Под адаптацией принято понимать динамическое состояние системы, определенный процесс приспособления к условиям внешней окружающей среды, соотношение со свойствами живого организма, которые обеспечивают устойчивость этого организма в условиях меняющейся окружающей среды.
Целями социальной адаптации лиц пожилого возраста, а также инвалидов являются:
- Сохранение и максимальное продление социальной активности данной группы лиц;
- Развитие личного потенциала;
- Создание условий для возможности приятно и выгодно проводить свободное время;
- Способствовать пробуждению новых интересов;
- Обеспечить облегчение установления новых дружеских контактов;
- Организация разнообразных культурно-просветительских мероприятий с целью удовлетворения потребностей в сфере развлечений;
- Удовлетворение потребностей в сфере коммуникаций;
- Обеспечение условий для активизации личной активности инвалидов и пожилых людей;
- Проведение мероприятий, направленных на поддержку и повышение их жизненного тонуса.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Основным в определении понятия социальная адаптация безусловно является непосредственно суть самого адаптационного процесса, то есть речь идет о проблеме выживания человека которая может достигаться через гармоничное приспособление к тем изменившимся условиям среды, которые окружают субъект в данное время.
Определение 1
Социальная адаптация — это активное освоение личностью или группой людей новой, неизвестной для неё социальной среды.
Понятие социальной адаптации является комплексным феноменом, который заключает в себе как психологический аспект, так и социальные.
Адаптация пожилых людей, находящихся в домах-интернетах
Различают некоторые стадии адаптации:
- Первоначальное. Подразумевается знакомства и узнавание требований окружающей среды или группы;
- Терпимость. Стадия подразумевает состояние человека, когда он не хочет, но понимает, что надо;
- Аккомодация. Подразумевает принятие правил поведения в данной социальной среде или группе;
- Ассимиляция. Заключительная стадия адаптации, подразумевающая полное принятие правил, которые требуются в новой среде либо группе.
Под социальные адаптации также понимают цель на психологический процесс, приводящий, при благоприятном течении, личность в состоянии полной социальной адаптивности.
Для достижения такого результата необходимо привести поведение в состояние адаптивного, характерными чертами которого являются успешное принятие решений, проявление инициативы, а также ясное определение своего собственного будущего. Или необходимо активно приспособить человека к условиям социальной среды что является особенно актуальной проблемой социальной адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов.
- Особое значение имеет социальная адаптация граждан, которые по возрасту находятся в домах-интернатах.
- Социальная адаптация заключается в некотором количестве обстоятельств, а именно: в ограниченной способности особых групп граждан к передвижению, в некоторых случаях – тяжелом состоянии здоровья, а также пожилом возрасте.
- К изменениям психики у граждан преклонного возраста относятся нарушение памяти на те события, которые произошли недавно с учётом сохранности воспроизведение давних событий, а также в расстройствах внимания, то есть отсутствие концентрации внимания, отвлекаемость,а также нарушения проявляются в замедлении темпа мыслительных процессов, значительном нарушении эмоциональной сферы, снижение способности проводить хронологию событий и ориентироваться в пространстве, с точки зрения моторики также наблюдается нарушение темпа, плавности, координации.
- Социальная адаптация подразумевает такие способы, как: приспособление, регулирование, гармонизация, а также взаимодействие индивида со средой.
- Проходя социальную адаптацию, человек выступает в качестве активного субъекта, который приспосабливается к среде в соответствии со своими нуждами и потребностями стремлениями и интересами и, при этом активно сама определяется.
- Одно из главных мест в деятельности специалистов занимает социально-психологическая адаптация людей престарелого возраста, которые проживают в стационарных учреждениях выявлено что самыми трудными для пожилого человека является первые шесть месяцев проживания в стационарном отделении.
Признаками неудовлетворительного прохождения периода адаптации является ухудшение настроения, чувства безысходности, безразличия и тоска. Эмоциональная неустойчивость относятся такие признаки как раздражительность, вспыльчивость, слёзы и так далее.
Типы социальной адаптации
Разделяют несколько типов адаптации:
- Конструктивный тип. Подразумевает оптимально приспособленных людей, которые могут адаптироваться в любых условиях. Доминирующими здесь являются потребности и четкая жизненная позиция.
- Защитный тип. Характеризуется тем что на первом плане выступают потребности в защите самого себя. В целом это адекватно приспосабливающийся субъекты, которые приспосабливаются за счёт самого себя и может себя защитить самостоятельно.
- Активно агрессивный тип. Характеризуется агрессивностью и неадекватности восприятия действительности. В трудностях, которые происходят обвиняют внешним обстоятельствам по принципу виноват не я.
- Пассивный тип адаптации. Проявляется жалостью к самому себе, состояниями депрессии, общая безынициативность.
Спустя период карантинного наблюдения, работа по социальной реабилитации продолжают с учетом личностных и возрастных особенностей, а также по состоянию здоровья наблюдаемого именно на этом этапе большую роль занимает социально-педагогическое воспитание. усилиями психолога и в целом всего обслуживающего персонала происходит поддержание благоприятного психологического климата среди проживающих.
Рассмотрим основные критерии эффективности социальной работы.
Критерии результативности. Особенностью является наличие высокой заинтересованности самих пожилых людей с ограниченными возможностями в активной жизнедеятельности, социально адаптивной работе.
Критерии оптимальности. Проявляется в максимальной эффективности при наименьших физических затратах со стороны клиента.
Критерии мотивации. Проявляется в создании условий для повышения активности клиентов.
Критерии управляемости. Проявляется в предрасположенности клиентов к различным видам социальной адаптивной работы.
Критерии системности. Проявляется в системном использовании каждого из направлений социальной адаптивной работы.
Источник: https://spravochnick.ru/socialnaya_rabota/socialnaya_adaptaciya/socialnaya_adaptaciya_pozhilyh_lyudey/
Социальная адаптация пожилых граждан к статусу пенсионера
В настоящее время средняя продолжительность жизни в мире достигла 83 года. Первое место занимает Япония, где продолжительность жизни составляет 83,7 года. В связи с этим возросла и доля пожилых людей в обществе.
Удельный вес населения старше трудоспособного возраста по России составляет 35 млн. человек или 24 % от общего населения страны, по Бурятии 188,6 тыс. человек или 19,1 %.
Более того, согласно прогнозу органов статистики по России, в период до 2035 года прогнозируется устойчивое увеличение численности пожилых людей.
Так, доля лиц старших возрастов в общей численности населения достигнет 28,8 % или соответственно 42 млн. человек, [4, 5].
Значительное увеличение доли лиц пожилого возраста поднимает важные вопросы о том, как проходит адаптация к современным условиям, как переживается старость в непосредственном социальном окружении.
Изучение данных социальных аспектов представляет одну из насущных проблем науки, так как у пожилых людей возможны изменения, которые могут привести к нарушениям взаимодействия со средой проживания, после чего они могут быть весьма чувствительными для общества.
Старость – закономерно наступающий период возрастного развития, является тяжелым периодом в жизни человека, как с физической, так с психологической точки зрения.
Социальная работа с этой категорией населения должна строиться исходя из присущих ей особенностей и социальных проблем, с которыми они сталкиваются в процессе своего социального и личностного функционирования.
Многими психологами период пенсионного возраста рассматривается как кризисный период.
Это, прежде всего, связано с тем, что с прекращением своей трудовой деятельности у человека сразу же изменяется социальный статус, образ и ритм жизни, состояние здоровья, а также снижается уровень доходов. Неопределенность, неподготовленность к будущим занятиям негативно сказывается на процесс их адаптации, также социальной активности и личной удовлетворенности.
Одной из актуальных проблем современного мира является проблема социальной адаптации лиц пожилого возраста. Как известно, социальная адаптация – это процесс активного приспособления человека к условиям социальной среды.
Пожилые люди в меньшей степени, чем другие возрастные категории могут приспособиться к быстроменяющимся условиям жизни, которая выдвигает новые требования к старшему поколению, меняет диапазон и содержание социальных ролей. Необходимость сохранения активной жизни людей пожилого возраста является одной из ведущих тем современных научных исследований.
Человек с позитивным взглядом на жизнь и после выхода на пенсию продолжает личностное развитие, ведение здорового образа жизни, приобретение новых знаний и умений, что позволяют замедлить процессы старения.
Для того чтобы помочь людям пожилого возраста, справиться с их возрастным и социальным кризисом, необходимо знать, какие проблемы он испытывает в этот период, как меняются ценности, нормы, самовосприятие, ритм жизни. Людям пожилого возраста характерно увеличение чувства беспокойства, тревожности, и усиление таких черт, как мнительность, неуживчивость, раздражительность.
Происходят изменения на биологическом уровне – это изменения внешности, подвижности, работы сенсорных систем. Также изменения эмоционально-волевой сферы личности, здесь снижается инициативность, возрастает пассивность. У многих пожилых людей наблюдаются и положительные изменения, появляется умиротворённость, осмысление главных ценностей в жизни, переоценка своих возможностей.
Выход на пенсию изменяет роль человека в обществе, что сказывается на его мотивационной сфере.
Мотивацией для пожилого человека должна быть потребность в самореализации, передаче опыта и умений и поддержании состояния здоровья.
Таким образом, изучение процесса социальной адаптации пожилых людей представляет одну из насущных проблем современной социологии, так как изменения в жизни требуют приспособления, адаптации к ним.
Существуют различные факторы, которые влияют на процесс социальной адаптации пожилых людей к пенсионному периоду жизни. Одним из основных факторов по мнению Н.А. Прокопенко будет являться резкое уменьшение уровни дохода и состояния здоровья. Н.А.
Прокопенко считает, что всю совокупность лиц предпенсионного возраста можно разделить на две основные группы, одна из них ориентирована на прекращение работы, а вторая на ее продолжение. И для того, чтобы процесс адаптации прошел более успешно, для каждого необходимы определенные условия.
В первую очередь, это хорошая материальная база, далее доброжелательные взаимоотношения с семьей, также это рациональный образ жизни, который ориентирован на физическую, социальную, творческую активность и культурный досуг, [3].
По мнению Т.Г. Кисилева успешная адаптация, прежде всего связана с поддержанием физической, умственной активности пожилого человека и его занятием продуктивными видами деятельности.
Исследования показывают, что интенсивная творческая работа человека дольше сохраняет активность ума, тем самым превосходит других по интеллектуальным возможностям, и способствует продлению жизни больше, чем физическая активность.
Поэтому актуальным решением будет являться создание благоприятной психоэмоциональной сферы средствами культуры, образования, общения, ценностей и норм в процессе вторичной социализации, [2].
Образ жизни старшего поколения во многом зависит от того, как они проводят свое свободное время, и какие возможности создаются обществом. Активно занимаясь общественной деятельностью, люди пожилого возраста делают свою жизнь более полной, насыщенной, интересной.
В связи с этим необходимо привлечь пожилых граждан к различному роду деятельности: трудовой, творческой, спортивной и т.д. Этому будет способствовать организация досуговых центров, клубов, кружков, секций по интересам. Следовательно, благополучная старость – это во многом результат работы самого человека над самим собой.
Основной задачей для успешного принятия им новой роли и адаптации к пенсионному периоду жизни является рациональное заполнение своего свободного времени.
В зарубежных странах имеется богатый опыт в оказании помощи в решении возникающих проблем, связанных с социальной адаптацией пенсионеров. В настоящее время там развиваются различные общественные движения, организации для пенсионеров, где они активно участвуют в жизни общества, занимаются волонтёрской деятельностью, также создаются различные группы взаимопомощи.
Пожилой возраст рассматривается как ресурс развития общества. В качестве примера можно привести «Американскую Ассоциацию пенсионеров». История возникновения организации связана с инициативой основательницы Этель Андрус, которая после выхода на пенсию продолжала активный образ жизни, тем самым призывая остальных.
Далее была создана Ассоциация, которая объединяла всех пенсионеров Америки, и которая существует по сей день. Были разработаны различные программы помощи, но большое внимание уделяется программе «Поколение вместе», где пожилые люди привлекаются к работе с молодежью.
Целью этой программы является создание возможности для совместного времяпровождения, расширения взаимопонимания, передачи опыта и умений пожилых людей, [1].
В России, опыт в решении проблем данной категории населения пока не столь велик. Государство ведёт работу в отношении решения проблем пожилых людей и принимает меры по повышению уровня их материального и социального благополучия.
Для оказания эффективной и всесторонней помощи данной категории населения, необходимо сотрудничество и взаимодействие государства с негосударственным сектором оказания социальной защиты и социального обслуживания, где предоставляются социально-бытовые, психологические, медико-реабилитационные услуги.
В Республике Бурятия проводятся курсы компьютерной грамотности на базе Бурятского государственного университета, социально-образовательный центр «Солидарность поколений». Создание центра способствует удовлетворению образовательных потребностей пожилых людей и изменению общественного мнения об образовательных установках людей старшего возраста.
Таким образом, изучив различные общественные и благотворительные организации, деятельность которых направлена на разрешении проблем адаптации пожилых людей в России и за рубежом, можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации помощь гражданам старшего поколения направлена больше всего на оказание социальной защиты и социального обслуживания.
А в зарубежных странах деятельность таких организаций и политика государства направлены прежде всего на активизацию внутреннего потенциала пожилого человека и поддержание его жизненных сил. После выхода на пенсию они становятся активными участниками общественной деятельности и не являются изолированными от общества.
Поэтому в России необходимо развивать деятельность по преодолению социальной изоляции пожилых граждан.
Список литературы:
- Американская ассоциация пенсионеров [электронный ресурс] / Режим доступа – https://namza60.ru/assocziacziya-pensionerov-ameriki.html (дата обращения 27.04.2017)
- Киселева Т.Г. Гуманизация жизни старшего поколения средствами культуры / Т.Г. Киселева // Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг. М.: Гос НИИ семьи и воспитания, 2003. – Вып. 4. – С. 120
- Прокопенко Н.А. / Социальная адаптация в пенсионном периоде жизни: проблемы и условия [Электронный Ресурс] / Режим доступа – URL https://biology.pp.ua/socio-demographic/81-socialnaya-adaptaciya-v-pensionnom-periode-zhizni-problemy-i-usloviya.html (дата обращения 27.04.2017)
- Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия [электронный ресурс] / Режим доступа. – URL https://burstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/burstat/ru/statistics/population/ (дата обращения 27.04.2017)
- Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс] / Режим доступа. – URL: https://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/ (дата обращения 27.04.2017)
Источник: https://sibac.info/studconf/social/liii/77140
Иржанова А.А., Супрун Н.Г. Проблемы социальной адаптации пожилых людей в посттрудовой период
Иржанова Асель Амангельдиевна1, Супрун Нелли Генадьевна21ФГБОУ ВПО «Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г.И. Носова», студентка 4 курса2ФГБОУ ВПО «Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г.И. Носова», кандидат философских наук, доцент
Irzhanova Assel Amangeldiyevna1, Suprun Nelly Genadevna21FGBOU VPO “Magnitogorsk State Technical University. G. I. Nosov”, 4th year student2FGBOU VPO “Magnitogorsk State Technical University. G. I. Nosov”, candidate of philosophical Sciences, associate Professor
Библиографическая ссылка на статью:
Иржанова А.А., Супрун Н.Г. Проблемы социальной адаптации пожилых людей в посттрудовой период // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/12/13398 (дата обращения: 26.03.2019).
В современной России, как и во всем мире, в последнее время наблюдается прогрессивное увеличение численности пожилых людей, а необходимость сохранения активной жизнедеятельности в посттрудовой период является одной из актуальных тем современных научных исследований.
Согласно классификации ВОЗ и геронтологической ассоциацией к пожилым людям относятся люди в возрасте 60 – 74 лет, к старикам 75 – 90 лет, к долгожителям старше 90 лет.
Пожилые люди – это категория граждан, специфическая в плане психофизиологических, социальных, экономических характеристик, обусловленных их принадлежность к возрастной категории от 60 лет и старше [4, с. 70].
Один из переломных моментов жизни человека, влекущим за собой важнейшие перемены в укладе его жизни является выход на пенсию, то есть переход жизни в посттрудовой период.
Посттрудовой период – это завершение одной деятельной фазы социальной жизни человека и начало другой, резко отличающейся от предшествуемой [5, с. 69].
Вступление человека в этот период не следует понимать только как четко установленное во времени явление, оно может длиться долгое время, так как процесс перестройки сознания личности, находящегося на предпенсионном этапе жизни начинается задолго до фактического прекращения работы.
Так или иначе, перемены в жизни способствуют изменению поведения человека и его образа жизни, заново формируются его отношения с окружающими людьми, переосмысливаются ценности, отношении к действительности и т. п. Человек осознанно или неосознанно готовится к роли пенсионера. На основе этого человек может либо принять, либо отвергнуть новую роль.
Переход человека в группу пожилых людей существенно изменяет его взаимоотношения с обществом и такие ценностно-нормативные и философские понятия, как: смысл жизни, доброта, счастье и так далее. Значительно меняется образ жизни людей.
Прежде пожилые люди были связаны с обществом, производством, занимались общественной деятельностью, а в посттрудовой период они утратили прежние социальные роли. Разрыв с трудовой деятельностью и прежней жизнью отрицательно сказывается на состоянии здоровья, жизненном тонусе и психике пожилых людей.
И это естественно, поскольку активная жизненная позиция является источником долголетия и условием сохранения хорошего здоровья. Но пенсионеров не часто берут на работу, поэтому они вынуждены быть безработными.
В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, особенно в посттрудовой период.
Очень часто пожилые люди выходят на пенсию психологически не готовыми к своему новому положению и новому этапу жизнедеятельности. Такая неготовность к переменам негативно сказывается на процессе их социальной адаптации, социальной активности и личной удовлетворенности.
Особую роль играет общая динамичность пожилых людей. Среди пенсионеров, которые ведут здоровый образ жизни, сохраняют высокую физическую и особенно, социальную активность, уровень адаптации намного выше, чем среди пенсионеров, ведущих пассивный образ жизни.
- Следует отметить, что у пожилых людей, как у особой категории, имеется ряд социально-психологических проблем, которые затрудняют процесс адаптации:
- – резкое снижение социальной активности;
- – ухудшение состояние здоровья;
- – рост невостребованности в семье и окружающем социуме;
- – одиночество, потеря связи с трудовым коллективом, вынужденная бездеятельность;
- – неумение найти применение своим творческим силам;
- – ограниченный круг общения с интересными людьми;
- – невозможность организовать свое время и досуг;
– отсутствие интересной общественной работы [2, с. 95].
Вследствие этого, большинство пожилых людей чувствуют снижение своего социального статуса, теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, а так же затрудняются их социальные контакты.
Отчасти это объясняет их упадочное состояние духа что имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для окружающих их людей.
Чтобы пожилые люди как можно легче перешли в посттрудовой период, им необходимо успешно адаптироваться в новых условиях.
Социальная адаптация используется в науке достаточно давно и широко. При этом, сфера его применения не ограничивается какой-либо одной, конкретной отраслью или направлением научного знания.
Социальная адаптация пожилых людей рассматривается как многоаспектный и многогранный процесс, в результате которого достигается новое качество в жизнедеятельности пожилого человека. Под влиянием процесса социальной адаптации возможна перестройка сознания личности, которая будет способна осуществлять активную деятельность в новых условиях.
Можно говорить о большом количестве психологических и физических факторов влияющих на процесс социальной адаптации пожилых людей. Не существует единого и универсального способа приспособления к старости.
Влияние оказывает как личность самого человека, его поведения, привычки, потребность в социальных контактах, так и привычный стиль жизни.
Так для одних людей оптимальным является совместное проживание с детьми и внуками, для других – самостоятельность, независимость и возможность заниматься любимым делом.
Чтобы адаптационный процесс прошел успешно рекомендовано учитывать психологические особенности пожилых людей иметь знания в области социальной адаптации в целом.
Участвуя в процессе социальной адаптации пожилого человека в посттрудовой период, важно помнить о том, что рассматриваемый процесс представляет собой систему следующих этапов:
1.Адаптационный шок. Под ним понимается общее расстройство функций пожилого человека, вследствие какого-либо потрясения социогенного характера, вызванного резким нарушением привычного взаимодействия с внешней средой.
Это одна из наиболее болезненных стадий социальной адаптации.
Именно на этой стадии социальной адаптации пожилой впервые сталкивается с необходимостью освоения новых элементов социальной среды и узнаёт их позитивные и негативные стороны.
2.Мобилизация адаптационных ресурсов. Здесь для пожилых людей, сумевших пережить стадию адаптационного шока, наступает этап глубокого осмысления ситуации и концентрации усилий на сознательном поиске выхода из неё. Эта стадия связана с активным, сознательным поиском, выбором и освоением на поведенческом уровне новых моделей жизнедеятельности.
В качестве элементов адаптационного потенциала могут выступать такие характеристики субъекта, как уровень образования и квалификации, демографический и социальный статус, социально-психологические характеристики и прочее.
Именно наличие у пожилого человека адаптационного потенциала и его характерные особенности определяют его способность овладеть ситуацией и освоится в ней.
3.Ответ на «вызов среды». Это завершающая стадия процесса социальной адаптации пожилого человека, вышедшего на пенсию.
Её содержание представляет собой реализацию конкретной модели поведения и деятельности, которые выбираются пожилым человеком с учётом собственных адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, а также основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс социальной адаптации. При этом, необходимо помнить о том, что сделанный пожилым человеком выбор не обязательном должен соответствовать требованиям среды.
Последовательная смена основных этапов социальной адаптации предполагает использование на каждом из них различных механизмов, каждый из которых отличается своеобразием и адаптивными возможностями решающих с их помощью проблему адаптации к новым условиям своей жизнедеятельности [3, с. 171].
Следует отметить, что пожилые люди, в силу своих психологических, физиологических и социальных особенностей хуже поддаются социальной адаптации и острее воспринимают изменения в жизни, чем более молодое поколение.
Для успешной социальной адаптации необходимо знать и учитывать психологические особенности людей пожилого возраста в посттрудовой период . Это поможет выстроить грамотную работу с пожилыми людьми, найти общий язык с этой категорией, объективно оценить ситуацию, выявить причины социального дискомфорта, а также наметить реальные пути решения проблемы.
Библиографический список
- Ковалева Н. Г. Образ жизни как фактор адаптации к жизни на пенсии // Психология зрелости и старения. – 2004. – N 2. – С. 34-53.
- Соколинская Е. В. Гендерные аспекты качества жизни у лиц пожилого и старческого возраста // Психология зрелости и старения. – 2006. – N 1. – С. 94-108.
- Супрун Н. Г. Качество жизни пожилых людей как социальная проблема // Современная возрастная психология: основные направления и перспективы исследования. – Materials of the international scientific conference on October 20–21, 2015/ – C. 171-174.
- Христенко О. В. Изменение ценностных ориентаций людей пожилого возраста в современной России // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2006. – N 2. – С. 70-72.
- Шендрик И. Адаптация наоборот : как подготовить работника к выходу на пенсию // Кадровое дело. – 2010. – N 9. – С. 68-75.
Количество просмотров публикации: Please wait
Источник: https://human.snauka.ru/2015/12/13398
Роль социальных институтов в адаптации пожилых граждан – современные проблемы науки и образования (научный журнал)
1
Горева О.М. 1
Савастьина А.А. 1
1 Тюменский государственный нефтегазовый университет
Резкая дифференциация населения по уровню доходов, увеличение числа малообеспеченных граждан, к которым, в первую очередь, относятся пожилые люди, актуализирует проблему их социальной адаптации и защиты. Изучение данных социальных аспектов представляет одну из насущных проблем науки.
Авторы статьи рассматривают ролевые функции социальных институтов, таких как государство, семья, здравоохранение, социальные службы и общественные организации, в поддержке жизнедеятельности лиц старшего возраста.
Реформирование системы социальной помощи в Российской Федерации сопровождается разрушением государственного патернализма, при котором каждому пенсионеру гарантировался равный минимум удовлетворения его потребностей.
Кардинально меняются социально-экономические условия жизнедеятельности пожилых, что обостряет вопросы социальной адаптации, делает неотложным выбор новой стратегии поведения, готовности нести личную ответственность за собственное жизнеобеспечение.
1. Герасимова Н.В. Социальная адаптация пожилых людей к современной ситуации: диссертация … кандидата социологических наук : 22.00.
04. – Саранск, 2001. – 212 с.
2. Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал социальной работы. –1995. – №1. –С. 25-32.
3. Осипова Л.Б., Горева О.М., Сербина Е.А. Современное состояние института семьи: проблемы и перспективы [Текст] // Историческая и социально-образовательная мысль. –2014. – T. 6 – №6, Часть 2. – С. 266-269.
4. Раудсепп М.
Субъект и поддерживающая среда // Средовое условие развития социальных общностей. Таллин: Таллиннский педагог. ин-т им. Э. Вильде, 1989. С. 78-86.
5. Российская энциклопедия социальной работы. В 2 т. / под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой – М.: Институт социальной работы, 1997. – 406 с.
6. Смелзер Н. Дж. Социология. –М.: Феникс, 1994. –688 с.
7. Шанин И.Г.
Проблемы социального страхования и рыночная экономика // Социология и проблемы социальной защиты. –М., 1994. – Вып. 1. –С. 4-8.
8. Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей. – М.: Дашков и К, 2004. – 242 с.
Значительное увеличение доли пожилых людей в составе населения актуализирует вопросы о том, как проходит их адаптация к современным условиям, как переживается старость в непосредственном социальном окружении.
Изучение данных социальных аспектов представляет одну из насущных проблем науки, так как у лиц этого возраста возможны изменения, приводящие к нарушениям взаимодействия со средой проживания, последствия которых могут быть весьма чувствительными для общества. Другая сторона названного процесса – то, что подрастающее поколение должно учиться жить в «мире старых людей».
Знание специфики протекания старения, включенности пожилых в общественную сферу, применение их опыта и профессионализма в социальной практике являются условием оптимизации взаимоотношений представителей различных поколений.
В современном мире особо возрастает значение социальных институтов в организации нормальной жизнедеятельности лиц пожилого и старческого возраста. Непременным фактором институализации являются возникновение общественных потребностей и их реализация. На каждый социальный институт: государство, семья, здравоохранение, социальные службы и общественные организации, возложены свои социальные функции, и все они возникли, в первую очередь, для удовлетворения общественных потребностей [3].
Институтом, по мнению Н. Дж. Смелзера, называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения конкретной социальной потребности [6].
Согласно толкованию, данному в Российской энциклопедии социальной работы, социальный институт – совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющих определенную социальную функцию [5].
К социальным институтам относят институт семьи, государство, здравоохранение, образование, социальную работу.
Государство представляет собой один из политических социальных институтов, исторически сложившуюся устойчивую форму организации совместной жизнедеятельности людей.
При переориентации экономики России с плановых начал на рыночные механизмы саморегуляции важнейшим назначением социальной политики государства стало формирование гарантированных условий для жизнедеятельности пожилых, т.е.
их защита от воздействия негативных последствий рыночной экономики.
Ведущим блоком адаптивного механизма считаются средства адаптации.
Социологи выделяют три группы таких средств: а) институциализированные, воздействующие па деятельность адаптантов, используя усилия социокультурной среды (общественные движения, органы государственной власти, конкретные организации и институты, в рамках которых адаптируется субъект); б) нормативно-регулятивные, включающие нормы культуры, традиции, обычаи, ритуалы, официальные предписания; в) личностные, подразделяющиеся на мотивационно-волевые (мотивы, навыки, привычки), когнитивно-аксиологические (эвристический стиль мышления, логические навыки, ценностные ориентации) и поведенческие [1].
В отечественной литературе встречаются термины «социальное обслуживание», «социальное обеспечение», «социальная защита», «социальная поддержка».
Социологи трактуют социальную защиту как видовое понятие, производное от социальной политики, обозначающее деятельность: государственных и общественных организаций по реализации стратегий социальной политики, в конкретных формах и методах по направлениям работы с различными социальными и возрастными группами. Шанин И.Г.
акцентирует внимание на том, что она должна предусматривать не столько выплату денежных сумм и компенсаций, сколько создание правовых и экономических условий, которые стимулировали бы стремление эффективно трудиться, обеспечивая тем самым свое благосостояние.
По его мнению, из традиционного понимания социальной защиты выпадает бесконечное множество проявлений социальной поддержки, где субъектами выступают не государство или общественные организации, а семья, друзья, соседи, сослуживцы, религиозная община и другие [7].
В широком смысле слова социальная поддержка подразумевает совокупность различных положительных влияний непосредственной социальной среды субъекта и его успешную адаптацию, и интеграцию в систему социальных взаимоотношений.
В узком смысле – это лишь прямая помощь в стрессовых ситуациях.
С социологической точки зрения субъекта данная поддержка призвана осуществлять его социальные потребности: быть защищенным, любимым, признанным, иметь возможность самореализации в близких и исключительных взаимоотношениях [8].
Многочисленные проявления социальной поддержки как содействия человеку в преодолении жизненных трудностей, решении личностных проблем можно отразить в группировке по нескольким основаниям.
По содержанию она может быть материально-экономической, социально-бытовой, организационно-правовой, коммуникативно-психологической, профессионально-трудовой. По времени (длительности) социальная поддержка бывает постоянной, периодической и ситуативной.
Постоянная оказывается престарелым, проживающим в пансионатах и домах-интернатах, периодическая – пожилым, находящимся в отделениях дневного или ночного пребывания, ситуативная – людям, оказавшимся в кризисном положении.
Ее можно также дифференцировать и по источникам, которыми выступают средства и ресурсы, сосредоточенные у государства, общественных организаций или частных лиц.
Формы социальной поддержки различаются по степени их институализации. Н.С. Данакин отмечает, что помощь нетрудоспособным членам общества производится через специальные институты социального обеспечения и страхования, в которых профессионально заняты десятки тысяч людей.
К неинституциализированным формам он относит временное содействие в повседневной жизни, пожертвования пострадавшим от стихийных бедствий и т.п. [2]. Различна, по его мнению, и направленность отдельных форм указанной поддержки.
Она может быть как облегчающей (разделенное горе становится меньше), так и мотивационно-стимулирующей, в процессе и результате которой мобилизуются внутренние ресурсы самого человека для преодоления переживаемых им затруднений.
Автор предложенной классификации разграничивает также упреждающую поддержку, предотвращающую сложности, и разрешающую, ориентированную на их устранение [2].
Данная группировка, конечно, не исчерпывает весь спектр видов и форм, но позволяет создать определенный образ социального содержания, который можно считать вполне адекватным.
По мнению М. Раудсепп наиболее распространенная характеристика типов социальной поддержки включает следующие элементы:
- эмоциональную поддержку (личностное доверие, общение, выражение близости, эмпатии, понимание, недирективное общение);
- информационную поддержку (советы, анализ ситуации, обратная связь, информация, помогающая решать проблемы);
- статусную поддержку (выражение одобрения, уважения, поддержка самоуважения, признание индивидуальности);
- инструментальную поддержку (услуги, материальная и практическая помощь в достижении цели, решении проблем);
- диффузную поддержку (приятное совместное времяпрепровождение, рекреативная деятельность) [4].
Значимость каждого вида зависит от комплекса факторов, в том числе конкретной ситуации. С точки зрения поддержания субъективности в трудной жизненной ситуации наиболее важными являются статусная и информационная поддержка. А эмоциональная необходима для эффективности всех других видов социальной поддержки.
В последнее десятилетие в геронтологии обозначились новые проблемы: качества жизни пожилого человека; использования им своего времени; положения в семье и обществе; адаптации к статусу и образу жизни пенсионера; взаимоотношений поколений; самопомощи и взаимопомощи в системе социальной поддержки. Несмотря па разнообразные цели и задачи, которые ставят перед собой исследователи, общим для большинства остается рассмотрение пожилых людей в качестве объекта деятельности тех или иных служб и организаций.
Опыт экономически развитых стран со сложившимися рыночными отношениями свидетельствует: роль государства, и системы государственного регулирования параметров жизнеобеспечения пожилых людей даже в процветающих странах ограничивается 5-10 % бюджета.
За пределами этого порога его возможности при любой формации становятся нереалистичными. Уповать только на него как основной субъект социальной работы – значит абстрагироваться от его возможностей.
Не каждый индивид, оказавшись в трудной ситуации, готов обратиться за содействием в социальную службу.
С одной стороны, в нашей культуре по-прежнему высока ценность уважения к старшим и забота о них. С другой стороны, очевидно, что многие пожилые люди пострадали во время экономического и социального кризиса. Еще больше тех, кто не может адаптироваться к изменившемуся миру.
Старение населения находится на критической отметке. Оно стало социальным, экономическим и культурным явлением. Многообразие и сложность проблем социального характера требуют проведения мероприятий не только по обеспечению пожилым гарантированного минимума социальных услуг, но и по созданию условий для реализации их личностного потенциала.
В указанном контексте первоочередной целью становится развитие внутренней инфраструктуры нестационарных и стационарных учреждений социальной работы.
Центр социального обслуживания должен обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительских мероприятий в их среде.
Принципиально важными критериями для взятия на учет в органы социальной защиты должны служить категории престарелых граждан, которые имеют наибольший риск ухудшения здоровья или экономического и социального состояния, – так называемые группы риска.
К ним относятся: лица в возрасте 80-90 лет и старше; престарелые женщины, особенно одинокие и вдовы; изолированно живущие престарелые; одинокие люди; бездетные престарелые; престарелые, страдающие тяжелыми заболеваниями или физическими недостатками; престарелые, живущие на минимальное государственное или социальное пособие.
Таким образом, потребность в различных видах помощи нередко остается неудовлетворенной. Из-за резкого уменьшения реального материального дохода пенсионеров престарелые люди мало посещают медицинские учреждения. Резкое подорожание лекарств делает их малодоступными для большинства пенсионеров, особенно сельских.
Поликлиникам также «невыгодны» пожилые люди, поскольку они чаще, чем молодые, требуют госпитализации и скорой помощи. В решении этой проблемы необходимо участие всех институтов – систем здравоохранения и социального обеспечения, фондов социальной защиты населения, общественных организаций и, конечно же, семьи.
В современных условиях возрастает роль социального обслуживания и жизнеобеспечения пожилых людей, семьи и личности.
Начав становление как целостной системы с конца 80-х – начала 90-х годов XX столетия, динамично развиваясь, весь прошедший период, оно сформировалось в качестве самостоятельного сектора социальной сферы, имеющего правовую, организационную, кадровую, финансовую и научную базу.
Десятки тысяч социальных учреждений оказывают услуги миллионам российских граждан, выполняя жизненно важные функции: поддержку общественной стабильности, нравственного здоровья общества, укрепления гуманистических основ государства, приоритета личности в социальной политике, развития социума.
Реформы в России привели к существенным экономическим, политическим и социальным изменениям в стране: коррекции социальной стратификации, дистанцированию социальных групп, изменению форм собственности, менталитета, рождению новых экономических структур, естественному для переходного периода обострению напряженности в социальной сфере. Социальные реальности уже не укладываются в рамки старой социальной политики, а исследования в этой области значительно отстают от темпов происходящих перемен.
Рецензенты:
Мехришвили Л.Л., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень;
Барбаков О.М., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень.
Библиографическая ссылка
Горева О.М., Савастьина А.А. РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17697 (дата обращения: 03.04.2020).
Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17697
Социально-культурная адаптация пожилых людей
Тихонова А. Ю., Земнякова М. А. Социально-культурная адаптация пожилых людей // Молодой ученый. — 2018. — №28. — С. 77-79. — URL https://moluch.ru/archive/214/52011/ (дата обращения: 03.04.2020).
Для пожилых людей изменение их социального статуса сказывается не только на моральном и материальном положении, но нередко отрицательно влияет на психическое состояние, снижает адаптивные способности к изменениям окружающей среды и сопротивляемость к заболеваниям.
В настоящее время каждый четвертый россиянин — пенсионер. По данным Росстата, пенсию по старости получают около 25,5 % от населения страны (146,8 млн.) [5]. Доля россиян пожилого возраста растет не первый десяток лет и продолжит увеличиваться в будущем.
Так, в 2026 году количество пенсионеров по возрасту составит более 40 млн. (28,3 % от общего населения), притом, что в 1980 году составляло 27,4 млн. человек (19 % от общего населения). Каждые 10 лет в нашей стране прибавляется по 3,2 млн. пенсионеров [5].
В ситуации демографического старения и обострения как социальных, так и экономических проблем, проблемы старшего поколения затрагивают жизнь общества в целом. Выходя на пенсию, люди в большей степени сталкиваются с проблемами в двух направлениях: экономическом и социально-психологическом.
- Экономическое направление является важнейшим параметром российской пенсионной системы. Оно предполагает рассматривать соотношение численности работников, которые платят страховые взносы, и общей численности пенсионеров. Демографический прогноз Росстата на 1 января 2018 года показывает, что в 2030 году количество пенсионеров от всего населения Российской Федерации составит уже 28,3 % (в 2017 году этот параметр в Российской Федерации составлял 25,5 %) [5]. Это означает, что уже в 2036 году работающий гражданин будет нести материальную ответственность за себя, свою семью и дополнительно за 3 пенсионеров [5].
- Социально-психологическое направление характеризуется тем, что в пожилом возрасте, как правило, возникают социально-психологические проблемы, особенно при изменении привычного образа жизни и общения [3].
По мере старения меняется социально-психологический портрет пожилого человека. В работах Примако Л. В. описывается, что у пожилых людей также заметно сокращается физическая и социальная активность.
Пустота, одиночество, потребность в помощи и уходе, отсутствие рядом близких людей, невозможность полноценно себя обслуживать могут привести к стрессам и тяжелой депрессии [7].
Таким образом, процесс адаптации пожилых людей к пенсионному возрасту нужно начинать как можно скорее. В этом случае пенсионеры могут избежать множества социально-психологических проблем.
На фоне демографического старения России возрастает актуальность исследования способов адаптации людей в новой возрастной категории населения. Важную роль в данном вопросе играет поиск способов активизации социального поведения пожилых людей в связи с их осознанием изменившейся роли.
Проблема заключается в определении методов социально-культурной адаптации пожилых людей в их возрастной группе таким образом, чтобы это оказывало содействие продлению активного участия людей пожилого возраста в жизни общества и в создании условий для повышения качества жизни пенсионеров [4].
По мнению Никончук А. С., в работе с пенсионерами необходимо применять широкий спектр форм работы рекреационной направленности. Особую роль играет технология арт-терапия. «Арт-терапия является хорошим способом сближения людей, помогает преодолеть безынициативность и апатию, улучшает социально-культурный статус, облегчает включение пожилого человека в общественную жизнь» [4].
Новым направлением в социальной работе Российской Федерации является создание социальных театров в работе с пожилыми людьми. Одним из англоязычных названий социального театра является — «theatre for social changes», то есть «театр социальных изменений».
Социальный театр для пожилых людей в условиях экономического кризиса, усилением опасности коммерциализации культуры создает возможность интеграции пожилого человека в новые для него социально-экономические условия, учит новому сценарному поведению в обществе. Социальный театр, как мощной инструмент интеграции пожилых, работает в Комплексных центрах социального обслуживания Новосибирской области. Социальный театр как новая технология дает возможность изменения в морфологии Я-концепции пожилого человека:
- ‒ меняется ролевой рисунок поведения личности пожилого человека;
- ‒ расширяются навыки самоуправления и менеджмента собственной жизни;
- ‒ динамически развивается социальный и эмоциональный интеллект.
- Новым в социальном менталитете российского общества является создание «детских садов для пожилых».
- Это новая альтернативная технология медицинским учреждениям, в которых пожилые люди находятся в социальной изоляции и где не предполагается какое-либо их социально-психологическое развитие.
- Безусловно «детские сады для пожилых людей» и активное времяпрепровождение создают новый вектор формирования социальной компетентности пожилых о современном российском обществе, о технологиях социально-культурной адаптации.
- Еще одним методом работы является сказкотерапия, она дает возможность пожилым людям выразить себя, свое актуальное эмоциональное состояние, что приводит к разрешению внутриличностного конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния, снижению агрессии, к регуляции различных функций организма, интеграции в общество.
«Сказкотерапия» используется в ГАУ СО «КЦСОН Балашовского района» Саратовской области с 2013 года для работы с пожилыми людьми. На заседаниях клуба общения «Озарение», который действует на базе отделения срочного социального обслуживания, пенсионерам предлагается вспомнить и проанализировать сказки, былины, мифы, притчи, пересказать их дословно или в иной интерпретации [2].
В работах Боталовой Н. В.
отмечается, что хорошие результаты в улучшении социального самочувствия пожилых людей и снижении психологической напряженности в их среде дают фестивали воспоминаний кинофильмов, выпущенных в прошлые десятилетия и повествующих о временах молодости и зрелости пенсионеров. Музыкотерапия повышает стрессоустойчивость, нормализует сон, восстанавливает концентрацию внимания, улучшает память, воздействует на эмоциональный фон человека, поднимает настроение, а также улучшает социально-культурный статус [5].
Важно, что социокультурный статус пожилых людей должен достигаться главным образом за счет их собственных усилий, творческой социально-культурной деятельности при активной поддержке общества, развития внутреннего локуса контроля в структуре личности.
Таким образом, привлечение лиц пожилого возраста к досуговой деятельности является перспективным для сохранения их духовной значимости в обществе.
Досуговые мероприятия снижают влияния и интенсивность факторов, которые провоцируют преждевременное старение и осложнения (психические стрессы, потрясения, негативные соматические аспекты, ограниченность круга интересов, постоянное неудовлетворение собой и собственной жизнью).
В целом можно сказать, что пожилые люди в нашем обществе требуют особого внимания. Комплексное применение арт-технологий, сказкотерапии, технологий социального театра создает особую социальную среду для изменений и социально-культурной адаптации пожилых людей.
Литература:
- Боталова Н. В., Сурнина В. В. Творческая и прикладная деятельность: учебное пособие для слушателей / Н. В. Боталова, В. В. Сурнина. — Екатеринбург: ИД «Ажур», 2011. — 240 с
- Комплексный центр социального обслуживания населения Балошовского района Саратовской области [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://kcson-balashov.ru
Источник: https://moluch.ru/archive/214/52011/
Адаптация пожилых людей в современном обществе посредством досуга
Тушканов Владимир Владимирович
специальность 040401 «Социальная работа»
курс 2, группа 25-СР
форма обучения: очная
Руководитель
Валяйкина Елена Игоревна
преподаватель Сергиево-Посадского социально-экономического техникума
К защите допущен (а)
“_____”_____________ 2015 г
Работа защищена с оценкой _______________
Протокол ГАК № ___ “_____”________ 2015 г
Председатель ГАК ________________________
Сергиев Посад 2015
Введение
Глава1. Теоретические аспекты изучения процесса адаптации пожилых людей в современном мире.
1.1 Характеристика пожилых людей в современном обществе
1.2.Особенности процесса адаптации пожилых людей в современном обществе.
Глава 2. Реализация системы досуговой деятельности с пожилыми гражданами.
2.
1. Изучение опыта работы по адаптации пожилых людей в современном обществе посредством досуговой деятельности.
2.2. Анализ практического опыта по адаптации пожилых на примере………….
( где Володя проходит практику учреждение)
Заключение
Литература
приложения ( например план мероприятий по адаптации, фото)
В интернете полно всего, но вторая глава четко по учреждению!
Введение
В течение последних десятилетий двадцатого века и в начале двадцать первого века человечество столкнулось с проблемой значительного увеличения продолжительности жизни и постоянным ростом численности людей пожилого возраста. По данным ООН доля людей пожилого возраста в составе населения развитых стран уже составляет до 20 %, а процесс старения человечества ускоряется.
Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимость выработки особых подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.
В настоящее время пожилые люди стали наиболее социально незащищенной категорией общества. Уровень малообеспеченности растет с каждым месяцем, а доходы пожилых граждан остаются практически одни и те же.
В последнее десятилетие в связи с увеличением продолжительностью жизни человека заметно возрос интерес к геронтологическим проблемам. Необходимость сохранения активной жизни в пожилом возрасте – одна из
актуальных тем современных научных исследований.
В данном контексте рассматриваются такие вопросы, как факторы старения (прекращения трудовой деятельности, сужение привычного круга общения и др.
), адаптация к новым внешним условиям, снижение интеллектуальных возможностей, предпочитаемые копинг – механизмы (механизмы совладения со сложными ситуациями)
Решение проблемы социокультурного развития людей пожилого возраста в современном социальном контексте необходимо искать в сфере досуга. Это обусловлено тем, что в пожилом возрасте в большинстве случаев изменяется структура жизнедеятельности.
Из-за раннего прекращения трудовой деятельности, из неё могут полностью выпадать образовательная и профессионально-трудовая сферы, а бытовая – значительно сокращаться из-за прогресса в медицинском и бытовом обслуживании.
Всё это приводит к значительному увеличению объёма свободного времени.
Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых и предпочтительные формы проведения свободного времени. Досуг играет особо важную роль в жизни людей пожилого возраста, особенно, если их участие в профессиональной трудовой деятельности затруднено.
В современных экономических условиях пожилые люди занимают в обществе маргинальное социокультурное положение. Ограничение набора социальных ролей и культурных форм активности сужает рамки их образа жизни.
Поэтому особое значение придается досугу после ухода на пенсию или в связи с болезнью, когда пожилой человек должен адаптироваться к новым условиям жизни.
- Цель исследования: изучение потенциала досуговой деятельности как фактора успешной адаптации пожилых людей в современном обществе.
- Объект исследования: адаптация людей пожилого возраста.
- Предмет исследования: адаптация пожилых людей в современном обществе посредством досуга.
Задачи:
1. Раскрыть положение пожилых людей на современном этапе.
2. Дать характеристику процесса адаптации пожилых людей в современном обществе.
3. Изучить опыт работы специализированных центров с пожилыми людьми.
4.Проанализировать опыт работы по организации досуга на примере……. ( Учреждение которое возьмет Володя), лучше я уже поясняла, где он проходит практику.
Гипотеза: Культурно-досуговая деятельность, обладающая огромным багажом форм и методов культурного развития личности и социализирующего воздействия на неё, способна оптимизировать жизнедеятельность людей пожилого возраста, стимулировать их интеллектуальную и физическую активность, развивать творческие способности, способствовать эффективному процессу адаптации в современном мире
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПОЖЕЛЫХ ЛЮДЕЙ В САВРЕМЕННОМ МИРЕ.
1.1. Характеристика положения пожилых
людей в современном обществе
Особое значение для характеристики положения пожилых людей имеют демографические процессы, происходящие в этой социальной группе. В последние десятилетия в России наблюдается демографическое старение, т.е.
увеличивается доля пожилых и старых людей в общей численности населения. Причиной демографического старения служат длительные изменения в характере воспроизводства населения.
Различают «старение снизу», которое, как правило, происходит из-за постепенного сокращения числа рождающихся детей, и «старение сверху», вызываемое ростом числа старых людей в результате сокращения смертности в старческом возрасте при низкой рождаемости.
Кроме того, демографическому старению способствуют и миграции населения, поскольку она затрагивает отдельные возрастные группы, и гибель огромного числа молодежи в различных боевых действиях.
Пожилой, преклонный возраст (55-60 – 75 лет)
Пожилой возраст характеризуется упадком жизненной активности. Как правило, человек сам себя идентифицирует, как пожилой. Не существует чётких возрастных рамок наступления пожилого возраста. Они определяются самим человеком. Но вообще, к примеру, 70 лет вполне можно утверждать о наступлении пожилого возраста. Плодотворная и радостная старость связана с принятием своего жизненного пути. Если человек не принимает такой неизбежный ход событий, то его ожидает кризис пожилого возраста
Пожилой возраст характеризуется изменением жизни во всех её сферах:
Очень неприятная вещь в пожилом возрасте – это потеря памяти, то есть её ослабление. Чтобы этого не произошло, учёные рекомендуют умеренные физические нагрузки. Так пробежка на 2 км. может сохранить память в старости
Две стороны процесса старения
Процесс старения происходит по двум взаимозависимым направлениям: психологическом и физиологическом
У стареющих людей изменяется фигура, человек начинает полнеть, либо, наоборот, худеть. Но чаще всего ожирение является признаком ускорения процесса старения. Ухудшается работа всех органов и систем организма, ослабление иммунитета. Из-за этого пожилые люди чаще подвержены различного рода заболеваниям
Однако разные люди по-разному оценивают процесс своего старения. Некоторые люди начинают задумываться о том, что стареют уже в 30 лет, а некоторые и в 50 стараются выглядеть молодо и не обращать внимание на несколько появившихся морщин
Среди учёных есть расхожие мнения о причинах процесса старения. Большинство, однако, склоняются к теории ДНК. Суть её в том, что со временем ДНК человека испытывает повреждения, эти повреждения и сказываются на процесс старения. ДНК со временем приходит в упадок и не может носить правильной информации о человека, и человек начинает стареть
В массовом сознании роль пенсионера, вдовца, просто пожилого человека – очень неясная и в обществе отсутствуют соответствующие ролевые ожидания. Когда человек стареет, общество и семья как общественная единица не предъявляет к нему никаких требований, отвергает его, тем самым лишает определённой роли, меняет статус.
Ролевая неопределённость деморализует пожилых. Она лишает их социальной идентичности и часто оказывает негативное влияние на психологическую стабильность. Ведь повседневная рутинная жизнь пожилых не является исполнением какой-либо роли.
А кроме того, неструктурированные ситуации поздней жизни вызывают депрессии и тревогу, так как пожилые чувствуют вакуум социальных ожиданий и недостаток норм для них. Пожилой возраст – такая стадия в жизненном цикле, где происходят систематические социальные потери и отсутствуют приобретения.
Главные жизненные задачи выполнены, ответственность уменьшается, зависимость возрастает. Эти потери связаны с болезнями и физическим недомоганием. Эти потери и корреляты зависимости, изоляции и деморализации прогрессивно увеличиваются в поздней жизни.
Они ясно показывают пожилому человеку понижение участия в социальной жизни и увеличение его маргинальности. Потеря ролей. Нравственная система современной западной цивилизации отдаёт предпочтение молодости, энергии, энтузиазму и новаторству как антиподам пассивной, косной старомодной старости.
Все эти ценности вместе с верой в собственные силы, автономией и независимостью передаются в ходе социализации новым поколениям, которые усваивают возрастные стереотипы вместе с интерализацией новых ролевых функций. С этой точки зрения старость представляется как утрата социальных ролей.
Выйдя на пенсию, человек теряет одну из главных ролей – перестаёт быть “добытчиком” в семье, тружеником в общественном смысле. В современном обществе трудовая деятельность выполняет целый ряд функций.
Она не только обеспечивает человеку средства существования, даёт определённый статус, но и реализует социальную активность индивида. На уровне личности она рассматривается как способность к сознательному выявлению и утверждению своего места в системе общественных отношений и самореализации.
Социальная активность является мерой социальной деятельности и её целью является реализация интересов обществ, личности как члена данной социальной общности. Для любого человека трудовая деятельность является предпосылкой его полноценности, интересной жизни, творческой деятельности.
Поэтому необходима работа и пожилым, у которых круг личных интересов значительно ограничивается и суживается.
Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_08/adaptaciya-pozhilyh-ljudej-v-sovremennom/588023.3506856.page1.html