Александра Краснова
С возрастом здоровье человека становится все более хрупким, причем человек теряет не только физические силы, но и психологическое здоровье. Часто люди старшего возраста становятся слишком чувствительными и сентиментальными, чувствуют необоснованную тревогу, без причин впадают в депрессию.
Хорошие фильмы для пожилых людей призваны вернуть близким людям старшего возраста душевное равновесие, улучшить настроение. Фильмы для пожилых людей – это само по себе хорошая психологическая поддержка.
Выбирая фильмы для пожилых людей, старайтесь найти те, которые напомнят им о молодости, подарят приятные эмоции, увлекут сюжетом и заставят забыть о проблемах и печалях дня сегодняшнего. Организовать регулярные киносеансы для пожилых постояльцев может любой пансионат.
Фильмы для пожилых людей как метод лечения
Человечество прошло огромный путь в своем развитии. Действительность, в которой проходило это развитие, отображалось в различных видах искусства. Одним из них по праву считается кинематограф. Он стал для мира новым способом развлечения, расслабления и отдыха, а также своего рода методом психотерапии.
Каждый человек ценит и понимает кино по-своему. Оно является своеобразным способом самоанализа, учит выражать чувства и помогает разрешать проблемы, которые сковывают разум и сердце.
Самая «юная» ветвь психотерапии называется кинотерапией. Ее основатель – доктор Вудер – составил целые списки кинокартин, которые подходят для просмотра пациентам, страдающим определенными психическими и нервными расстройствами.
Количество фильмов в этих списках увеличивается с каждым годом, да и сама терапия совершенствуется и все больше необходима людям.
Технология кинотерапии предполагает:
- осмысление и признание проблемы;
- установление вероятных причин появления проблемы;
- нахождение внутренних резервов для преодоления тяжелых обстоятельств;
- появление новых шансов выхода из трудной ситуации;
- побуждение к принятию обдуманного решения.
У кинотерапии более десятка целей, основными из них признаны следующие:
- Изучение и осмысление самого себя.
- Обучение осознанному сопереживанию эмоциональному состоянию другого человека.
- Нахождение путей выхода из трудных жизненных ситуаций.
- Решение душевных конфликтов.
- Анализ личных переживаний, действий.
- Понимание многомерности образа, решения и человека.
Сходные задачи стоят и перед библиотерапией, которая посредством чтения книг обогащает опыт пациентов. Но для лечения нервных расстройств оптимальной терапией все-таки является просмотр фильмов для пожилых людей.
Фильм – это визуализированные, «ожившие» на экране образы, эмоциональное звуковое сопровождение.
К тому же просмотр фильма для пожилых занимает меньше времени, чем чтение книги, поэтому пациенты меньше устают, а благодаря эмоциональности фильма – больше вовлекаются в процесс, более сопереживают.
Специалисты отмечают, что один и тот же фильм для пожилых людей может действовать по-разному. Но с точки зрения психологии результат почти всегда оказывается одинаковым.
Психолог, действуя посредством кинотерапии, дает пациенту:
- стимул к разрешению душевных конфликтов;
- понимание причин своего самочувствия, поступков и принятых решений;
- уроки жизни, основанные на чужом опыте и собственном чувственном переживании;
- побуждение к действию, принятию решений, и собственно, к самой жизни.
- Пройдя курс лечения кинотерапией, пациент становится более восприимчив к радостям жизни, начинает лучше понимать людей, причины своих собственных и чужих поступков, растет в духовном плане.
- Психологи отмечают также рост активности человека, повышение способности принимать решения в трудных жизненных обстоятельствах и укрепление нервной системы пациентов.
Психотерапевт при организации и проведении просмотра фильма для пожилых людей должен быть внимателен ко всем деталям мероприятия.
Если пациентов во время сеанса что-то будет отвлекать, мешать восприятию, то просмотр фильма для пожилых пациентов окажется в лучшем случае бесполезным, не дающим положительного эффекта.
В худшем – даст неожиданный эффект, оставит от фильма не те впечатления, которые планировалось дать больным. Лечащий врач всегда должен помнить – вся ответственность за проведение киносеанса для пожилых людей полностью лежит на нем.
При организации сеанса кинотерапии нужно соблюдать некоторые простые правила.
-
Сеанс должен быть групповым.
-
Группа должна быть сформирована по принципу социальной однородности пациентов (примерно одинаковый возраст, аналогичные мотивации, уровень эмпатии пациентов).
-
Во время сеанса психотерапевт должен иметь возможность наблюдать за каждым членом группы, а после окончания – выслушать мнения всех зрителей в течение 20 минут. Поэтому для просмотра фильмов для пожилых людей нужно формировать небольшие группы.
-
Фильм для пожилых людей по длительности не должен превышать двух часов.
Сеансы кинотерапии имеют определенную последовательность шагов, которые пациент должен пройти с куратором. Есть свои правила проведения каждого этапа.
Первый этап – выбор фильма для пожилых людей и подготовка места проведения сеанса кинотерапии. Для достижения наилучшего эффекта фильм нужно выбирать в первую очередь по сюжету.
Важно, чтобы в фильме говорилось о проблемах, которые понятны и близки всем участникам группы.
Тогда зрители старшего и пожилого возраста смогут ассоциировать себя с героями, ставить себя на их место и сопереживать.
Второй этап – собственно просмотр фильма. Психотерапевт должен позаботиться о том, чтобы пациентов во время сеанса ничто не отвлекало от фильма, а места для просмотра были удобными.
Третий этап – обсуждение фильма. Этот этап в кинотерапии самый важный. Пациенты должны подвести итоги, обсудить действия героев, одобрить или не одобрить их поступки. С помощью анализа фильма пожилые зрители учатся сами принимать решения, оценивать свои поступки, проводить самоанализ и взаимодействовать с другими людьми.
Фильмы для пожилых людей – список
- «Бабушка (Grandma)», реж. Пол Вайц, 2015;
- «Бульвар (Boulevard)», реж. Дито Монтиель, 2014;
- «Вверх (Up)», реж. Пит Доктер, Боб Питерсон, 2009;
- «Вдали от нее (Away from Her)», реж. Сара Полли, 2006;
- «Век Адалин (The Age of Adaline)», реж. Ли Толанд Кригер, 2015;
- «Ворошиловский стрелок», реж. Станислав Говорухин, 1999;
- «Ворчун (Mielensäpahoittaja)», реж. Доме Карукоски, 2014;
- «Все путем (Everybody’s Fine)», реж. Кирк Джонс, 2009;
- «Второе дыхание (Used People)», реж. Бибан Кидрон, 1992;
- «Второй шанс (Danny Collins)», реж. Дэн Фогельман, 2014;
- «Вы чье, старичье?», реж. Иосиф Хейфиц, 1988;
- «Гарри и Тонто (Harry and Tonto)», реж. Пол Мазурски, 1974;
- «Геронтофилия (Gerontophilia)», реж. Брюс Ла Брюс, 2013;
- «Гранд Торино (Gran Torino)», реж. Клинт Иствуд, 2008;
- «Дальше – тишина…», телеверсия спектакля Театра имени Моссовета, реж. Валерий Горбацевич, Анатолий Эфрос, 1978;
- «Дамы в лиловом (Ladies in Lavender)», реж.Чарльз Дэнс, 2004;
- «Девочки из календаря (Calendar Girls)», реж. Найджел Коул, 2003;
- «Джинджер и Фред (Ginger e Fred)», реж. Федерико Феллини, 1985;
- «Дневник памяти (The Notebook)», реж. Н.Кассаветис, 2004;
- «Дом из маленьких кубиков (La Maison en petits cubes)», реж. Кунио Като, 2008;
- «Еще один год (Another Year)», реж. Майк Ли, 2010;
- «Земляничная поляна (Smultronstället)», реж. Ингмар Бергман, 1957;
- «Зимние розы (Des Roses en Hiver)», реж. Лоренцо Габриэль, 2014;
- «И жизнь, и слезы, и любовь», реж. Николай Губенко, 1983;
- «Квартет (Quartet)», реж. Дастин Хоффман, 2012;
- «Клуб женщин», реж. Владимир Фокин, 1987;
- «Кокон (Cocoon)», реж. Рон Ховард, 1985;
- «Красиво уйти (Going in Style)», реж. Мартин Брест, 1979;
- «Кус-кус и барабулька (La graine et le mulet)», реж. Абделатиф Кешиш, 2007;
- «Летний домик (The Summer House)», реж. Уорис Хуссейн, 1993;
- «Лучшие дни впереди (Les beaux jours)», реж. Марион Верну, 2013
- «Любовь (Amour)», реж. Михаэль Ханеке, 2012;
- «Люди будут съедены (Mennesker bliver spist)», реж. Эрик Клаусен, 2015;
- «Миссис Харрис едет в Париж (Mrs. ‘Arris Goes to Paris)», реж. Энтони Пуллен Шоу, 1992;
- «Молодость (Youth)», реж. Паоло Соррентино, 2015;
- «Морщинки (Arrugas)», реж. Игнасио Феррерас, 2011;
- «Моя старушка (My Old Lady)», реж. Израэль Хоровиц, 2014;
- «На девятом небе (Wolke 9)», реж. Андреас Дрезен, 2008;
- «На золотом пруду (On Golden Pond)», реж. Марк Райделл, 1981;
- «Небеса обетованные», реж. Эльдар Рязанов, 1991;
- «Небраска (Nebraska)», реж. Александр Пэйн, 2013;
- «Ода к радости», реж. Сергей Айрапетов, 2011;
- «Остров», реж. Павел Лунгин, 2006;
- «Отель «Мэриголд»: Лучший из экзотических (The Best Exotic Marigold Hotel)», реж. Джон Мэдден, 2011;
- «Отель «Мэриголд»: заселение продолжается (The Second Best Exotic Marigold Hotel)», реж. Джон Мэдден, 2015;
- «Отец (Dad)», реж. Гари Дэвид Голдберг, 1989;
- «О Шмидте (About Schmidt)», реж. Александр Пэйн, 2002;
- «Переписывая Бетховена (Copying Beethoven)», реж. А.Холланд, 2006;
- «Пока не сыграл в ящик (The Bucket List)», реж. Роб Райнер, 2007;
- «Последний урок (La dernière leçon)», реж. Паскал Пузаду, 2015;
- «Последнее танго в Галифаксе (Last Tango in Halifax)», реж. Эрос Лин, Сэмюэл Донован, Джилл Робертсон, 4 сезона, 2012;
- «Последняя из блондинок-красоток (The Last of the Blonde Bombshells)», реж. Гиллис МакКиннон, 2000;
- «Послесловие», реж. Марлен Хуциев, 1983;
- «Поэзия (Shi)», реж. Ли Чан Дон, 2010;
- «Продлись, продлись, очарованье…», реж. Ярополк Лапшин, 1984;
- «Простая история (The Straight Story)», реж. Дэвид Линч, 1999;
- «Реальные парни (Stand Up Guys)», реж. Фишер Стивенс, 2012;
- «Робот и Фрэнк (Robot & Frank)», реж. Джейк Шрейер, 2012;
- «РЭД (RED)», реж. Роберт Швентке, 2010;
- «Самый быстрый Индиан (The World’s Fastest Indian)», реж. Роджер Дональдсон, 2005;
- «Семь стариков и одна девушка», реж. Евгений Карелов, 1968;
- «Смерть господина Лазареску (Moartea domnului Lazarescu)», реж. Кристи Пую, 2005;
- «Стажер (The Intern)», реж. Нэнси Майерс, 2015;
- «Старик (Shal)», реж. Ермек Турсунов, 2012;
- «Старики-разбойники», реж. Эльдар Рязанов, 1971;
- «Starперцы (Last Vegas)», реж. Джон Тертелтауб, 2013;
- «Старые ворчуны (Grumpy Old Men)», реж. Дональд Питри, 1993;
- «Столетний старик, который вылез в окно и исчез (Hundraåringen som klev ut genom fönstret och försvann)», реж. Феликс Хернгрен, 2013;
- «Сюрприз старины Неда (Waking Ned)», реж. Кирк Джонс, 1998;
- «Третий акт (The Magic of Belle Isle)», реж. Р.Райнер, 2012;
- «Умберто Д.(Umberto D.)», реж. Витторио Де Сика, 1952;
- «У них все хорошо (Stanno tutti bene)», реж. Джузеппе Торнаторе, 1990;
- «Уступи место завтрашнему дню (Make Way for Tomorrow)», реж. Лео МакКери, 1937;
- «Филомена (Philomena)», реж. Стивен Фрирз, 2013;
- «Флорида (Floride)», реж. Филипп Ле Гюэ, 2015;
- «Цвет сакуры (Kirschblüten – Hanami)», реж. Дорис Дерри, 2007;
- «Человек и его собака (Un homme et son chien)», реж. Франсис Юстер, 2008;
- «Шофер мисс Дэйзи (Driving Miss Daisy)», реж. Брюс Бересфорд, 1989;
- «Эльза и Фред (Elsa y Fred)», реж. Маркос Карневале, 2005;
- «Я увижу тебя в своих снах (I’ll See You in My Dreams)», реж. Бретт Хейли, 2015.
Сайты, где можно посмотреть фильмы для пожилых людей онлайн
- Онлайн-кинотеатр ivi.ru
- Kinokladovka.com
- КиноХиты
- Фильмы о людях пожилого возраста
- Фильмы про пожилых людей
Лечение нервных расстройств у пациентов старшего возраста будет успешнее благодаря просмотру фильмов для пожилых людей. Сопереживая героям, ставя себя на их место, пожилые пациенты учатся принимать правильные решения, стойко выдерживать удары и превратности судьбы, сохраняют и восстанавливают психологическое здоровье. Все это помогает пожилым людям взаимодействовать с окружающими.
Кроме того, просмотр фильмов для пожилых людей – это еще и возможность заново обрести себя, избавиться от гнетущих мыслей о собственной ненужности и бесполезности.
И даже если у пожилого пациента все в порядке с психологическим здоровьем, кинотерапия все равно будет ему полезна. Подходящий фильм поможет пожилому человеку разобраться в себе, в своих отношениях с миром и людьми и даже поставить новые цели и наметить пути их достижения.
Источник: https://pansionat-osen.ru/poleznye-materialy/filmy-dlya-pozhilyh/
Щербинина Н.В. Методика организации кинотерапии для пожилых людей в ОГАУСО «Марковский геронтологический центр»
Актуальность.
За последние годы средняя продолжительность жизни людей пожилого возраста в Марковском геронтологическом центре увеличивается. Так с 79,7 в 2011 году до 81,2 в 2013 году.
У этой социальной группы населения, ввиду изменений состояния здоровья, социального статуса и образа жизни, возникают затруднения в социально-бытовой сфере и психологической адаптации к новым условиям. Это невольно отражается на их жизненной позиции, стиле общения, ценностных ориентациях и эмоциональной сфере.
В результате тестирования пожилых людей, проживающих в Центре, нами определены наиболее типичные проблемы, препятствующие пожилым людям иметь позитивную жизненную позицию и продуктивно участвовать в общественной жизни Центра и общества в целом.
Таковыми являются: развитие неадекватного восприятия себя как личности; переживание состояния тревоги и депрессии; ухудшение состояния здоровья обусловленное естественными процессами старения; плохая адаптация к быстро меняющимся социально-экономическим условиям; нарушение системы межличностных коммуникаций; наличие личностных, кризисных ситуаций и др.
Вышеперечисленные проблемы изменяют ценностные ориентации пожилых людей, что негативно отражается на их восприятии, эмоциональной сфере, выборе действий, а соответственно и жизненной позиции.
Выявленные проблемы явились мотивом для внедрения в работу наряду с уже имеющимися методами работы инновационного метода групповой терапии как кинотерапия.
Кинотерапия — это групповой метод терапии, предполагающий просмотр популярных художественных кинофильмов с последующим обсуждением в группе. Всегда творческий увлекательный процесс самопознания в комфортной атмосфере и с беседой после фильма. Кинотерапия помогает людям лучше понимать себя и окружающих, учит управлять своей жизнью.
Кино – это целый мир. Мир красивый и страшный, радостный и грустный, хороший и злой, цветной и черно-белый. Это мир истории и современности, действительности и сказки, любви и ненависти.
Кино обожают все от мала до велика, ведь просмотр кинофильма – процесс интересный и познавательный. Кино доставляет наслаждение, скрашивает досуг, поднимает настроение либо, напротив, наводит на печальные мысли. Кино способно вызывать у зрителя самые различные эмоции – хохот и слезы, печаль и удовлетворенность.
В кинотерапии фильм используется как средство самопознания и раскрытия внутренних резервов личности; как средство эффективной саморегуляции; как инструмент налаживания межличностных и межгрупповых взаимоотношений.
Кино, подобно зеркалу, позволяет увидеть в героях и сюжете фильма, самих себя, своих близких, свои поступки. Оно предлагает взглянуть на проблемную ситуацию со стороны, оценить происходящее, сделать выводы и подталкивает к принятию единственно верного решения.
Фильм — это своего рода метафора, в которой можно увидеть отражение определенной жизненной ситуации. Он позволяет со стороны посмотреть на собственные трудности. Чтобы оказывать терапевтическое действие, сюжет фильма должен иметь сходство с ситуацией, в которую попал клиент, и предлагать продуктивный выход из нее.
Кино отображает нашу жизнь и очень часто в героях, событиях и ситуациях фильмов мы узнаем себя и своих близких. Каждый участник найдет для себя ответ именно на свой вопрос, так как видение и интерпретация столь же неповторимо, как и индивидуальность.
Всем знакома ситуация, когда одно событие интерпретируется людьми по-разному, а иногда и противоположно. Наше сознание в процессе жизни может искажаться, и все окружающее воспринимается через скрытые «фильтры» нашего сознания. Материал фильма используется как средство выявления в человека «скрытых» мотивов и подсознательных установок, искажающих реальность.
В первую очередь кинотерапия интересна тем, что с ее помощью пожилой человек через просмотр фильма может получить для себя какие-то немаловажные ресурсы: найти и в дальнейшем использовать новый способ поведения в той или иной проблемной ситуации, посмотреть на проблему с другой точки зрения, разглядеть в своем положении много положительных моментов, которые ранее он не замечал и т.п. Взгляд со стороны и получение опыта всегда очень важны и полезны, тем более, когда процесс их приобретения также приятен и интересен, как просмотр кинофильма.
Цель:
- Личностный рост. Развитие самосознания (познания себя, изменение отношения к себе, регуляция поведения).
- Формирование позитивного мышления, психокоррекция личности пожилого человека.
Задачи:
- Развитие навыков решения психологических проблем пожилого человека с помощью подобранного фильма;
- Организация содержательного досуга пожилых людей;
- Социальная реабилитация и адаптация пожилых людей.
Практическое воплощение:
I этап – подготовительный.
- Формируется группа потенциальных кинозрителей по возможности с более или менее общими психологическими проблемами (депрессия, потеря близкого человека, межличностные отношения, взаимосвязь поколений и др.).
- В зависимости от поставленных задач выбирается художественный фильм, отражающий проблему группы пожилых людей, пришедших на сеанс и побуждающий к переосмыслению своей жизни.
- Ведущий кинотерапии составляет план программу проведения занятий, обязательно просматривает и анализирует фильм, чтобы избежать непредвиденных реакций.
- Ведущий готовит дополнительную информация к фильму: история создания фильма, информация, о людях снявших и сыгравших в фильме, дает рекомендации на что или на кого именно из героев фильма обратить особое внимание.
- Фильм должен являться высокохудожественным произведением, иметь строгую и чёткую тематическую линию. Выбираются фильмы, которые по времени не превышают 120 минут, учитывая особенности здоровья участников мероприятия.
- Занятия проводятся 1 раз в месяц, группа 5-10 человек.
II этап – основной.
- Просмотр художественного фильма
III этап – заключительный.
- По завершению просмотра идёт активное обсуждение фильма. Участники высказывают мысли и чувства, вызванные просмотром фильма.
- Высказываются все желающие, сообщая о том, что запомнилось из фильма, что вызвало наибольшее впечатление. Особое внимание при обсуждении фильма уделяется главным героям, анализируются чувства, мысли, реакции, которые вызвали у участников занятия те, или иные персонажи.
- Затем ведущий занятия обобщает то, что высказали участники группы, без обращения к личностям, дает перечень чувств и проблем, которые вскрыл фильм. После анализирует мысли, идеи, которые возникли во время просмотра и обсуждения.
- Вся группа принимает активное участие в обсуждении фильма, это ведет к повышению личностной значимости и объединению коллектива.
Пожилым людям и инвалидам, проживающим в Марковском геронтологическом центре и посещающим сеансы кинотерапии предлагаются для просмотра следующие фильмы, в зависимости от поставленной цели занятия:
- «Сверстницы» В.Ордынского – целеустремленность, уверенность в себе;
- «Разные судьбы» Л.Лукова, «Как стать счастливым» Ю.Чулюкин, «Жизнь одна» В. Москаленко – терпимость, перемены к лучшему;
- «Неоконченная повесть» Ф.Эрмлера, «Всегда говори «Да» – личность, вера в себя, преодоление себя;
- «Дон Жуан де Марко» — при жизненном утомлении;
- «Вкус жизни», «Папа», «Жизнь как она есть», «О родителях и детях» – о взаимоотношениях с детьми, внуками, между людьми;
- «Старики разбойники», «И жизнь и слезы и любовь», «Кадриль», «Старые клячи», «Бабуся» — о пожилых людях, взаимоотношениях;
- «Девчата», «Служебный роман», «Любовь и голуби» и др. — для поднятия настроения.
Заключение.
Использование кино как психолого-педагогического инструмента позволяет снимать напряжение, учиться рефлексии и сопереживанию, развивать интеллектуальную и эмоционально-волевую сферы, то есть социально-психологическую компетентность в целом.
Это и знакомство с различными социальными типажами (типами темперамента, особенности характера, социальными ролями) и обучение взаимодействию с ними, а также тренировка внимания, памяти, наблюдательности, навыков формулирования суждений, умения слушать и слышать, формирование эстетического вкуса и художественно-творческих способностей.
А еще занятия помогают справляться с психологическими трудностями в повседневной жизни. Просмотр и обсуждение фильма позволяют пожилому человеку высказать свою точку зрения, стать услышанным и принятым окружающими, услышать мнение другого человека и попытаться его понять. Все вместе это означает осознать свои проблемы и получить возможность с ними справиться.
Подготовила:
Заместитель директора
по социальной работе Н.В. Щербинина
Библитотекарь О.Г. Стахурская
Источник: https://kinoterapia.info/theoretics-cinematherapy/sherbinina-metodika-organizazii-kinoterapii-dla-pogilyh-ludej/
Кинотерапия: 50 фильмов для психотерапии души и отношений
Ольга Литвякова, психолог-консультант: Когда все валится из рук, образуются долги, кризис дает о себе знать, начинаются проблемы на работе, с друзьями, когда плохо на душе или когда дети раздражают, а муж бесит, когда просыпается ярость к себе или ненависть ко всему окружающему миру, когда депрессия или тоска начинают заполнять все внутренне и внешнее пространство и при этом не с кем поговорить, — подруги не понимают, либо надоели своим хвастовством и глупым всезнайством, а на терапевта то ли нет денег, то ли желания, — что делать в такой ситуации? Этот ком – а это действительно ком проблем, которые, начинаясь с одной, обрастают, как снеговик зимой, туловищем, головой, руками и ногами, — можно ли его остановить? Как это сделать и при помощи чего?
Терапевт, конечно, – это идеально, поскольку только другой взгляд, тем более взгляд профессионала, способен докопаться до причины проблемы, которая, как правило, зарыта глубоко в детстве. Ни что просто так не происходит в нашей жизни, ни одно событие просто так не случается.
Каждое событие – это продолжение нерешенного урока, преподанного когда-то ранее и задача — как можно грамотнее его «перепройти», сделав нужные выводы и изменив что-то в себе. И тогда, поверьте, он никогда не повторится.
Никогда больше не встретится «не тот парень», вторая жена не окажется сварливой, на работе будут уважать, а дети начнут учиться на «хорошо» и «отлично».
Но терапевт это в идеале, а что можно сделать самостоятельно и, желательно, без особого напряжения и с максимальным комфортом?
Любой психолог раскритикует данную позицию. Однако, будьте уверены: движение – это движение, даже если это движение мысли в комфортных условиях за чашечкой душистого чая. Если вы не готовы к чему-либо большему, не вините себя за это, — значит ваше время пока что не пришло. Оно обязательно придет.
Что делать? Начните смотреть кино. Но выбирайте фильмы по теме вашей проблемы, чтобы в них присутствовала актуальная вам проблематика и были показаны пути выхода из нее.
Такая терапия называется кинотерапией и рассчитана на совместную работу с терапевтом, однако подходит и для самостоятельной работы над собой.
Кинотерапия
Кинотерапия это одно из направлений арт-терапии, которое заключается в просмотре и обсуждении фильмов совместно с психологом.
Фильм является средством многоуровневого воздействия на психику и организм в целом – через аудио-визуальную систему.
Все функциональные компоненты фильма — сценарий, прописанные диалоги, музыка, визуальный ряд (мимика и жесты актеров, декорации, места съемки и пр.) – несут колоссальную информационную и психологическую нагрузку.
Фильм становится становится причиной возникновения самых разных эмоций человека, вызываемых отношением к героям фильма, к их особенностям, к чертам их характера, манере поведения, общения и пр. В процессе просмотра происходит идентификация с одним или несколькими героями фильма.
То есть отождествление с персонажем, когда устанавливается эмоциональная связь между вами и героем фильма и происходит внутреннее бессознательное, либо осознаваемое принятие, интеграция, его нравственных, моральных, общечеловеческих ценностей в вашу психическую реальность.
В результате происходит бессознательное уподобление, либо открытое подражание экранному образцу. Этот процесс свойственен не только при просмотре фильмов, он лежит в основе формирования психики человека и, в основном, оказывает влияние в самый сенситивный период жизни человека – в его детстве.
Именно идентификация – принятие ценностей другого – лежит в основе процесса воспитания и формирования личности.
Лишь недавно, в 1990-х годах, появилась теория, объясняющая данный процесс с нейробиологической точки зрения — с позиции теории зеркальных нейронов, открытых итальянским нейробиологом Джакомо Ризолатти.
Зеркальные нейроны реагируют на поступающую в мозг информацию и, после обработки, вызывают эмоцию, аналогичную увиденному.
Именно поэтому при глубоких депрессиях или людям чрезмерно сензитивным (чувственным), не рекомендуется смотреть «кровавые» новости и фильмы.
Так, фильм можно рассматривать в качестве «зрительного активатора» всей нейрофизиологической системы организма. Воспроизводимые на экране сюжеты пробуждают нервные клетки – так называемые зеркальные нейроны, функция которых заключается в отражении увиденного.
Как только эти клетки (зрительные нейроны) отражают чужое поведение или движение, в теле наблюдателя появляется ощущение этого действия, как если бы он сам его совершал. Это свойство клеток мозга сегодня используют при лечении инсультов, аутизма, последствий травм.
Для этого создают специальный фильм с определенным набором необходимых движений и показывают его больному. Увиденные движения возбуждают зеркальные моторные нейроны и запускается процесс восстановления потерянных функций.
Такой подход, назвали action-observation therapy («терапия действия и наблюдения»). Однако кроме моторных нейронов, которые запускают действие, есть зеркальные нейроны, отвечающие за эмоции.
Эмоциональные зеркальные нейроны реагируют на мимику, жесты, позы – все то, что передает эмоции.
Таким образом эмоция становится «заразной»: мы видим улыбку и в нашем мозгу активируются эмоциональные зеркальные нейроны, вызывающие аналогичные ощущения.
Конечно, это всего лишь нейробиологический фрагмент сложной психофизиологической системы человек-среда, но он приближает к пониманию механизмов влияния на психику человека.
С этой позиции можно рассматривать влияние кино и «экранизированной информации» (документальные фильмы) на психическое состояние – настроение, мысли, появившиеся убеждения, желание что-то изменить и измениться самому, мотивацию, волю и пр.
Кинотерапия появилась около тридцати лет назад, совершенно случайно. Ее основал английский психотерапевт Берни Вудер.
В процессе терапевтического сеанса Берни Вудер столкнулся с трудностью в понимании запутанных эмоций пациентки, переживающей предательство партнера, вдруг он понял, что вспоминает сцену из фильма «В порту», иллюстрирующую проблему пациентки.
Будучи киноманом (Берни Вудер с детства увлекался кино), он решил составить список фильмов, сюжеты которых могли бы способствовать терапии. Результаты превзошли все ожидания.
Фильм «На исходе дня» помог клиентке понять негативные последствия, к которым приведет ее нежелание что-либо менять в своей жизни. Фильм «Роки» послужил фасилитатором роста благосостояния неуверенного в своем завтрашнем дне бизнесмена.
Положительный терапевтический эффект, как оказалось, несли в себе и на первый взгляд деструктивные фильмы: «Пролетая над гнездом кукушки» сподвиг священнослужителя, осознавшего благодаря фильму свой страх стать жертвой системы, отправиться в поход.
Конечно же, как уже говорилось выше, кинотерапия, как и любая другая терапия, предполагает наличие терапевта.
Взгляд со стороны всегда ценен и незаменим, поскольку придает анализу ситуации, психологическому и ментальному состояниям дополнительный потенциал возможных комбинаций углов зрения на проблему и на способы ее решения.
Только терапевт может понять, над какой проблемой следует работать, какой мыслительный автоматизм является деструктивным, какая негативная базовая эмоция становится смыслообразующей и целеполагающей, толкающей в данный момент в тиски негативной ситуации.
Поэтому, кино можно использовать для самостоятельной проработки незначительных эмоциональных проблем (при тяжелых депрессиях без терапевта бывает трудно обойтись), других проблем, описанных выше, пониженного эмоционального фона, самопознания, саморазвития, личностного роста.
С чего начать?
- Настройте себя на то, что на этот раз вы будете смотреть фильм с терапевтической целью.
- Определитесь с проблемой, которую вы хотите решить в своей жизни. Это может быть эмоциональная проблема, вопрос взаимоотношения с партнером, затруднительная жизненная ситуация, трения с начальством и пр.
- Подберите фильм с подходящей тематикой, для этого вы можете проконсультирвоаться с друзьями и коллегами, поискать в Интернете. В интернете существуют тематические форумы, достаточно набрать в поисковике «смотреть фильм о …», — и далее название интересующей вас проблемы. Внимательно изучите аннотации к фильмам и комментарии.
- Определите приемлемый для вас жанр фильма, ведь есть фильмы, которые вы не будете смотреть даже перед дулом пистолета. Не заставляйте себя, начните прислушиваться к себе, к своим вкусам, что, кстати, тоже может стать поводом для самоанализа.
Помните, что даже в боевике среднего уровня или в «мыльной опере», при желании и определенном опыте, можно найти все то, что необходимо для работы над собой.
- Выбирайте фильмы с «хорошим концом» и исключите ужасы (хоррор). Хотя, следует оговориться, выбор зависит от характерологических особенностей человека.
Вы можете не любить мелодрамы (фильмы с плохим финалом), однако это может свидетельствовать о наличии у вас нерешенной психологической проблемы.
Если вы находитесь в терапии, терапевт, скорее всего, нацелит фоку своего внимания на проработку этой проблемы и после совместного просмотра фильма, в процессе обсуждения, через переживание негативных эмоций, сможет увидеть и показать вам их причины, сокрытые в бессознательном.
Однако, если вы работаете самостоятельно, будьте осторожны: выбирайте фильмы, негативные эмоции от которых вы в состоянии «переработать» самостоятельно! Иначе ситуация можете усугубиться.
- В процессе просмотра наблюдайте за поведением и высказываниями героев, за их манерой держаться, за их эмоциями, особенностями характера, отмечайте, что вам нравится и не нравится в их поведении, в их выборе методов воздействия друг на друга и способов решения ситуаций.
- После просмотра фильма проанализируйте его, желательно это сделать не позднее, чем через 20-30 минут.
- Кто из героев оказался наиболее вам симпатичен, кто вызвал противоположные чувства. Что вы чувствуете по отношению к каждому. Какие из качеств персонажей вам понравились, какие – нет. Считается, что нас раздражает в других то, что мы не принимаем в себе.
Не ищите опровержение этой мысли, а попробуйте, взяв ее за основу, взглянуть на раздражающие вас недостатки героев фильма по-новому.
- Подумайте, какие эмоции он всколыхнул в вас, что задело больше всего, что понравилось, что – нет. Что бы вы сделали так же, как это делали понравившиеся вам герои (герой) фильма, что – по-другому.
Исходя из знания, что нет ничего случайного, попробуйте найти причину в глубине своей личности, своего характера, которая повлияла на рождение той или иной эмоции, того или иного отношения (положительного, отрицательного или нейтрального).
Вспомните, какие ситуации в вашей жизни были похожи на увиденные, как вы вели себя в аналогичных ситуациях, что можно было бы изменить, что вы хотели бы изменить, а что – нет.
- Если, вдруг, выбор просмотренного фильма был неудачен, и настроение ухудшилось, а жизненная ситуация стала выглядеть еще более устрашающей, позвоните подруге или другу, обсудите с ней или с ним волнующие детали. Важно, с кем бы то ни было проговорить свои эмоции, услышать другое мнение.
Кинотерапия прекрасно подойдет для налаживания отношений со своим партнером, родителями и детьми. Если вам не о чем говорить с детьми или с супругом/супругой, а вы хотите стать с ними ближе, заведите за правило совместный просмотр фильмов, не обязательно каждый день, но желательно регулярно и с обязательным обсуждением. Фильм способен стать идеальной причиной и площадкой, как для общения, так и для решения конфликтных ситуаций посредством кино – ненавязчивого, но эффективного нравоучительного тренажера, сила воздействия которого увеличивается в процессе обсуждения и заострения необходимых моментов. Помните, — воспитание, как и обучение – это бесконечная череда повторений. Сделайте их интересными и увлекательными, как для себя, так и для других.
Так же кинотерапия используется при лечении разных видов зависимости, но это уже в присутствии терапевта.
Берни Вудер составил список фильмов, рекомендовав их для решения разных жизненных проблем. Со времен изобретения Вудером кинотерапии появилось много замечательных фильмов, более того, как уже говорилось, у каждого зрителя есть свои жанровые предпочтения. Обратите внимание на современные документальные фильмы, многие из которых не уступают захватывающим блокбастерам и фэнтези.
Вот лишь некоторые фильмы из тех, которые можно рекомендовать в качестве вспомогательного материала для решения жизненных и личностных проблем. Список, изначально составленный Б.Вудером, я дополнила современными фильмами и актуальными проблемами, эффективность фильмов была подтверждена в моей терапевтической практике.
Проблемы | Фильмы | Краткое описание тематики фильмов |
1. Сила воли | «Железная воля», «Роки», «Лоуренс Аравийский», «Покорители волн» (2012), «Побег из Шоушенка» (1994), «Жизнь прекрасна» (2011) |
Фильмы повествуют о воле, решимости и мотивации, побуждающих к действию. «Покорители волн» — об упорстве и силе идти к цели не взирая ни на что. |
2. Горе, потеря близкого человека, разбитое сердце | «Верно, безумно, глубоко» (1990), «Привидение» (1990), «Большие надежды» (2012), «Жутко громко и запредельно близко» (2011) | Речь идет о ценности жизни и (в фильме «Большие надежды») — о фатальной разрушительной силе горя. «Жутко громко и запредельно близко» — фильм очень тяжелый, поэтому лучше его смотреть, если есть человек, с которым потом его можно будет обсудить, однако он хорошо иллюстрирует, как активные действия и присутствие близкого человека помогают «прожить» горе потери. |
3. Долги | «Прорва» (The Money Pit) (1986) | Комедия «Прорва» помогает найти силы для выхода из сложившейся ситуации, посмотрев на нее с другой, совершенно неожиданной, стороны. |
4. Неуверенность, застенчивость, робость |
«Ширли Валентайн» (1989), «Свадьба Мюриель» (1994), «Самая обаятельная и привлекательная» (1985), «Невероятная история Уолтера Митти» (2013), «Амели» (2001), «Школа негодяев» (2006) | Вудер часто рекомендовал фильм «Ширли Валентайн» женщинам в возрасте, что помогало им найти новую опору для принятия неизбежных перемен. |
5. Скука, хандра | «Воспитание Риты», «Театр» (1978), сериал «Долгая дорога в дюнах», «Скука» (1963), Документальный фильм «Скука» (2012) |
Фильм «Воспитание Риты» помогает сделать шаг и выйти за рамки привычной рутины. |
6. Агрессия, злость, гнев | «Управление гневом» (2003), «Анализируй это» (1999) | Фильм «Управление гневом» позволит начать самоанализ причин агрессии и поразмышлять над способами ее преодоления. |
6. Кризис в отношениях | «Перед рассветом» (1995), «Перед закатом» (2004), «Чужая родня» (1955), «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975) | Проблематика фильмов заставляет задуматься над тем, что наиболее важно для вас в отношениях. |
7. Внебрачная связь | «Мосты округа Мэдисон» (1995), «Лолита» (1997), «Любовники» (2008) | Какой сделать шаг, что важно, и чем следует поступиться. «Любовники» — печальная и жизненная история о знакомых для многих душевных терзаниях и проблеме выбора. |
8. Депрессия, потеря смысла жизни | «1+1/Неприкасаемые» (2012), «Унесенные ветром» (1939), «Пока не сыграли в ящик» (2007), «Всегда говори «Да»» (2008), «Блондинка в законе» (2001) | Фильмы, вселяющие надежду и побуждающие к действию. |
9. Фильмы для самоанализа и самопознания | Сериал «Пациенты» (In treatment) | В сериале «Пациенты» главное действующее лицо – психоаналитик, место и время действия – психоаналитический сеанс. Много историй и способов решения проблем. Ирвин Ялом, посетивший Москву весной 2014 года, на пресс-конференции сказал, что фильм «Пациенты» следовало бы посмотреть каждому человеку, тогда проблем стало бы меньше. |
10. Проблемы с работой, карьерой, жизненный тупик | Фильмы придают уверенности в своих силах, мобилизуют, помогаю настроиться на рабочий лад. «Деловая женщина» показывает, что значит «сделать саму себя». | |
11. Предрасположенность к зависимости | «На игле» (1996), «Друг» (1987), «Убей меня» (2007) | Деградация личности не всегда фатальна, иногда все можно изменить, даже свою жизнь и судьбу. Об этом рассказывают эти картины, причем серьезно — фильм «На игле», а с большим юмором – две другие трагикомедии. |
12. Фильмы для развития ментальных способностей, для тех, кто интересуется «технологиями чтения» человека, манипуляторными техниками, техниками воздействия |
Сериалы: «Пациенты» (In treatment, — сериал), «Обмани меня», «Шерлок», «Доктор Хаус», «Менталист», Фильмы: «Иллюзия обмана» |
Описание сериала «Пациенты» см.в п.9. Великолепные наглядные «видеоматериалы» для освоения техник коммуникации, «калибровки ума» и саморазвития. |
Источник: https://soznatelno.ru/kinoterapiya-50-filmov-dlya-psixoterapii-dushi-i-otnoshenij/
Российские психологи назвали 30 фильмов с терапевтическим эффектом
Телеканал «Синема» совместно с российскими психологами составил список из 30 фильмов, обладающих глубоким терапевтическим эффектом, сообщила порталу tvkinoradio.ru пресс-служба компании «Цифровое телевидение».
Отмечается, что около 80% специалистов применяют кинотерапию как метод психотерапии в своей практике, из них 42% назначают ее почти каждому клиенту, 38% — каждому третьему пациенту. В опросе приняли участие 30 психологов.
В универсальную «киноаптечку», которая поможет справиться с различными эмоциональными состояниями, вошли «мотивирующие и вдохновляющие» фильмы «Рокки», «Форрест Гамп», «Коко до Шанель».
Помогают справиться с потерей, расставаниями картины «Прерванная жизнь», «Дневник памяти», «Проблеск надежды», «Привидение»; с проблемами, связанными с домашним насилием, — «Мой король», «В постели с врагом». Желающим побороть страхи и фобии специалисты рекомендуют посмотреть «Король говорит», «Пролетая над гнездом кукушки».
«Увидеть свет в конце тоннеля и найти в себе силы двигаться дальше» помогут ленты «Рэй», «Побег из Шоушенка»; справиться с депрессивным расстройством — «Ангел за моим столом», «Часы», «Две жизни», «Обыкновенные люди», «Всегда говори «Да», «День сурка», «На грани».
Преодолеть кризис в отношениях можно с помощью фильмов «Перед рассветом», «Перед закатом», «Другой мужчина», «История о нас», «Москва слезам не верит». Побороть вредные привычки помогают картины «На игле», «Реквием по мечте», справиться со стрессом — «Унесенные ветром», принять решение — «Белое солнце пустыни», справиться с неврозом — «Криминальное чтиво».
Как объяснила научный сотрудник Института психологии РАН Тина Кубрак, суть кинотерапии — сопереживание, достижение такого эмоционального состояния, которое дает человеку возможность личностного роста. «Переживая опыт вместе с героем, пациент работает с личными проблемами, он видит ситуацию со стороны и через это лучше понимает себя. И ему легче об этом говорить.
Это более безопасная ситуация для него», — отметила Кубрак. По мнению экспертов, терапевтический эффект кино кроется в ассоциативном и эмоциональном воздействии фильма на человека. Киноленты «вскрывают» законсервированные эмоции человека и помогают увидеть на экране то, что происходит в его собственной жизни.
«Очень часто человек усложняет жизненные решения, простую ситуацию воспринимает как трагедию», — считает заведующий кафедрой клинической, нейро— и патопсихологии РГГУ Андрей Жиляев. В частности, в данном случае он рекомендует посмотреть «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино. «Я не поклонник Тарантино, но фильм «Криминальное чтиво» применяю часто в терапии.
Банда едет с ограбления, у них в машине умирает раненый товарищ, они в панике врываются к боссу и кричат: «Босс, что нам делать? У нас в машине труп». А он отвечает: «Не лезьте, здесь нужна помощь профессионала». И появляется профессионал, который говорит: «Труп убрать, машину вымыть!».
Вот это упрощение, как ни странно, зачастую производит шокирующее впечатление на людей, находящихся в неврозе, и достигается положительный эффект». В картине «Унесенные ветром», по мнению врача-психотерапевта, есть сюжеты, которые помогают пациентам справиться со стрессовыми состояниями.
По словам Жиляева, фразы главной героини Скарлетт — «Я клянусь, что бы ни случилось в моей жизни, я больше никогда не буду голодать» и «Я подумаю об этом завтра» — великолепно срабатывают и помогают в стрессовых ситуациях. Для терапии необязательно подходят только картины с хорошим финалом.
Как считает магистр психологических наук Надежда Уффельманн, нередко терапевтический эффект достигается после просмотра фильма, который заканчивается трагически. «Иногда идет от обратного. Ты понимаешь, что если ничего в своей жизни не изменить, то будет вот так.
Идет мотивация и желание что-то делать, потому что ты увидел, например, что бездействие приводит к некой катастрофе, — рассказала Уффельманн. — У меня был опыт работы с очень успешным мужчиной, который не мог проявлять эмоции. У него был «эмоциональный корсет». И в результате просмотров определенных фильмов произошел катарсис. Он рыдал как ребенок.
Начались удивительные результаты, психологическая коррекция. Он стал говорить близким, что любит их и дорожит ими. В семье проблем стало гораздо меньше». Психологи из Рочестерского университета в 2017 году пришли к выводу, что если партнеры на протяжении месяца посмотрели и обсудили пять романтических фильмов, в которых герои проходили через различные трудности и испытания, их удовлетворенность отношениями повышалась, в таких парах было меньше разводов. «Фильмы способны спасти отношения. При проблемах в семье я рекомендую наш фильм «Москва слезам не верит». Он показывает как строить отношения, повышает уверенность в будущем. Даже если пациент уже видел этот фильм, я все равно его рекомендую. При терапии история воспринимается по-новому, под другим углом, так как просмотр проходит под руководством психологов», — пояснила клинический психолог РГМУ Люция Сулейманова.
Хотя некоторые фильмы обладают терапевтическим эффектом, но сама кинотерапия не является лекарством, а частью комплексных мер по оказанию поддержки, подчеркивают психологи. А при возникновении проблемы советуют обратиться к специалисту.
Обложка: кадр из фильма «Коко до Шанель» (2009) / Warner Bros.
Популярное
Новости
Исследование автора сфокусировано на стиле и содержании фильмов
Новости
Фильм состоит из 4 эпизодов и полностью доступен для просмотра на английском и некоторых других языках (за исключением русского)
Новости
Американский институт киноискусства анонсировал собственную подборку фильмов для домашнего просмотра в условиях карантина
Новости
Актриса отказалась соблюдать карантинный режим
Новости
Она уточнила, что министерство не будет оправдывать все пандемией
Новости
Киноиндустрия потеряет год
Источник: https://tvkinoradio.ru/news/new17135-rossijskie-psihologi-nazvali-30-filmov-s-terapevticheskim-effektom
Фильмы для пожилых людей — кинотерапия
Возрастные изменения касаются не только тела, которое становится более хрупким. Уязвима у пожилых людей и психика. Они часто проявляют излишнюю чувствительность, сентиментальность, тревожность. Если не обращать на эмоциональное здоровье внимания, люди впадают в депрессию. В подобном состоянии затягивается физическое выздоровление.
Хорошей психологической поддержкой становятся фильмы. Лучше подбирать картины, которые напоминают о молодости, увлекают сюжетом, дарят приятные эмоции. Наши профессиональные специалисты проводят киносеансы для постояльцев, которым требуется позитивный настрой для восстановления и реабилитации.
Основы кинотерапии для пожилых людей
Кинематограф – вид искусства, позволяющий расслабится, отдохнуть, забыть о проблемах. Его используют в психотерапии как способ выражения чувств, самоанализа, раскрепощения.
Основателем метода считается доктор Вудер. Он составил списки для людей с психическими, нервными расстройствами.
Кинотерапия помогает осмыслить и признать проблемы, найти внутренние резервы для преодоления обстоятельств, решить душевные конфликты.
Фильм – оживший образ с эмоциональным звуковым сопровождением. Его просмотр не занимает много времени, поэтому глаза пациентов не устают. Они вовлекаются в процесс просмотра, сопереживают героям.
Наши специалисты действуют на постояльцев с помощью кинотерапии, давая им стимул к решению внутренних конфликтов, побуждая к действию, к жизни. После курса лечения пожилые люди более восприимчивы к радостям жизни, лучше понимают окружающих, растут духовно. Их нервная система укрепляется.
Просмотр фильмов пожилыми людьми: основные моменты
Кинотерапия будет эффективной для пожилых людей, если соблюдены все организационные моменты. Малейшие нарушения в подготовке и проведении сеанса приведут к неожиданным последствиям. Ответственность за это ложится на лечащего врача.
Правила, которые важно соблюдать для сеанса:
- Групповая работа.
- Социальная однородность пациентов.
- Терапевт наблюдает за каждым зрителем.
- Пациент должен высказать сове мнение после просмотра.
- Длительность фильма не более двух часов.
Сеанс проводится последовательно. Пациент проходит терапию под контролем куратора. Для сформированной группы, в которую входят люди одного возраста и уровня эмпатии, выбирается фильм. Картина подбирается по сюжету, который близок пациентам. Они должны ассоциировать себя с героями. Подготавливается место для сеанса.
Сидения для просмотра должны быть комфортными. Пациентов нельзя отвлекать от фильма. Психотерапевт наблюдает за каждым зрителем. После просмотра проходит обсуждение – важнейший этап терапии.
Постояльцы подводят итоги, обсуждают поступки и действия героев. Они учатся принимать решения самостоятельно, оценивают собственные поступки, проводят самоанализ.
После курса им проще взаимодействовать с окружающими.
Фильмы и условия пребывания
Существует множество списков картин, которые подходят пожилым людям в качестве терапии. Это не только киноленты из прошлого века. Творение 2015 года «Век Адалин» подходит также как «Земляничная поляна» 1957 года. Главное, чтобы сюжет соответствовал эмоциональному состоянию группы. К универсальным относится мультфильм 2009 года «Вверх».
Дом престарелых «Доброта и забота» занимается лечением неврозов, депрессий у пожилых людей. Кинотерапию наши специалисты успешно применяют и для реабилитации после перенесенной болезни, травмы. Лечение сопровождается комфортными условиями пребывания, полноценным питанием, контролем со стороны медиков.
Источник: https://dobrotaizabota.ru/filmy-dlja-pozhilyh-ljudej-kinoterapija/