  • Довольно увлекательно бывает собирать пазлы, желательно чтобы элементы были среднего размера. Подойдет также конструктор.

Эти занятия должны проводиться ежедневно, минимум по 10 минут. В результате улучшается общее эмоциональное состояние за счет достижения поставленных целей и общения с другими людьми.

Дополнительно необходим массаж рук. Это может делать и сам пациент или родственники и сиделки. Массирование должно проводиться легко без сильного нажима и довольно активно для хорошего притока крови.

Для того чтобы снизить трение и обезопасить истонченную кожу пожилого человека лучше применять питательные крема или природные масла в небольших количествах.

Для более эффективного результата, рекомендуется менять оказываемые тактильные воздействия, чередуя, к примеру, поглаживания с разминкой массажными мячиками.

Подобные терапевтические методы практикуются и с пациентами, помещенными в дом престарелых. Персонал таких организаций прекрасно обучен должному отношению с людьми, у которых наблюдаются нарушения моторики. Организовываются групповые занятия. Пансионат для пожилых людей предоставляет квалифицированную помощь в лечении сопутствующих заболеваний.

Врачи постоянно отслеживают состояние пациента, регулируя интенсивность занятий, а также дозы лекарственных препаратов. Оказывается помощь сиделок для соблюдения больными личной гигиены, под их присмотром человек защищен от травмоопасных ситуаций. Наличие необходимого оборудования облегчает заботу о здоровье пожилых людей.

Источник: https://nmpansion.ru/motorika-pozhilykh-lyudey

5 идей развития мелкой моторики (с фото) | Пансионат для пожилых людей

Представляем вашему вниманию краткий иллюстрированный справочник эффективных упражнений для развития мелкой моторики у пожилых людей. Моделями, художниками и образцовыми исполнителями упражнений выступили жители пансионата 100+. Смотрите и учитесь, как любит говорить один из них

Источник: https://my100plus.ru/yenciklopediya-moi-100/5-idej-razvitiya-melkoj-motoriki-s-foto/

Рабочая программа на тему: Программа "Здоровье на кончиках пальцев" | Социальная сеть работников образования

                                                                                                            

1.1 Актуальность.

       Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Если развитие движений пальцев соответствует норме, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если  движения пальцев нарушено, то нарушается  и речь, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.

Обычно  люди, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у них достаточно развиты память, внимание, связная речь. То есть благотворное движение пальцев рук влияет не только на развитие речи, но и на другие психические процессы.

В Японии, например, тренировка пальцев рук проводится в детском саду с двухлетнего возраста, так как, по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие, а в японских семьях пальчики развивают с одного года.

        Попросите пожилого человека или инвалида показать один палец, два или три. Люди, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие люди. Если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются все вместе, или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие люди.

Проведенные исследования и наблюдения доказали, что проекция кисти руки есть еще одна речевая зона мозга, и степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи.

Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у граждан перенёсших ОНМК не удастся!

         По данным статистики МУ ЦГБ города Урая  в 2009 году поставлен диагноз ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения) 34 пожилым людям, 297 пенсионерам поставлен диагноз ПАРЕЗ (не функционируемость) рук и ног.

         Практически у всех людей, перенёсших  данные заболевания, часто затруднены дифференцированные движения рук и пальцев, они не соизмеряют усилий при действиях с предметами (сильно сжимают, роняют, темп выполнения упражнений замедлен, пальцы малоподвижны, движения неточны).

Читайте также:  Транспорт для перевозки лежачих больных и инвалидов

        Пораженную руку инвалида можно и необходимо развивать. Основным средством развития мелкой моторики являются специальные упражнения.

                    Вследствие развития связей стимуляции нейрорецепторов пальцев рук по механизму обратной связи, улучшится кровообращение (питание) нервов, сосудов, мышц больной конечности. Увеличится объем движения в суставах пальцев рук, формируется хватательный рефлекс.

В процессе восстанавливаются навыки и интерес, изменяются личностные установки, возникает более оптимистическое восприятие себя и других, позволяет организовать общественно-полезную совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, переживания.

                   В данной ситуации особенно актуальным будет использование  в реабилитационной деятельности комплекс специальных упражнений направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук, поэтому реализация мероприятий программы будет актуальна.

1.2 Цель и задачи программы.

  • Цель:      создание условий для поддержания  навыков к самообслуживанию
  •                  у граждан пожилого возраста и инвалидов, посредством
  •                  оздоровительных мероприятий направленных на восстановление    
  •                  объема движений верхних конечностей.
  •            Для достижения поставленной цели задачами данной программы являются:
  • разработать   комплекс оздоровительных  мероприятий, способствующий   восстановлению  подвижности  верхних конечностей  у  граждан пожилого  возраста и инвалидов, с использованием методик, развивающих мелкую моторику пальцев рук:  пальчиковая гимнастика,  мудры, крупотерапия, а также применения специализированных массажеров;  
  • организовать и провести  мероприятия с гражданами пожилого возраста, инвалидами, направленными на восстановление объема движений верхних конечностей, (в соответствии с разработанным комплексом);
  • способствовать  активизации граждан  пожилого возраста и инвалидов к участию в трудовой деятельности, снижение уровня зависимости от посторонней помощи;
  • создать условия оздоровительных мероприятий на дому, путем обучения социальных работников специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов  методам и формам трудотерапии.

1.3 Основное содержание программы.

          Трудотерапия позволяет вновь освоить утраченные приемы и движения или сохранить их, что чрезвычайно важно для самообслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов  и совершения ими определенных видов работы. При этом в первую очередь речь идет об улучшении моторики мелких мышц, т. е. пальцев рук.

Это важно для того, чтобы граждане пожилого возраста и инвалиды могли  выполнять действия, потребность в которых постоянно возникает в повседневной жизни, например, таких, как застегивание пуговиц, приготовление пищи и т. п.

Инструктор по труду учит  пользоваться специальными вспомогательными средствами, побуждает их выполнять руками самостоятельно  действия и показывает им, как при этом более удобно и рационально произвести то или иное действие, несмотря на имеющееся нарушение моторики мелких мышц.

Для инвалидов со значительным ограничением физических возможностей инструктор по труду использует вспомогательные средства, позволяющие инвалидам самостоятельно обслуживать себя.                                                                                                                                              

        Одной из задач программы является обучение социальных работников специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, формам и методам трудотерапии.

Это позволит  применять  полученные знания на практике для снижения уровня зависимости граждан пожилого возраста и инвалидов от посторонней помощи. Оздоровительные мероприятия планируется проводить в рамках мини-клуба «Бабушкин сундучок».

                                                                                                                                                                                                                                                                         

1.4 Этапы реализации программы

     Программа «Здоровье на кончиках пальцев » рассчитана на 1 год.   

  1. этап – подготовительный. Срок реализации – январь 2011 года. 

  Цель: изучение уровня социально-трудовых навыков, желания заниматься оздоровлением, проведение диагностических исследований.

      2  этап – основной, социально-педагогический. Срок реализации февраль-ноябрь 2011года.

    Цель: знакомство с методами оздоровлении: пальчиковой гимнастикой, крупотерапией и другими. Занятия на специальных тренажерах, знакомство с новыми методами оздоровительных мероприятий.

Обучение социальных работников формам и методам трудотерапии.

      3 этап – заключительный.    Срок реализации – декабрь 2011 года.

   Цель: диагностика, подведение итогов, анализ внедрения программы.

       Подготовительный этап – проведение диагностических исследований, анкетирование с целью выявления социально-трудовых навыков. С целью информирования и знакомства граждан пожилого возраста и инвалидов с новыми методиками развития мелкой моторики больных конечностей планируется разработка памяток по социально-трудовой реабилитации.

      Основной этап – в процессе работы на занятиях инвалиды и граждане пожилого возраста знакомятся с методиками выполнения  различных специальных упражнений, развивающих и восстанавливающих моторику конечностей. Особое значение уделяется развитию мелкой моторики пальцев больной конечности. Изучают технику выполнения пальчиковой гимнастики.

      Проводятся беседы, консультации. Используется демонстрационный материал и специальные тренажеры.

      Проводится обучение социальных работников специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, согласно разработанному плану.

     Заключительный этап – проведение диагностических исследований с целью определения полученных умений.

  1.  Кадровое обеспечение, материально-техническая база, благополучатели проекта

      Целевую группу, на которую направлена реализация программы, составляют люди пенсионного возраста и инвалиды от 50 до 80 лет, проходящие реабилитацию в социально-реабилитационном отделении для граждан пожилого возраста и инвалидов.

      Реализатор программы –  инструктор по труду социально-реабилитационного отделения граждан пожилого возраста и инвалидов Гайнулина Н.В.

Занятия планируется проводить в кабинете трудотерапии социально-реабилитационного отделения граждан пожилого возраста и инвалидов  КЦСОН «Импульс».

Массажёры Оборудование Материалы
«Су-Джок» Стенд «Шнуровка» Крупа разных размеров
«Магнитный аппликатор» Стенд «Косичка» Краски акварельные, кисточки, бумага для рисования
«Кристалл» Стенд «Пуговицы» Бисер, стеклярус, бусы разных размеров.
«Волшебный валик» Бутылки с холодной водой
«Ляпкина»

1.6  Количественные и качественные показатели реализации программы

       Реализация программы «Здоровье на кончиках пальцев» предполагает достижение количественных результатов:

  1. Произойдет укрепление и восстановление трудовых навыков и приемов самообслуживания через систему занятий пальчиковой гимнастикой у 50 человек.
  1. Провести оздоровительные мероприятия с гражданами пожилого возраста, инвалидами, направленными на восстановление объема движений, силы и ловкости в пораженных конечностях, функции равновесия, навыков самообслуживания.
  1. Оформить альбом с фотографиями, отражающие занятия по восстановлению мелкой моторики пальцев рук с  гражданами пожилого возраста и инвалидами.
  1. Разработать методическое обеспечение программы.
  1. Обучить социальных работников специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, формам и методам трудотерапии.

      Реализация программы «Здоровье на кончиках пальцев» предполагает достижение качественных результатов:

  1. В процессе работы ожидается положительная динамика в социально-личностном  развитии у граждан пожилого возраста и инвалидов через освоение предложенного материала.
  1. Сформируются и закрепятся социально-трудовые навыки, повысится самооценка.
  1. Улучшаются двигательные функции верхних конечностей, функции передвижения.
  1. Улучшается речь, память, внимание.
  1. Восстановятся утраченных навыков самообслуживания

1.7 Рабочий план реализации программы.

№ п/п Мероприятия Сроки реализации
1 Подготовительный.
1.1 Анкетирование. Диагностические обследования. Ежемесячно.
1.2 Создание практических пособий для подготовки к занятиям Ежемесячно
1.3 Разработка и написание тематических бесед, памяток. Ежемесячно
2 Основной.
2.1 Групповые занятия Ежемесячно
2.2 Индивидуальные занятия. Ежемесячно
2.3 Беседа « Влияние занятий крупотерапией на речь». Февраль
2.4 Беседа «Пальчиковая гимнастика». Март
2.5 Беседа « Метод оздоровления « Су-Джок» Апрель
2.6 Беседа «Восточная  гимнастика для кистей рук (шиацу)». Май
2.7 Беседа «Упражнения с использованием массажера «Волшебный валик». Июнь
2.8 Беседа «Оздоровительные упражнения с использованием массажера «Ляпкина». Июль
2.9 Беседа «Влияние мелкой моторики на улучшение памяти». Август
2.10 Беседа « Что такое крупная моторика» Сентябрь
2.11 Беседа «Оздоровительные упражнения на тренировочном стенде». Октябрь
2.12 Беседа «Новые методики для развития мелкой моторики. Их влияние на оздоровление организма. Ноябрь
2.13 Беседа «Бытовая реадаптация». Декабрь
2.14 Обучение социальных работников в рамках клуба «Бабушкин сундучок». Апрель-ноябрь
2.15 Обучение технологии «Модульное оригами». Апрель
2.16 Обучение технологии изготовления картин из шелковых лент «Волшебная лента». Июль
2.17 Обучение технологии изготовления сувениров «Декоративные подушечки». Октябрь
2.18 Обучение смешанной  технологии изготовления сувениров «Новогодний символ 2012». Ноябрь
3 Заключительный.
3.1 Анкетирование.  Диагностические обследования. Ежемесячно
3.2 Подведение итогов реализации подпрограммы, анализ. Декабрь

Использованная литература.

1. Цой Р.Д.              Здоровье на кончиках пальцев, http:// www crimea-  

                                  board.ru, 1990.

2. Крутов С.           Йога пальцев. Исцеляющие и лечебные мудры, http://www

                                 kodges.ru

3. Панков С.            Мудры – йога пальцев, http://www kodges.ru

4. Обри Жоселин., Хо Хань Чан     Секреты китайской системы До-Ин.    

  1.                                                              Исцеление кончиками пальцев.         
  2.                                                              http://www kodges.ru
  3. 5. Бут Лини               Здоровье на кончиках пальцев, Астрель, 2007

6. Носвитцкий В.В., Гольдберг Е.Д.        Патофизиология. – Тольятти,

                                                                      2001. Гурленя Г.З.        

7. Багель В.Б., Смычек В.Б.             Реабилитация в неврологии. – М., 1972.

8. Журнал «Физиотерапия» №2.      Бальнеология, реабилитация. –    

                                                               Медицина, 2007.

Приложение

  1. Анкета по выявлению трудовых навыков у граждан старшего поколения и инвалидов.
  2. Анкета по изучению степени удовлетворенности качеством оказания услуг в кабинете трудотерапии.
  3. Лист диагностического обследования клиента.
  4. Трудовая реабилитация (лист назначения).

Источник: https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2016/06/30/programma-zdorove-na-konchikah-paltsev

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector